Установка эхолота на лодку пвх

Установка эхолота на лодку-правильная установка датчика эхолотаС каждым днём растёт количество эхолотов у обладателей разнообразных плавсредств. Вместе с ростом продаж растёт и количество вопросов и жалоб на некорректную работу эхолотов, хотя сами эхолоты в этом, как правило, не виноваты. Эхолот может работать некорректно только в двух случаях: если он не исправен и если его датчик (излучатель) неправильно установлен. Третьего не дано.

 

Так как вопрос неисправности решается гарантийными обязательствами, то говорить будем о правильности установки датчика (излучателя) на лодку. Особенно это касается быстроходных лодок с мощными двигателями.

КАВИТАЦИЯ

Кавитация (от лат. cavitas — пустота), образование в жидкости полостей (кавитационных пузырьков, или каверн), заполненных газом, паром или их смесью. Кавитация возникает в результате местного понижения давления в жидкости, которое может происходить либо при увеличении её скорости (гидродинамическая Кавитация), либо при прохождении акустической волны большой интенсивности во время полупериода разрежения (акустическая Кавитация). Перемещаясь с потоком в область с более высоким давлением или во время полупериода сжатия, кавитационный пузырёк захлопывается, излучая при этом ударную волну. Кавитация разрушает поверхность гребных винтов, гидротурбин, акустических излучателей и др.

Главный враг эхолота — это кавитация, возникающая при движении. Обычно датчик (излучатель) эхолота крепится на транце лодки и пузырьки воздуха, движущиеся вдоль поверхности днища, очень сильно рассеивают и поглощают ультразвук, в результате чего эхолот «теряет» дно и «слепнет». У разных моделей эхолотов это выражается по-разному: цифры глубины мигают, цифры пропадают, эхолот показывает несуществующие глубины и т. д. В любом случае это неприятно, а виновата в этом только неправильная установка датчика (излучателя). Если такое случилось с Вами, то попробуйте дотянуться до датчика и ладонью провести по его нижней поверхности. Если прибор заработал, то виноваты те самые крошечные пузырьки воздуха.

Дело в том, что разные корпуса дают разную кавитацию, и панацеи здесь нет, есть только специалист, который хорошо понимает, в каком месте лучше ставить датчик( излучатель). К глубокому сожалению таких специалистов единицы и они не в состоянии помочь всем. Выход, однако, можно найти. Можно датчик крепить таким образом, чтобы его можно было перемещать по высоте, а можно перед тем как крепить датчик намертво создать временное крепление и опытным путём установить, где его лучше закрепить. В любом случае необходимо очень серьёзно отнестись к установке датика, ибо переделывать всегда хуже, чем делать заново.

Как правильно установить эхолот на лодку

Кроме места установки, необходимо следить и за его положением в горизонтальной плоскости, т. к. это тоже влияет, как на бесперебойную работу, так и на достоверность выдаваемой информации.

Установка эхолота на лодку-правильная установка датчика эхолота

 

На этом рисунке показано, как крепится датчик «в идеале», но иногда приходится искать более подходящее место или глубину его погружения.

Установка эхолота на лодку-правильная установка датчика эхолота

 

Датчик должен быть строго горизонтален поверхности воды, но не всегда положение всей лодки будет одинаковым при движении с разной скоростью. Следовательно нужно определить положение лодки на тихом ходу и на глиссере, и устанавливать излучатель, чтобы его положение было наиболее близким к горизонтальному в этих положениях.

 Установка эхолота на лодку-правильная установка датчика эхолота

 

 

Cамое плохое положение датчика, кавитация будет создаваться и самим датчиком. Некорректная работа эхолота — гарантирована.

 

 

 

 

Установка эхолота на лодку-правильная установка датчика эхолота

 

 

 

 

При таком положении датчика данные о глубине будут искажены.

 

 

Установка эхолота на лодку-правильная установка датчика эхолота

 

 

 

 

Идеальное положение датчика.

 

 

 

 

В любом случае, чем глубже будет опущен датчик, тем лучше. Однако, следует учитывать, что при более глубоком положении эхолота, он будет создавать большее сопротивление при передвижении.

На лодках с пластиковыми корпусами датчик можно ставить изнутри лодки, как это показано на рисунке:

Установка эхолота на лодку-правильная установка датчика эхолота

 

При обнаружении некорректной работы эхолота не спешите сразу нести его продавцу. Попытайтесь сначала понять причину. Самый простой способ — остановить лодку, рукой протереть нижнюю поверхность датчика, выключить и снова включить эхолот. В 99% случаев эхолот снова заработает. Затем можно начать движение и отследить момент начала сбоя.

Ничего сложного в этом нет, надо просто уделить установке датчика эхолота  больше внимания.

Автор статьи: Олег Тартак

www.prospinning.ru

В принципе, задача по установке эхолота на надувную рыбацкую лодку возникает у рыболовов довольно часто, и у этой задачи есть куча возможных решений. И сегодня я предложу свой собственный вариант, который, от большинства других, отличается экономичностью и удобством в эксплуатации. Сегодня расскажу, как поставил эхолот lowrance hook-3x dsi на лодку «Фрегат» 300Е. Ну и, заодно, проведу небольшое первичное описания эхолота данной модели, поскольку она, на сегодняшней день, является самым доступным полноценным сканером, и вызывает неподдельный интерес у рыболовов. Конечно, полное описание я сделаю, как испытаю эхолот «в бою», но пока поделюсь первыми впечатлениями.

На самом деле, чаще всего как раз и возникает ситуация, когда нужно установить эхолот размера hook-3 или hook-4 на лодку длиной порядка 3 метров, поскольку, в силу финансовых особенностей, именно эти модели эхолотов и лодок являются самыми популярными сегодня. Так что всё то, что применимо к моему комплекту, в принципе, будет применимо к большинству других современных лодок и эхолотов.

И так купил эхолот, привёз, распаковал коробку. Комплектация, что называется, соответствует цене – всё необходимое и ничего лишнего, так сказать, аскетичный вариант. Впрочем, это ожидаемо и полностью соответствует философии данной модели – иметь основную функцию, свойственную более дорогому сегменту, в ущерб всему остальному (напомню, речь идёт не о классическом эхолоте, а о сканере DSI).

Далее посмотрел на бумаги, но скорее ради интереса. Поскольку опыт установки более сложных моделей со множеством подключаемых модулей у меня имеется, то для работы с Hook-3 DSI мне смотреть в инструкцию было не за чем. Однако я просто ради интереса решил проверить, как с этим делом в бюджетном сегменте (ибо даже по части премиального сегмента именно к сопроводительной документации лично у меня были вопросы).

Чудес ожидать не приходится – памятка по установке эхолота полностью на английском, русская же инструкция напоминает брошюры к зарубежной технике из 90х (это ещё те, где наушники называли «головные телефоны», помните?) – текст переведён не полностью, картинки такого ужасного качества, что самая дешёвая газета на их фоне покажется шедевром. И ладно ещё, мне инструкция не нужна, и, если что, английский я знаю. А представьте себе человека, который впервые в жизни купил эхолот и знает только русский – каково ему будет с эти разобраться?

