Держатель датчика эхолота своими руками

Эхолотом на современной рыбалке уже никого не удивить, он стал полноправным элементом рыбацкой экипировки. Однако, у рыболовов, которые впервые сталкиваются с применением подобных гаджетов, возникает немало вопросов по различным аспектам их использования. Один из самых частых – крепление датчика эхолота.

Современные приборы эхолокации часто уже содержат в комплекте держатель датчика эхолота, но бывают ситуации, когда необходимо другое решение проблемы, например:

  • нестандартное плавательное средство;
  • несовместимые параметры держателя прибора и транца;
  • отсутствие транца в весельных ПВХ и резиновых лодках;
  • наличие нескольких плавсредств, различных по конструктивным особенностям;
  • и так далее.

Виды конструкций

Все крепления трансдьюсеров, так еще называют эхолотные датчики, можно разделить на две категории по способу установки:

  • на струбцинах;
    крепление струбцина

  • на присосках;
    крепление присоска
  • постоянно на клею;
    стационарный эхолот
  • на элементах, плавающих в воде.
    эхолот в воде

Самыми популярными являются металлические крепления для эхолотов, выполненные наподобие строительных струбцин со штангами и зажимными винтами. Если вы владеете стандартной ПВХ, резиновой или пластиковой лодкой, то наверняка сможете подобрать себе модель, изготовленную какой-либо фирмой. В случае если держатель датчика эхолота, подходящий для вашего комплекта эхолот-лодка, отсутствует в магазине, или в вас живет Кулибин, можно соорудить этот важный элемент и своими руками в домашней мастерской.

Некоторые модели эхолотов снабжают присосками. Это крепление датчика эхолота может быть выполнено как на транец лодки, так и к его днищу.

Для весельных резиновых лодок можно порекомендовать прикрепить держатель датчика эхолота к какому-либо плавающему на поверхности воды предмету, например, к незаменимой пластиковой бутылке.

Заводские крепления

заводской набор

Большинство производимых крепежей состоит из трех основных элементов:


  1. Струбцина. С ее помощью производится крепление датчика эхолота к транцу ПВХ или резиновой лодки или к борту пластиковой или деревянной.
  2. Кронштейн. Соединяет струбцину с крепежным узлом трансдьюсера. Позволяет регулировать высоту установки трансдьюсера.
  3. Узел монтажа. Это место, где трансдьюсер крепят на кронштейн.

В струбцине для перемещения кронштейна предусматривается дополнительный винт для фиксации. Ослабляя этот винт, мы сможем перемещать кронштейн вверх-вниз для выбора лучшей глубины установки трансдьюсера. На конце кронштейна предусмотрены петли или ушки для непосредственной установки трансдьюсера.

струбцина на лодке

Струбцина должна надежно крепиться к транцу, исключая любые колебания конструкции во избежание некорректной работы эхолота.

Высота расположения трансдьюсера относительно поверхности воды очень важна. Дело в том, что при движении лодки образуются различные завихрения воды, а это приводит к появлению под водой, в том числе и в месте расположения датчика, пузырьков воздуха. А вот они в свою очередь могут привести к неприятным последствиям.

Если воздушная прослойка будет возникать между трансдьюсером и водой, это может вызвать:


  • некорректную работу, как датчика, так и всего прибора;
  • неправильной отображение картины исследуемого дна;
  • помехи в отображении картинки на дисплее эхолота.

В связи с тем, что при движении лодки угол между ее днищем и поверхностью воды изменяется по отношению к статичному положению, необходимым условием установки будет возможность регулировки угла поворота между трансдьюсером и кронштейном. Только так можно будет с точностью посылать сигналы излучателя перпендикулярно поверхности воды.

Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать необходимые требования к монтажу трансдьюсера, это относиться и к конструкциям, сделанным своими руками. Держатель датчика эхолота должен иметь:

  1. Надежное крепление, исключающее малейшую вибрацию и колебания датчика.
  2. Корректировку угла наклона датчика относительно поверхности воды.
  3. Корректировку глубины установки трансдьюсера.