Так что за сопроводительную документацию здесь дилерам можно поставить жирный минус. И это претензии именно к дилерам, а не к именитому американскому производителю. Уверен, что они просто понадеялись, что русские партнёры сделают всё на высшем уровне, соответствующем статусу самого известного в мире производителя эхолотов. А наши, как всегда, поступили «на авось», и пока это срабатывает, к сожалению…

Хотя, нет, справедливости ради, надо сказать, что небольшой косяк есть и в англоязычном тексте – очень уж он поверхностен и краток. Такой текст может претендовать на статус «краткой инструкции», но это предполагает обязательное наличие полного варианта, которого в комплекте с эхолотом нет. А, между тем, некоторые моменты, для непосвящённого пользователя, прояснить бы не мешало. Например, в тексте не сказано ничего конкретного про рекомендуемые и максимальные глубины использования той или иной частоты датчика, хотя этот параметр очень важен. Да, я это и так знаю, но, опять, представим, что человек впервые держит в руках эхолот…

Впрочем, что я про бумажки, большинство наших соотечественников, даже если прибор они видят впервые и смотрят на него, «как баран на новые ворота», обратятся не к инструкции, а к русской смекалке. И действительно, сборка и установка эхолота интуитивно понятна, а меню самого прибора – проще некуда. Думаю, что с ним легко сможет справится и 4х летний ребёнок.

Эхолот полностью соответствует философии минимизации – там есть минимум функций, и доступ к ним предельно прост, а наиболее важные из настроек применяются одним нажатием кнопки. Например, по такому принципу работает изменение частоты датчика и интервала глубин.

Корпус сделан на совесть – никаких скрипов, люфтов и прочего просто нет. С проводами, правда, несколько неожиданно поступили – в комплекте к датчику идёт провод аж на 6м, при этом до АКБ провода с клеммами едва ли имеют метр. Такая компоновка обычно применяется на более дорогих моделях, когда эхолот встраивается в бортовую сеть катера, а датчик надо довольно далеко протягивать. На стандартной же надувной лодке, наверняка большая часть провода будет просто болтаться под ногами, а вот контакты к АКБ придётся удлинять. Впрочем, вероятно, что это следствие экономии средств в силу унификации, ведь данный датчик как раз и используется на более дорогих моделях.

А вот на что стоит обратить внимание, так это на экран, вернее на то, что он ОЧЕНЬ легко карябается. Я, например, умудрился его покарябать, просто протирая салфеткой. Так что рекомендую сразу же наклеить на экран защитную плёнку, благо, стоит она не дорого и продаётся везде, а уберечь прибор сильно помогает.

Далее я прибор включил (имитация бортовой сети на 12В у меня имеется, так что он неё и запитал), но, поскольку дело было в квартире, то проверить работу самого датчика не получилось. Единственное, на что я обратил внимание в этом деле – на частоте 455кГц датчик издаёт уловимые человеческим ухом шумы, а вот на 800 кГц таковые отсутствуют. Впрочем, это не минус, это просто особенность такая, на которую, если честно, раньше я внимания не обращал, поскольку никогда не включал эхолот «на сухую».

А вот экран произвёл двоякое впечатление. С одной стороны, честно, я ожидал, что при его размерах, видимость будет намного хуже. Однако нет, вполне себе всё детально и хорошо видно (по крайней мере, в режиме эмуляции), а запас по яркости даёт основание подумать, что и на солнце с экраном проблем не возникнет. Но вот с другой стороны, экран этот не цветной, как о том пишут во всех описаниях, а трёхцветный! Фактически, гамма оттенков состоит из смеси серого, белого и синего. В принципе, такой экран не сильно отличается от чёрно-белого, однако производитель, не совсем корректно, пишет, что экран цветной. Да, формально, конечно, это так, но, перефразируя известную фразу Генри Форда, можно сказать, что «пользователь в праве выбрать любой цвет, при условии, что он будет синем».

Хотя, в принципе, я не вижу проблем сегодня оснастить устройство нормальным цветным экраном, и на стоимости это почти не отразиться, ибо экраны такого размера и с таким низким разрешением стоят копейки (для сравнения, полностью в сборе экран iPhone, вместе с сенсором, стоит, на момент написания обзора, 2500р, но там и разрешение больше, и размер больше, и матрица IPS, да и сенсор встроенный).

Короче, подводя резюме предварительному знакомству с lowrance hook-3x dsi можно сказать, что альтернативы, за свои деньги, этот эхолот не имеет, и всё равно его можно рекомендовать к покупке, но, честно скажу, что есть моменты, который производитель мог бы улучшить, при том, с минимальными вложениями и при минимальном удорожании прибора.

Впрочем, это всё теория, а настало время практики. Хотя, нет, сначала была работа…. А точнее, мозговой и трудовой штурм, итогом которого стала установка эхолота, вместе с остальным оборудованием, на лодку «Фрегат 300Е».

Конечно, самое простое – это закрепить подставку на банке и купить специальную струбцину для датчика на транец. Но это, что называется, «не наш метод». Банку сверлить не хотелось, с одной стороны, от того, что морская фанера, из которой она сделана, хорошо держит воду лишь до тех пор, пока не нарушен защитный поверхностный слой, а через отверстие от винтов влага неизбежно начнёт попадать внутрь (впрочем, банку и купить можно запасную, так что основная проблема даже не в этом). Во-вторых, при рыбалке в два человека банально не удобно, когда эхолот находится либо сбоку от тебя, на твоей банке, либо на банке пассажира, т.е., очень далеко (и мне, очкарику, просто не видно было бы, что он там показывает). Так что было решено корпус эхолота крепить отдельно.

Для этого из доски и фанеры я сделал столик, состоящий из двух опор и, собственно, самой площадки для крепления эхолота. При этом, площадку умышленно сделал больше, чем надо, дабы там ещё и навигатор располагался.

Далее это всё собрал и покрасил. И хотя я понимаю, что в зимнее время, в квартире, хотелось бы обойтись без лакокрасочных работ, но ничего не поделать – если не красить, то крепление «умрёт» за один сезон. Так что установил на балконе табурет, закрыл всё бумагой, чтобы краской случайно не капнуть, и устроил там покрасочный цех (балкон застеклён и утеплён — там всегда положительная температура). При этом, если честно, в квартире слегка ощущался запах краски, но не критично (дым сигарет его вполне перебивал). Правда, из-за относительно низких температур на балконе, скорость высыхания краски явно превышала заявленные 24 часа, что затянуло работу по обустройству лодки.

Но, в итоге, площадка была готова, и оставалось только закрепить на ней эхолот. Что и было благополучно сделано. Основное преимущество такой площадки – её можно двигать как угодно и расположить так, как будет удобно в каждом конкретном случаи (конечно, при условии, что лодка оснащена салазками для крепления банок, впрочем, почти все современные лодки именно такие).

Со струбциной решил поступить аналогично. Да, конечно, в продаже есть уже готовые решения, но, во-первых, даже при учёте невысокой стоимости этого детали, я не понимаю, из чего эта стоимость складывается и просто не хочется быть лохом и платить 1,5К за 40см железки с винтиком, во-вторых, мне надо было опустить датчик чуть ниже стандарта, поскольку в задумках была идея провести эксперименты по развороту датчика по ходу движения и использованию эхолота в качестве вперёдсмотрящего (про этот эксперимент напишу отдельно, если будут положительные результаты).

В итоге, я просто взял небольшой брус 50х50мм, отрезал от него требуемый кусок, покрасил его, прикрепил к нему датчик, а к транцу всё это закрепил струбциной. Собственно, мне это обошлось в цену бруса, ибо остальные детали у меня были, но даже если учесть стоимость краски и струбцины, то всё равно получится не больше 300р, так что откуда там берутся 1,5К, за которые можно купить готовое решение в магазине, я вообще не знаю.

Отдельно следует сказать о креплении датчика – вообще, судя по всему, он рассчитан на крепление непосредственно на транец лодки, но поступать так я вам категорически не советую. Дело в том, что место крепления датчика всегда находится под водой, от того, через винты в транец будет просачиваться эта самая вода. Таким образом, крепление датчика на транец существенно сократит «время жизни» лодки. Так что лучше использовать для этой цели отдельное крепление.

Но беда в том, что крепление датчика по габаритам шире используемого бруса, и я прибег к уже опробованной на рабочих лодках методике – погнул крепление так, чтобы два винта были снизу бруса, а два – сбоку.

С другой стороны на брусе закрепил струбцину, при том, закрепил жёстко, при помощи саморезов, дабы исключить возможные люфты. Для этих целей я использовал струбцину из жёсткого пластика, но если такой достать не получится, то можно и железную применить, хотя, добиться жёсткости крепления тогда будет сложнее.

В итоге, крепление датчика у меня получилось, во-первых, съёмным, а во-вторых, позволяло разворачивать сам датчик по ходу движения лодки.

В итоге, эхолот был смотнирован на лодку, да так, что его можно без проблем нацепить, когда надо, или же, если есть необходимость, то можно использовать лодку и без него.

Подключение же питания я сделал в общую бортовую сеть, питающеюся от аккумулятора. Подробнее об этом я ещё напишу, а пока просто обозначаю, что эхолот подключается не напрямую к АКБ, а через специальный разъём (в моём случаи – от акустической системы) в распределитель бортового электричества.

При этом, эхолот, имея функцию отображения текущего напряжения бортовой сети, является ещё и индикатором остаточного заряда, что избавило от необходимости устанавливать отдельный контрольный прибор (что довольно важно при использовании автомобильных аккумуляторов, которые не любят сильного разряда).

P.S.
На всех фотографиях лодка показана в не комплектном варианте, без жёсткого дня и кормовой банки, но, думаю, что для оценки метода установки эхолота, этого вполне достаточно.

pivo-msu.livejournal.com

Наконец определились и выбрали подходящую модель. Теперь комплектация всем необходимым:

1. Источник питания. Батарея (В комплект эхолота не входит)

  • Обыкновенная необслуживаемая батареяОбыкновенная необслуживаемая батарея. Ее относительно легко найти в продаже. Главное, убедитесь, что она достаточно свежая. Наиболее удачная емкость батареи для большинства эхолотов 7Ah. Такой батареи для черно-белой модели хватит на 3 дня активной рыбалки, практически не выключая питания. Для питания цветной модели такой аккумулятор протянет приблизительно 2 дня (зависит от яркости экрана, частоты включения, размера экрана и т.д.), что вполне достаточно. Но все же, рекомендую обзавестись на всякий случай второй такой же батареей и спрятать ее где-нибудь в машине, если вдруг, в неподходящий момент «сядет» первая батарея, потому что забыли зарядить ее после прошлой рыбалки, или, если собрались рыбачить больше 3 дней.

    В тоже время, если Вы обзавелись серьезной техникой, например, Lowrance HDS-8 c дополнительным блоком Lowrance StructureScan и собрали все это в коробке для мобильного использования, что, кстати, реально и очень удобно для использования на «резинках», лучше подойдет 12-ти, а ещё лучше 20-ти Ah аккумулятор.

    И наконец, если Вы собираетесь использовать эхолот зимой — лучше купить маленький блок, чтобы собрать 4-х амперный аккумулятор из стандартных батареек. Такой комплект будет легкий, компактный и быстрый (в смысле быстро включаемый и выключаемый), с предельно низким энергопотреблением.

  • Для стационарного подключения на лодке можно использовать бортовое энергоснабжение. Но в этом случае есть особенности. Например, при неправильном, как оказалось впоследствии, подключении однажды у меня в буквальном смысле слова выгорело пол эхолота в результате скачка напряжения в сети. Что интересно — предохранитель перегорел после разрушения прибора. Еще одной неприятностью может быть отключение питания или перезагрузка эхолота во время завода двигателя. Поэтому стационарную установку лучше доверить специалистам.
  • Зарядное устройство. Главное — достаточная скорость зарядки и безопасность. Лучшие зарядки на рынке — это СТЕК (Швеция). Отличаются способностью полностью на 100% заряжать батарею. Полностью безопасны — при «переполюсовке» или после полной зарядки сами отключаются, могут заряжать при отрицательных температурах, исключают искрение при подключении клеммы, полностью безопасны для окружающей бортовой электроники во время зарядки источника питания, влагозащитные и ударопрочные. Также, некоторые модели способны восстанавливать «уставшие» батареи и быть безопасным источником питания для 12-ти вольтовой электроники от сети 220В. В своих рекламных материалах СТЕК утверждают, что генераторы наших двигателей заряжают батареи лишь на 80%, постоянный «недозаряд» разрушает батарею, а их зарядное устройство заряжает на 100%. Поэтому они рекомендуют профилактически, время от времени, заряжать все имеющиеся в хозяйстве батареи, с целью продления их службы, не говоря уже о режиме восстановления «уставших» батарей.

    Про остальные зарядки не знаю, так как пользуюсь только СТЕК. Мне просто страшновато оставлять «непонятно» работающую подзарядку без присмотра. Я знаю, что если что-то не так, он сам отключится и «уснет» (переключится в режим ожидания), а не вспыхнет в помещении.

2. Струбцина крепления датчика к корме

На сегодняшний день придумано много разных конструкций, в основном удачных. Конкретно для вашей лодки следует обратить внимание на достаточную длину штанги, чтобы дотянуться датчиком до угла транса (кормы). Ее длина должна позволить вынести датчик на уровень линии днища Вашей лодки. С этим могут быть определенные сложности, если лодка имеет высокий транец и большой угол кильватости в корме. Хотя на таких лодках чаще всего ставят датчик стационарно на транце.

Второй момент — это достаточная ширина захватной части струбцины. Бывает что транцевая доска настолько широкая, что даже полностью вывинченный болт струбцины все равно не позволяет одеть ее на транец.

Струбцина для крепления эхолота

Струбцина для крепления эхолота

3. Коробка-кейс и как все правильно собрать «до кучи»?

Первый вариант — на рыболовном ящике.

Первый вариант - эхолот на рыболовном ящике

Популярный, но, по моему мнению, не самый лучший вариант.
Недостатки: недостаточно устойчивая конструкция (может кувыркнуться), сложно отыскать подходящий размер, относительная дороговизна.
Достоинства: достаточно высокая прочность особенно при минусовых температурах. Такой ящик не боится долгих лет работы под ультрафиолетом и затем на морозе.