Такие же требования можно предъявить и к присосочным держателям. Глубину погружения датчика в этом случае можно менять, «присасываясь» далше или ближе к поверхности воды.

Изготовление держателей


Крепление навсегда

Если вы постоянно выходите на водоем на одной и той же посудине, то можно крепление датчика эхолота сделать постоянным, просто приклеив его в нужном месте конструкции плавательного средства. Этот вариант возможен как для ПВХ лодки, так и для стеклопластиковой. Вклейка ведется при помощи эпоксидного клея, он после схватывания обеспечивает надежное и прочное соединение.

крепление навсегда

Для деревянной лодки можно предусмотреть монтаж трансдьюсера на болтах или шурупах, дополнительно прогрунтовав и прокрасив место крепления. В качестве красящего состава можно использовать битумную мастику или яхтный лак.

Вариант с плавающим датчиком

В том случае, когда вы рыбачите на спокойном водоеме без течения и в вашем распоряжении весельная резиновая или ПВХ лодка, у которой даже транец отсутствует, можно использовать плавающее расположение трансдьюсера. Вот последовательность изготовления такого монтажа:

  1. К скамейке, а она у весельных лодок имеется, крепим корпус эхолота. Можно крепить непосредственно на скамейку, а можно предусмотреть какой-либо кронштейн.
  2. Трансдьюсер крепим скотчем или изоляционной лентой к середине пластиковой полулитровой бутылки, а провод датчика — к ее горлышку.
  3. Опускаем бутылку с трансдьюсером в воду на проводе (он достаточно крепок и в дополнительной фиксации не нуждается).
  4. Для регулировки глубины погружения можно использовать воду, наливая ее в достаточном количестве в бутылку.

Дешево и сердито!

эхолот в бутылке

Съемные самодельные держатели

Для изготовления держателя трансдьюсера понадобится:

  • металлопластиковая труба длиной в один метр и диаметром в 15 мм;
  • металлическая трубка внутренним диаметром в 16 мм, чтобы пластиковая труба вошла внутрь;
  • два хомута;
  • струбцина;
  • резиновые прокладки, их можно нарезать из велосипедной камеры или чего-то подобного;
  • болты М4 с шайбами и гайками – 4 шт;
  • шплинт.

Последовательность изготовления крепления своими руками:

  1. Прикрепляем к струбцине отрезок металлической трубы длиной в 40 сантиметров при помощи двух хомутов и резиновой прокладки.
  2. Вовнутрь металлической трубы вставляем метало пластиковую.
  3. Нижний конец металлопластика расплющиваем.

  4. Делаем в расплюснутом конце два отверстия под крепления датчика.
  5. Крепим двумя болтами трансдьюсер, используя шайбы. Желательно использовать контргайки или граверы для предотвращения раскручивания от вибрации.
  6. Для фиксации трансдьюсера на нужной высоте в пластиковой трубке делаем несколько отверстий под шплинт.
  7. Фиксируем конструкцию при помощи струбцины на транце лодки.
  8. Опускаем трансдьюсер на нужную глубину и фиксируем ее шплинтом.
  9. К верхней части металлопластика крепим корпус эхолота.
  10. Фиксируем провод к трубке изолентой или хомутиками.

Вот так быстро и совсем не дорого можно изготовить надежный и удобный держатель.