Мой способ.

эхолот и 	кейс

эхолот и 	кейс

В разобранном виде.

эхолот и 	кейс - в разобранном виде

В походном положении.

эхолот и 	кейс - в походном положении

Достоинства: легко отыскать на хозяйственных рынках, много размеров, видно, что внутри, очень устойчив, невысокая стоимость.
Недостатки: хрупковат на морозе, особенно после нескольких лет эксплуатации под влиянием ультрафиолета. Желательно укрепить дополнительно пластинкой внутреннюю сторону крышки, если устанавливается относительно тяжелая «голова», например HDS-8 или HDS-10 (хотя для такой техники лучше подобрать что-то поприличнее, например, ударопрочный, водозащищенный кейс точно подобранного размера).
ударопрочный, водозащищенный кейс для эхолота

За неименем, на первое время можно обойтись и рассмотренным ящиком. При выборе обращайте внимание на качество пластика (желательно максимально эластичный) и, особенно, обращайте внимание на хорошее исполнение боковых застежек. Практика показывает, что ящика хватает на сезон, но учитывая копеечную стоимость и удачную форму все равно, как по мне — оптимальный вариант. Еще удобно, что он прозрачен, и видно все ли на месте не открывая крышку. Для продления жизни ящик можно обмотать по периметру скотчем.

4. Правильная установка датчика-излучателя

От этого напрямую зависит качество картинки на экране и способность работать на максимальных скоростях.

Правильная установка датчика-излучателя эхолота

Правильная установка датчика-излучателя эхолота

Линия транца условно разделяет датчик пополам. Датчик по возможности перпендикулярен поверхности воды или в данном случае земли без наклонов вперед или назад. Гайка затянута в меру сильно, чтобы при ударе позволить датчику откинуться назад. Но в тоже время не очень, чтобы он не подворачивался просто от давления набегающего потока. Кронштейн датчика имеет длинные прорези для сдвигания его вверх или вниз. Изначально поставьте датчик в центр прорезей, чтобы в дальнейшем было место для маневра. Если в ходе рыбалки у Вас вдруг пропало нормальное изображение, первое что Вы должны сделать — это проверить рукой положение и, вообще, наличие датчика. Делать это нужно осторожно, лучше выключив эхолот. Однажды проверяя установку одного мощного датчика я испытал очень неприятные ощущения.

Правильная установка датчика-излучателя эхолота

Два типа установки датчика
: стационарный вариант и на струбцине. Струбцина позволяет при необходимости снять датчик и перенести на другую лодку. В тоже время струбцина имеет риск быть незаметно сбитой или сдвинутой в сторону, что может привести к ухудшению изображения.

На 	гребной лодке без двигателя лучше установить датчик эхолота по килевой 	линии

На гребной лодке без двигателя лучше установить по килевой линии.

Что касается сдвига датчика вправо-влево по транцу (это касается в основном глиссирующих лодок) — здесь все несколько сложнее. Многое зависит от конкретной лодки, точнее от формы и конструкции днища, особенно ее реданов. И место установки определяется каждый раз индивидуально с последующим тестом на воде.

Хорошо установленный трансдюсер (датчик) в идеале должен:

  • Держать контакт с дном на любых скоростях при полном вывороте руля вправо-влево на максимально возможной скорости.
  • Не влиять на крен лодки.
  • Не создавать существенных брызг за кормой, обливающих пассажиров и мотор особенно при заморозках.
  • Отображать на максимальной скорости большой косяк рыбы и крупную корягу.
  • Быть достаточно защищенным от механического воздействия льдин или жестких водорослей, например чалима (водяного ореха).
  • Работа двигателя должна создавать для него минимальные помехи.

Можно порекомендовать одолжить на время у кого-то струбцину и подвигать ее вверх-вниз, вправо-влево. Таким образом, предварительно найти место установки без сверления транца в ненужном месте.

Для качественного изображения на экране, важно:

Для 2Д датчиков (сонаров) с частотами 200, 50, 83 кГц: По возможности как можно горизонтальнее установить рабочую поверхность датчика.

Точностью наклона вправо — влево можно особо не заморачиваться. Принцип работы такого типа датчиков построен так, что бортовая качка и крен (наклон судна в сторону борта) особо не влияют на показания. В тоже время постоянный неправильный наклон вперед-назад делают изображение как минимум некрасивым. Конечно, если датчик от удара сильно подскочил назад — это естественно отразится на показании глубины (в большую сторону разумеется). Поэтому, если вдруг в знакомом Вам месте глубина стала намного больше, чем было всегда — проверьте, не поднялся ли датчик.

Датчик эхолота должен быть строго горизонтален поверхности воды
Дуга-рыба. На современных эхолотах со встроенным Бродбенд процессором дуга-рыба будет более толстая, даже скорее объемная. Если вы заметили, что на экране все объекты в толще воды наклонились вперед или назад — это значит, что Ваш датчик наклонился и его нужно поправить.

Для сканирующих датчиков с частотами 800-455 кГц: Датчик без боковых лучей, в принципе, еще менее требовательный к точности всех наклонов (по крайне мере мне так показалось). Но, тем не менее, искажает картинку при качке несколько больше, чем 2Д сонар датчик. И сделать с этим ничего не получиться, кроме как выбирать погоду или курс лодки таким образом, чтобы свести к минимуму качку судна.

Скришот экрана сделанный в открытом море при значительном 	волнении.
Скришот экрана сделанный в открытом море при значительном волнении.

Датчик боковых лучей к наклонам вперед-назад не слишком требователен. Но наклоны вправо-влево ощутимо влияют на картинку в экране. То есть при наклоне на один борт качество изображения, скорее всего, существенно не измениться, просто полоски полезного изображения справа-слева от лодки будут разной величины — одна большая, другая маленькая. Из этого вывод — старайтесь держать лодку в горизонте, то — есть без крена на один борт. Бортовая качка еще больше ухудшает изображение боковых лучей. Выход, как и в случае с датчиком без боковых лучей — погода и курс.

Бортовая 	качка еще больше ухудшает изображение боковых лучей.

Есть еще одно решение — вынести датчики на буксируемую торпеду. Смысл в том, что лодка живет своей жизнью, а датчики на торпеде своей, более спокойной. Плюс на качество работы меньше влияет поверхностные шумы (волна, турбуленция, пузырьки, и т.д.). Также, это достаточно удобное решение для работы на арендованном, чужом судне с высокой неудобной, порой даже невозможной для установки струбцины кормой.

Лично мой портативный сканирующий эхолот с системой (планшетным компьютером) для создания 3Д карт высокого разрешения и подключения подводной видеокамеры для записи изображения умещается в небольшой герметичный ударопрочный чемоданчик. А торпеда разбирается до обычного пластикового цилиндра. Все это имеет минимальный вес и габариты для наименьшей переплаты за багаж в случаи авиа перелета.

В следующей статье цикла постараюсь, насколько это возможно просто, растолковать: какие частоты и лучи бывают, для чего они нужны, что они нам дают, когда, какие и как использовать.

eholot-lowrance.ru

Место установки эхолота

Хорошая лодка ПВХ незаменима для рыбалки, но эхолот для получения адекватных показаний требует выполнения нескольких условий:

  • Эхолот и спиннинг на креплении
    Транец – это наиболее часто используемое место для крепежа на всех типах ПВХ лодок

    Перпендикулярный к поверхности воды сигнал от датчика (трансдьюсера). Только так можно добиться правильной картины дна;

  • Отсутствие пузырьков воздуха под водой около датчика в результате возникновения завихрений при движении лодки;
  • Исключение даже небольшой вибрации трансдьюсера.

Исходя из этих особенностей, рекомендуется три основных места для крепления датчика:

  • Транец. Это наиболее часто используемое место для крепежа на всех типах ПВХ лодок. Так обеспечивается необходимая жесткость, возможность корректировки положения при помощи заводских или самодельных креплений;
  • Днище лодки. Еще один распространенный метод, позволяющий добиться правильных показаний. Используется клей или присоски, часто включающиеся в комплектацию прибора;
  • Выносной способ. При отсутствии транца или постоянно меняющихся плавательных средствах можно использовать пластиковую бутылку, которая позволит разместить изделие перпендикулярно воде. Глубину погружения можно регулировать доливая или убирая жидкость из бутылки.

Непосредственно экран эхолота чаще всего крепится:

  • Скамейка в удобном месте. Это может быть кронштейн, присоска, клей. Каждый определяется самостоятельно;
  • Днище или боковая поверхность. Способы крепежа практически те же – клей или присоска.

Крепление эхолота

Каждый прибор комплектуется системой крепления, помимо этого подобрать крепеж можно под себя, он доступен в продаже отдельно. Но наши люди не привыкли доверять важное дело производителям, поэтому существует несколько вариантов самостоятельного изготовления.

Заводской способ

Наиболее распространенным креплением является вариант жесткой установки на транец при помощи следующих приспособлений:

  • Струбцина. Обычно выполняется из нержавеющего материала с резиновой прослойкой, позволяющей плотно и надежно закрепить изделие к жесткой поверхности лодки;
  • Кронштейн. Трубка, дающая возможность регулировать датчик по глубине, а в дорогих моделях и углу поворота;
  • Крепежный узел для трансдьюсера. Этим приспособлением датчик прижимается к кронштейну.

Порядок работы:

  • Крепление эхолота к лодке пвхСтрубцина плотно прижимается к транцу. При наличии двигателя положение изделия подбирается так, чтобы исключить неудобства при маневрировании. Место крепления обычно переносится вправо или влево ближе к борту;
  • Датчик жестко крепится к кронштейну, опускается на необходимую глубину;
  • Кронштейн с помощью специального болта прижимается к струбцине;
  • Проводится корректировка по глубине и углу к поверхности. Для этого зажим на струбцине слегка отпускается и кронштейн двигается в необходимом направлении. После этого вся конструкция жестко закрепляется.
  • Экран эхолота помещается на скамейке или днище. Возможен вариант с присоской на резиновом борту.

Преимущества:

  • Возможность быстрого монтажа и демонтажа. Для лодки ПВХ это важно, так как она после окончания рыбалки обычно сдувается и складывается;
  • Надежность крепления, корректное расположение датчика, простая корректировка.

Недостатки:

  • сравнительно высокая цена;
  • жесткость конструкции может привести к серьезным повреждениям транца при наезде на препятствие, поэтому управлять лодкой нужно крайне осторожно.
Заводское крепление эхолотов
Кронштейн с помощью специального болта прижимается к струбцине

Самодельное крепление

Вариант 1

Намного дешевле изготовить конструкцию самостоятельно. Для этого понадобится:

  • Обычная металлопластиковая труба около метра длиной;
  • Трубка из нержавеющего материала, диаметр которой будет немного больше металлопластиковой;
  • Струбцина. Легко находится в строительных магазинах;
  • Болты с шайбами, резиновые прокладки (можно использовать старые велосипедные камеры), хомуты, шплинт.

Порядок действий:

  • При помощи хомутов и прокладок крепим металлическую трубу длиной около 0,4 метра к струбцине;
  • Вставляем во внутрь металлопластик, нижний конец которого расплющиваем. Сверлим 2 отверстия для крепления датчика с помощью болтов, гаек. Обязательно использование шайб;
  • Трансдьюсер закрепляется, а провод от него пропускается внутри трубы;
  • Струбцина становится на свое место (транец), а длина металлопластиковой трубы выставляется с помощью шплинта и просверленных заранее отверстий;
  • На выступающий вверху конец металлопластика любым удобным способом крепится экран.

Вариант 2

Самодельное вклеивание в корпус лодки
Данный способ подойдет для людей, постоянно пользующихся одной и той же лодкой

Другой способ крепления датчика раз и навсегда заключается в его вклеивании в корпус. Как это делается:

  • Около киля снимаются все слои на днище вплоть до внешнего;
  • При помощи эпоксидного клея датчик приклеивается к поверхности. Малая толщина резины не способна помешать нормальной работе трансдьюсера;
  • Оставшееся место от выреза заливается тем же составом.

Данный способ подойдет для людей, постоянно пользующихся одной и той же лодкой, а при хранении в свернутом состоянии вреда датчику нанесено не будет.

Вариант 3

Вынос датчика за пределы плавательного средства. Простая инструкция:

  • скотчем или изолентой трансдьюсер крепится к середине пластиковой бутылки, объемом от 0,5 до литра;
  • провод от датчика теми же средствами закрепляется на горлышке;
  • экран становится на скамейке, к нему подключается провод;
  • в бутылку наливается вода до тех пор, пока не будет достигнута необходимая глубина погружения датчика.

Подойдет для водоемов без течения или заводей.

Блиц-советы

  • Эхолот и рыба на крючкеВсегда старайтесь использовать заводские крепежи – это надежнее. Выделяют всего несколько случаев, когда действительно стоит проявить собственную техническую мысль:
    • нестандартная лодка (для ПВХ практически фантастика, но Китай может удивить);
    • отсутствие транца;
    • несовместимость крепежного элемента прибора и держателя при раздельной покупке;
    • наличие нескольких лодок, принципиально отличающихся конструкцией;
  • При отсутствии струбцины всегда можно воспользоваться дрелью и болтами. Через отверстия в транце крепится кронштейн и эхолотом можно пользоваться успешно. Это не так удобно, как при съемных держателях, но на качество сигнала влиять не будет.
  • Эхолот сильно облегчает жизнь, но ловить рыбу вместо вас не в состоянии. Поэтому качественная приманка и хорошая снасть все равно необходима.

lakeking.ru

Знакомство с эхолотом, или специфика сонара

С появлением недорогих эхолотов ориентироваться на воде стало намного проще. Раньше основным инструментом «маломерщиков» была лоция, зачастую не видевшая руки корректора годами, а посему не учитывающая изменений структуры дна. Сегодня картинкой дна в реальном времени уже никого не удивить.

  • Для рыболовов и любителей дайвинга существуют дорогие структурные сканеры, которые с удивительной точностью показывают цветную картину дна.
  • Путешественникам доступны картплоттеры, совмещающие в себе функции навигатора, эхолота, а также панели приборов контроля двигателей.
  • Владельцам тихоходных яхт помогают вперёдсмотрящие эхолоты. Для скоростных судов в условиях небольших глубин эти приборы не актуальны, так как мало отличаются по функционалу от обычного сонара. Ведь датчик способен «заглядывать» вперёд всего на 2-3 глубины.
  • Наиболее массовый сегмент – недорогие одно- и двухлучевые эхолоты. Они используются рыбаками, туристами, и даже любителями подлёдного лова.