Источник: lovlyavsem.ru

Задумал я делать новую штангу для датчика эхолота. Нужна была простая телескопическая конструкция. А что может быть проще телескопической стойки для удилищ, как основы для штанги крепления датчика? Из всех стоек, пересмотренных и перещупанных мной в рыболовном магазине, наиболее подходящей мне показалась стойка от производителя «Флагман». Во-первых, телескопическая конструкция с фиксатором–эксцентриком позволяет быстро и легко регулировать высоту стойки. Во-вторых, стойка изготовлена из треугольного алюминиевого профиля, что также хорошо, поскольку такой профиль способен выдерживать гораздо большие поперечные нагрузки, нежели простая трубка из алюминия.
третьих, стойка имеет внутреннюю резьбу для оснащения различными держателями и даже продается с одним из таких держателей. В-четвертых, просто божеская цена – всего 32 грн.
Теперь оставалось самое малое – несколько укоротить длину стойки и соединить ее со струбциной для получения самого простого варианта съемной штанги для датчика эхолота, а заодно и придумать, как закрепить сам датчик на стойке.
Не хотелось мне тратить время на изготовление крепежа датчика, а потому я просто использовал для этой цели пластмассовый V-образный держатель с соответствующей резьбой. К сожалению, штатный держатель, входящий в комплект стойки, для крепления датчика не совсем подошел – показался несколько хлипким, пришлось покупать другой – из более плотной пластмассы и с резьбовым штырем, изготовленным из цветного металла. Переделка этой «рогатой» подставки для удилища в держатель датчика эхолота произошла до смешного быстро – всего-то потребовалось просверлить в ответвлениях 2 отверстия диаметром 6 мм. Осью послужила латунная шпилька с резьбой М6, проходящая через «уши» датчика и отверстия в «рогачике». Стягивание ответвлений «рогачика» до необходимой степени фиксации датчика в определенном горизонтальном положении осуществляется двумя латунными гайками на концах шпильки. Датчик фиксируется очень надежно и что приятно – нет в таком креплении деталей, которые бы со временем могли бы коррозировать.
Сам процесс укорочения стойки на первый взгляд прост, но есть некоторые особенности.
я начала на основном сегменте необходимо провести точную разметку линии отреза и после этого полностью раздвинуть стойку. Первый распил ножовкой по металлу укорачивает до необходимой длины только основную часть стойки – ту, к которой будет прикреплена струбцина. После этого производится укорачивание внутреннего подвижного элемента, но в два этапа. Первым распилом удаляется часть подвижного элемента с пластмассовым наконечником, выполняющим функцию ограничителя, препятствующего от выпадения подвижного элемента при максимальном раздвижении. Этот наконечник закреплен в подвижном элементе при помощи клея и трехточечного кернения на глубину около 3 см., поэтому и отрезать нужно от края подвижного элемента со стороны ограничителя не менее 3 см. Наконечник-ограничитель мы освобождаем от «объятий» алюминиевого остатка и откладываем в сторону, поскольку нам он еще пригодится. Теперь без ограничителя подвижная часть свободно вынимается из основного сегмента и можно производить второй, окончательный распил. Но для того, чтобы точно рассчитать необходимую длину подвижного элемента, нужно знать как будет соединен со струбциной основной сегмент телескопической штанги. Для меня самым простым и надежным креплением струбцины в полости основного сегмента штанги является заливка части его полости с помещенной внутрь нее частью струбцины обычным эпоксидным клеем. Застывшая масса эпоксидного клея обладает значительной прочностью, а простота такого крепления не требует дальнейших пояснений.
требуется и специально изготовлять какие-либо специальные струбцины, поскольку внутренние размеры основного сегмента стойки достаточно велики и позволяют поместить внутрь струбцины, которые продаются практически в любом магазине хозтоваров. Во всяком случае, подобрать что-нибудь подходящее, исходя из размеров места крепления, не составит труда и не опустошит ваш карман. Желательно, конечно, поискать струбцину, изготовленную из материала, который не подвергается коррозии. Подготовленную струбцину помещаем одной частью внутрь полости основного сегмента со стороны отпила и с другой стороны вставляем в полость основного сегмента подвижной элемент, продвигая его до соприкосновения с частью струбцины. Не вошедшая полностью внутрь основного сегмента часть подвижного элемента и будет лишней. Кроме этого к этой «лишней» длине нужно прибавить 20 мм на высоту головки ограничителя, который будет закреплен в подвижном элементе и 5-10 мм на создание перегородки, которая будет препятствовать вытеканию массы эпоксидного клея из верхней части основного сегмента при заливке. После произведенных замеров твердой рукой отрезаем лишнее у подвижного элемента, вставляем его внутрь основного сегмента, на боковую поверхность пластмассового наконечника-ограничителя наносим несколько капель супер-клея и с усилием помещаем его внутрь верхней части подвижного элемента. Все эти операции очень просты и не требуют каких-либо специальных инструментов.