Даже самый простой прибор способен измерять температуру забортной воды, сообщать о падении напряжения бортовой сети, а также информировать звуковым сигналом о резком уменьшении глубины. Индикацию «рыбок» рассматривать не будем, потому что сегодня мы ведём разговор о пользе сонара для судовождения в условиях недостаточной глубины.

Ориентируемся по звуку

как работает эхолот

Принцип работы эхолота не изменился за последнюю сотню лет. Уменьшились размеры приборов, оптимизировались алгоритмы обработки сигнала. Но по-прежнему приёмопередатчик отправляет высокочастотный сигнал вглубь воды и ждёт, когда он вернётся, отраженный от рельефа дна.

В зависимости от плотности грунта отраженный сигнал ослабевает. Для получения данных о глубине прибор анализирует время возврата сигнала. Структуру дна характеризует ослабление сигнала. Таким образом, на экране эхолота мы видим рельеф дна различного оттенка – от черного (камень) до светло-серого (ил).

Индикация «рыбок» основана на определении воздушных вкраплений в толще воды – плавательных пузырей предполагаемых рыб. Если для рыболовов эта опция может представлять определённый интерес, то для судовождения она абсолютно бесполезна и отвлекает внимание.

В процессе управления скоростной моторной лодкой на судоходных реках средней полосы России не столько важны абсолютные значения глубины, сколько динамика её изменения. Если под килем 5-6 метров, и картинка дна резко поползла вверх – это повод для коррекции курса – скорее всего, мы сбились с судового хода и движемся на свал. В Карелии вполне возможно разбить редуктор мотора и при глубине более 5 метров. Подводные камни зачастую стоят поодиночке и не выходят на поверхность. Вкупе с колебаниями уровня воды на таких водоёмах с каменистым дном нужно быть особо внимательным.

эхолот

Иное дело – когда глубина 30, 50, а то и более 100 метров. В этом случае показания эхолота не имеют приоритетного значения. Однако не стоит недооценивать важность этого прибора – ведь рано или поздно придется идти в прибрежной полосе, где могут находиться затопленные сваи, корпуса больших судов и каменные косы.

Для того, чтобы избежать хаотичного изменения показаний на скорости глиссирующего судна, достаточно вручную ограничить диапазон глубин. Практически все приборы позволяют это сделать. Таким образом, исключаются гармоники, кратные реальной глубине.

Устанавливаем эхолот своими руками

установка эхолота

Приятно проводить время, занимаясь улучшением лодки. Установка эхолота – полезное занятие. Поэтому вооружимся знаниями и приступим к монтажу.

По поводу дисплея вариантов не так много. Его устанавливаем сверху на горизонтальную часть панели или на наклонную, обращенную к судоводителю. Важно, чтобы экран не перекрывал обзор при движении под тентом и не бликовал в солнечную погоду.

Ситуация с выносным датчиком гораздо сложнее. Поскольку в нём располагаются не только приёмник и передатчик, но ещё и датчик температуры, важно обеспечить надёжный контакт с водой. По конструкции датчики различаются на внешние (забортные) и встраиваемые в днище. Каждый из этих вариантов обладает своими недостатками.

  • монтаж эхолота

    Забортный датчик, устанавливаемый за транцем, обладает массой недостатков. При достаточном заглублении создаёт фонтан брызг во время глиссирования. Во время швартовки кормой к берегу легко повреждается крепление датчика. Этот способ установки (2 самореза и одно отверстие для кабеля) наиболее простой, в инструкциях к приборам он подробно описан.

  • датчик эхолота

    Встраиваемый датчик требует установки в днище. Существует правило, что если можно избежать лишних отверстий ниже ватерлинии – лучше их не делать. Исключение – датчик впередсмотрящего эхолота. Но он ставится ближе к носовой части (в первой трети) днища, в этом случае лучше доверить установку людям с опытом и соответствующим инструментом.

  • Промежуточное решение – подъёмный транцевый датчик, установленный на струбцине с регулировкой по высоте. По сути, используется три положения. При подходе к берегу достаточно поднять датчик. Для рыбалки нужно опустить вниз. На ходу можно отрегулировать так, чтобы при минимуме брызг можно было понять приблизительную картину дна. Однако, имея мотор с гидроподъёмом и электрозапуском, каждый раз бегать к транцу и упражняться с установкой быстро надоест. Поэтому такое решение в основном применяется для надувных лодок-тузиков, где приходится сидеть за румпелем у транца.
  • Оптимальный вариант с точки зрения совокупности эксплуатационных качеств – установка (вклейка) датчика, предназначенного для внешней установки, внутрь корпуса. Такой способ не рекомендуют инструкции по причине того, что сложно обеспечить стабильный результат. А производителю оборудования не нужны претензии.

Поскольку мы ещё относимся к исчезающему подвиду «Homo sovieticus», то в нас с детства сидит тяга к экспериментам, творчеству и различным исследованиям. Вот и датчик эхолота мы разместим изнутри на днище рядом с транцем.

Возможные варианты рассмотрим в следующей главе.

Вклеиваем датчик эхолота в корпус

датчик эхолота

Действительно, весьма заманчиво выглядит возможность пользоваться эхолотом на любой скорости, при этом, не вмешиваясь в конструкцию днища, не опасаясь за повреждения датчика, и не имея фонтана брызг за транцем. Почему все так не делают? Рассмотрим случаи, когда такой способ невозможен или требует слишком больших НИОКР ☺

  • Корпус с поперечными реданами. Аэрируемое днище благоприятно сказывается на скоростных показателях судна, но совершенно не подходит для установки внутрь датчика эхолота из-за пузырьков воздуха в пограничной среде. Эхолот в этом случае будет работать только во время стоянки и при движении в водоизмещении. 
  • Деревянный корпус. Не фанера, оклеенная стеклотканью, а настоящее дерево. Из-за пористой структуры доски экран прибора предательски молчит.
  • Водоизмещающие корпуса с вельботной кормой, которая на волнах оказывается в воздухе. В этот момент показания прибора теряются.
  • Некоторые пластиковые корпуса с двойными стенками. В таких «сэндвичах» пространство между стеклопластиком заполнено двухкомпонентной полиуретановой пеной, и для установки датчика нужно резать внутреннюю «скорлупу», а её жалко, особенно на новой лодке.
  • Пространство в районе киля и продольных реданов на килеватых корпусах. Завихрения и пузырьки воздуха не дадут спокойно работать прибору, поэтому перед окончательной установкой проверим функционирование прибора в нескольких местах и выберем лучшее.

Для обеспечения постоянства среды применяют антифриз, эпоксидную смолу, автопластилин, силиконовый герметик, термоклей, смазку для медицинского прибора (УЗИ). Понятно, что все эти материалы вносят погрешность в показания прибора и ухудшают чувствительность, однако практика показала работоспособность такой схемы.

Вклеенные датчики отлично работают на стеклопластиковых и алюминиевых лодках. Однако гарантировать работоспособность предложенных схем именно на вашем корпусе никто не сможет. Поэтому остаётся действовать методом проб и ошибок.

В поисках эха

Итак, кабель протянут по всем правилам, монитор закреплён и заботливо укрыт крышкой, а в корме радом с трюмной помпой лежит датчик эхолота. Наша задача – найти оптимальное место, чтобы датчик не мешал коммуникациям (например, сливу подсланевых вод), а на показания не слишком влияли пузырьки воздуха, попадающие под днище на ходу. Достигнуть требуемого результата можно тремя способами.

Способ первый

монтаж эхолота

Прикрутить датчик к транцу изнутри, направив луч вниз перпендикулярно поверхности воды. В этом случае обязательно постоянное наличие определённого уровня подсланевых вод, чтобы между датчиком и днищем не было воздушного клина. Автор этой статьи долгое время имел лодку, в которой для корректной работы эхолота было достаточно вылить под слани всего 2 литра забортной воды.

Причем это было найдено экспериментальным путём, когда было испробовано 5 или 6 положений датчика. Эхолот никак не хотел работать. Заезды было решено прекратить, лодку поднять. Как обычно, после постановки на прицеп сливной шпигат был открыт для просушки, но воды под сланями не было. Решив поправить лодку на прицепе, загнал её обратно в воду, не закрутив пробку. Каково же было удивление, когда эхолот вдруг исправно заработал. Прием даже на скорости более 60 км/ч. В результате каждая поездка начиналась с выливания двухлитровой бутылки на пол, чему очень удивлялись гости.

Второй способ

что такое эхолот

Заключается в приклеивании датчика на силикон на ровный участок днища между реданами. Стараемся плоскость датчика зафиксировать не параллельно днищу, а параллельно воде. Однако небольшое отклонение (до 10-15 градусов) допустимо.

В качестве фиксирующей массы используем силиконовый герметик или автопластилин. Если на ходу испытания покажут правильность выбранного места, можно переклеить датчик на эпоксидный клей. Однако стоит убедиться в отсутствии пузырьков воздуха между датчиком и днищем.

Третий способ

датчик эхолота

В какой-то степени он сочетает достоинства первого и второго способов. Смысл его в том, чтобы между датчиком и днищем была жидкость-проводник, но в самой лодке этой жидкости не было. Несколько мудрено, правда? Попробуем разобраться и установить датчик.

Для монтажа нам потребуется ёмкость с узким горлом и ровным основанием. Для этого отрежем верхнюю часть двухлитровой пластиковой бутыли или полиэтиленовой канистры. Под куполом ближе к дну зафиксируем датчик. Провод сенсора будет выходить через горлышко бутылки.

Основная задача – надёжно зафиксировать край ёмкости к днищу. Соединение должно быть герметичным и надёжным. Можно использовать силиконовый герметик или эпоксидную смолу. Для лучшей прочности соединения край пластика, прилегающий к днищу, делаем шершавым с помощью шкурки. Приклеенный купол оставляем сохнуть. После полимеризации приступаем к самому главному.

Заполняем ёмкость через горлышко антифризом. Это позволит оставлять лодку с датчиком зимовать на морозе и забыть о том, что эхолот установлен нештатным образом. Если у вас получится надёжно зафиксировать купол к днищу, а датчик к куполу, вы получите оптимальный вариант установки датчика. Стоит заметить, что если вы остановитесь на третьем способе, прокладывать кабель датчика заранее не следует. Первым действием будет продевание разъёма в горлышко бутылки, потом вклейка, заполнение, тестирование, и только на заключительном этапе – прокладка кабеля.

Стоит заметить, что установка изнутри корпуса влияет на точность измерения температуры забортной воды,  демпфируя показания. Поэтому если для вас температура является приоритетным показателем – либо выносите датчик за борт, либо ожидайте 5-10 минут, пока изменения температуры воды дойдут до датчика, нагрев (или охладив) днище. В корпусах из сплава алюминия этот эффект минимален, в стеклопластиковых выражен сильнее.

Правильно установленный датчик эхолота ничем не выдаёт своего присутствия и радует судоводителя стабильными показаниями на дисплее прибора.

Подводим итоги

эхолот

Эхолот – это не только прибор, показывающий глубину. Это незаменимый инструмент при управлении маломерным судном. Основываясь на его показаниях и сверяя их с лоцией, можно уверенно ходить в сложных местах, многократно снижая риск сесть на мель или повредить движитель.

Дорогие модели картплоттеров занимают центральное положение на панели, вытесняя остальные приборы. По сути, экран картплоттера – это центральный пульт бортовой системы. Он способен заменить всю остальную телеметрию — позиционирование на карте, лоцию, систему навигации, спидометр, компас, приборы контроля двигателя и часы. И лишь принцип резервирования заставляет нас иметь отдельный аналоговый компас и запасной навигатор.

proboating.ru

Виды конструкций

Все крепления трансдьюсеров, так еще называют эхолотные датчики, можно разделить на две категории по способу установки:

  • на струбцинах;
    крепление струбцина
  • на присосках;
    крепление присоска
  • постоянно на клею;
    стационарный эхолот
  • на элементах, плавающих в воде.
    эхолот в воде

Самыми популярными являются металлические крепления для эхолотов, выполненные наподобие строительных струбцин со штангами и зажимными винтами. Если вы владеете стандартной ПВХ, резиновой или пластиковой лодкой, то наверняка сможете подобрать себе модель, изготовленную какой-либо фирмой. В случае если держатель датчика эхолота, подходящий для вашего комплекта эхолот-лодка, отсутствует в магазине, или в вас живет Кулибин, можно соорудить этот важный элемент и своими руками в домашней мастерской.

Некоторые модели эхолотов снабжают присосками. Это крепление датчика эхолота может быть выполнено как на транец лодки, так и к его днищу.

Для весельных резиновых лодок можно порекомендовать прикрепить держатель датчика эхолота к какому-либо плавающему на поверхности воды предмету, например, к незаменимой пластиковой бутылке.

Заводские крепления

заводской набор

Большинство производимых крепежей состоит из трех основных элементов:

  1. Струбцина. С ее помощью производится крепление датчика эхолота к транцу ПВХ или резиновой лодки или к борту пластиковой или деревянной.
  2. Кронштейн. Соединяет струбцину с крепежным узлом трансдьюсера. Позволяет регулировать высоту установки трансдьюсера.
  3. Узел монтажа. Это место, где трансдьюсер крепят на кронштейн.

В струбцине для перемещения кронштейна предусматривается дополнительный винт для фиксации. Ослабляя этот винт, мы сможем перемещать кронштейн вверх-вниз для выбора лучшей глубины установки трансдьюсера. На конце кронштейна предусмотрены петли или ушки для непосредственной установки трансдьюсера.

струбцина на лодке

Струбцина должна надежно крепиться к транцу, исключая любые колебания конструкции во избежание некорректной работы эхолота.

Высота расположения трансдьюсера относительно поверхности воды очень важна. Дело в том, что при движении лодки образуются различные завихрения воды, а это приводит к появлению под водой, в том числе и в месте расположения датчика, пузырьков воздуха. А вот они в свою очередь могут привести к неприятным последствиям.