ределенная сложность может возникнуть только при помещении подвижного элемента внутрь основного сегмента после укорочений обоих. Препятствием здесь оказывается эксцентрик на основном сегменте, который так надежно удерживает подвижной элемент. Именно он не дает вставить обратно подвижной элемент. Бороться с этим просто – плоским предметом (я использовал пилочку для ногтей, пока жена не видела) нужно слегка поддеть эксцентрик и, удерживая его в верхнем положении, вставить подвижной элемент. Кроме этого сложность может возникнуть при создании «внутренней перегородки», отделяющей верхнюю часть основного сегмента штанги для заливки клеем. При малейшем отверстии в такой «перегородке» клей, обладающий на первых порах изрядной текучестью, непременно найдет себе путь «на свободу» и вся работа будет безнадежно испорчена. Не стоит пытаться создать такую перегородку, загоняя внутрь куски древесины, пробки или пенопласта. Гораздо проще воспользоваться кусочком пластилина, создав с его помощью клеенепроницаемую перегородку. Делается это так. Пластилин до необходимой пластичности раскатывается в ладонях, формируется шарик несколько больший по размеру, чем полость и подходящим предметом, например, тупым концом карандаша постепенно по периметру проталкивается внутрь полости на необходимую глубину. После достижения нужной глубины, что определяется упором пластилина в верхнюю часть подвижного элемента, пластилин аккуратно формуется и в заключение проводится проверка герметичности. Это можно сделать водой, налитой в отделенную секцию. Если нет отверстий – вода остается в полости и объем ее не уменьшится. Если же вода «ушла», надо провести более тщательную формовку пластилина-перегородки. С целью еще более прочного соединения струбцины с основным сегментом желательно провести легкую обвальцовку краев основного сегмента, простучав их молотком. Но это необязательно.
Осталось только закрепить основной сегмент так, чтобы он находился в вертикальном положении, например, в тисках, закрепить в нужном положении струбцину, так, чтобы она была обращена зажимом к плоской стороне основного сегмента штанги, и залить полость эпоксидным клеем, подготовленным по инструкции из смолы и отвердителя. А через сутки, после того как эпоксидная масса застынет и достигнет необходимой прочности, штанга крепления датчика эхолота уже может быть использована в деле. Выставление необходимого положения датчика в горизонтальной плоскости осуществляется путем подбора толщины прокладки между узлом соединения и штангой, что определит положение датчика после полного вкручивания этого узла в штангу.
Данная конструкция очень проста и надежна, может использоваться как на гребных лодках, так и лодках с моторами. Единственный недостаток в такой «стационарной» конструкции — надо быть внимательным и не допускать наезды на препятствия, иначе можно и не избежать поломки датчика эхолота.
Второй вариант штанги для крепления датчика эхолота предназначен именно для передвижения по «пересеченной местности». Каждый раз снимать-крепить штангу с датчиком неудобно. Гораздо проще во время пересечения сложных участков просто поднять штангу с датчиком на время из воды, не позволяя наматываться на сам датчик пучкам водорослей. А значит, нужна поворотная конструкция штанги в вертикальной плоскости.
Такой узел взят за основу из старого фотоштатива без каких-либо существенных переделок. Поворотный узел – шариковый с эксцентриком и винтовым зажимом. Крепление поворотного узла к штанге выполнено также эпоксидной смолой. На сам штатив закреплен П-образный профиль и к нему прикреплены ополнительные пластинчатые держатели штанги, расположенные ниже относительно поворотного узла. Держатели слегка изогнуты для более прочного удержания штанги. Степень зажима штанги регулируется углом изгиба держателей. А конструкция поворотной головки струбцины обеспечивает при прохождении «сложных» участков расположение штанги выше уровня воды.
Для наглядности ниже привожу ряд фото. Будут вопросы – задавайте.
Полная версия моего графоманства в газете «Рыбачок» № 23.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Источник: kharkiv.fishing

ПЛАТНЫЕ ПРУДЫ:     

Источник: fion.ru


Categories: Эхолоты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.