Если воздушная прослойка будет возникать между трансдьюсером и водой, это может вызвать:

  • некорректную работу, как датчика, так и всего прибора;
  • неправильной отображение картины исследуемого дна;
  • помехи в отображении картинки на дисплее эхолота.

В связи с тем, что при движении лодки угол между ее днищем и поверхностью воды изменяется по отношению к статичному положению, необходимым условием установки будет возможность регулировки угла поворота между трансдьюсером и кронштейном. Только так можно будет с точностью посылать сигналы излучателя перпендикулярно поверхности воды.

Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать необходимые требования к монтажу трансдьюсера, это относиться и к конструкциям, сделанным своими руками. Держатель датчика эхолота должен иметь:

  1. Надежное крепление, исключающее малейшую вибрацию и колебания датчика.
  2. Корректировку угла наклона датчика относительно поверхности воды.
  3. Корректировку глубины установки трансдьюсера.

Такие же требования можно предъявить и к присосочным держателям. Глубину погружения датчика в этом случае можно менять, «присасываясь» далше или ближе к поверхности воды.

Изготовление держателей

Крепление навсегда

Если вы постоянно выходите на водоем на одной и той же посудине, то можно крепление датчика эхолота сделать постоянным, просто приклеив его в нужном месте конструкции плавательного средства. Этот вариант возможен как для ПВХ лодки, так и для стеклопластиковой. Вклейка ведется при помощи эпоксидного клея, он после схватывания обеспечивает надежное и прочное соединение.

крепление навсегда

Для деревянной лодки можно предусмотреть монтаж трансдьюсера на болтах или шурупах, дополнительно прогрунтовав и прокрасив место крепления. В качестве красящего состава можно использовать битумную мастику или яхтный лак.

Вариант с плавающим датчиком

В том случае, когда вы рыбачите на спокойном водоеме без течения и в вашем распоряжении весельная резиновая или ПВХ лодка, у которой даже транец отсутствует, можно использовать плавающее расположение трансдьюсера. Вот последовательность изготовления такого монтажа:

  1. К скамейке, а она у весельных лодок имеется, крепим корпус эхолота. Можно крепить непосредственно на скамейку, а можно предусмотреть какой-либо кронштейн.
  2. Трансдьюсер крепим скотчем или изоляционной лентой к середине пластиковой полулитровой бутылки, а провод датчика — к ее горлышку.
  3. Опускаем бутылку с трансдьюсером в воду на проводе (он достаточно крепок и в дополнительной фиксации не нуждается).
  4. Для регулировки глубины погружения можно использовать воду, наливая ее в достаточном количестве в бутылку.

Дешево и сердито!

эхолот в бутылке

Съемные самодельные держатели

Для изготовления держателя трансдьюсера понадобится:

  • металлопластиковая труба длиной в один метр и диаметром в 15 мм;
  • металлическая трубка внутренним диаметром в 16 мм, чтобы пластиковая труба вошла внутрь;
  • два хомута;
  • струбцина;
  • резиновые прокладки, их можно нарезать из велосипедной камеры или чего-то подобного;
  • болты М4 с шайбами и гайками – 4 шт;
  • шплинт.

Последовательность изготовления крепления своими руками:

  1. Прикрепляем к струбцине отрезок металлической трубы длиной в 40 сантиметров при помощи двух хомутов и резиновой прокладки.
  2. Вовнутрь металлической трубы вставляем метало пластиковую.
  3. Нижний конец металлопластика расплющиваем.
  4. Делаем в расплюснутом конце два отверстия под крепления датчика.
  5. Крепим двумя болтами трансдьюсер, используя шайбы. Желательно использовать контргайки или граверы для предотвращения раскручивания от вибрации.
  6. Для фиксации трансдьюсера на нужной высоте в пластиковой трубке делаем несколько отверстий под шплинт.
  7. Фиксируем конструкцию при помощи струбцины на транце лодки.
  8. Опускаем трансдьюсер на нужную глубину и фиксируем ее шплинтом.
  9. К верхней части металлопластика крепим корпус эхолота.
  10. Фиксируем провод к трубке изолентой или хомутиками.

Вот так быстро и совсем не дорого можно изготовить надежный и удобный держатель.

lovlyavsem.ru

Идущее в комплекте с эхолотом крепление

Стандартный стационарный держатель датчика эхолота имеет достаточно простую конструкцию. Крепится такой держатель для датчика эхолота на транец, при помощи саморезов, что уже обеспечивает определенные неудобства в случае необходимости применить трансдьюсер или сам девайс другой модели. Также датчик каждый раз после рыбалки приходится демонтировать, так как в противном случае есть риск его повреждений в процессе транспортировки. Однако такое крепление датчика эхолота отличается простотой и надежностью.

Покупные универсальные крепления к транцу лодки

Одним из популярных и удобных вариантов, как закрепить датчик эхолота на плавательном средстве с транцем, является съемный кронштейн, имеющий зачастую телескопическую конструкцию, что позволяет подогнать такое крепление практически к любой высоте транца. Подобные конструкции выпускаются многими производителями, а при желании можно изготовить что-нибудь подобное и своими силами. Съемный кронштейн для датчика эхолота позволяет:

  • Установить датчик прибора без использования саморезов, а значит и без проделывания отверстий в транце, что важно в случае, если рыболов планирует в скором времени сменить устройство.
  • Как установка, так и демонтаж трансдьюсера происходят быстро и без проблем. Это важно, так как неудобство стационарных креплений приводит к тому, что датчик зачастую не снимают при транспортировке, что может привести к повреждениям и входу устройства из строя.
  • Съемная конструкция крепления для эхолота, кроме всего прочего, позволяет без проблем снять эхолот вместе с датчиком и заменить на другую модель, либо же установить на другой лодке.

Крепление к баллону

Эхолот – популярное у рыболовов устройство, и не всегда устанавливается на лодки с транцем (а значит, скорее всего и с мотором). На некоторых водоемах просто нет нужды в двигателе, а в ряде стран законодательство очень затрудняет использование даже моторов малой мощности. Поэтому вопрос фиксации трансдьюсера к баллону, а не к транцу, актуален для многих рыболовов.

Часто встречающийся вариант – обычная присоска, с помощью которой крепление для эхолота фиксируется к баллону. Однако несмотря на то, что подобные конструкции часто идут в комплекте с эхолотами, это далеко не самый лучший вариант в плане надежности. Для использования с не имеющими транца плавательными средствами больше всего подходит не присоска, а соединение держателя к баллону с помощью клея, при этом металлический прут, и сам датчик можно при необходимости легко снять.

Самоделки

Самодельное крепление для датчика эхолотаизготовить несложно. Для этого понадобиться:

  • Водопроводная металлопластиковая труба, примерно 1 метр.
  • Струбцина.
  • Металлическая трубка, немного большего диаметра, чем металлопластиковая.
  • Два хомута побольше для крепления струбцины, и несколько поменьше, которые можно использовать, чтобы не болтался провод датчика.

Учитывая особенности плавательного средства, обрезают лишнее от трубы. Верхнюю часть можно изогнуть дугой, так получиться одновременно и ручка для переноски, и импровизированная подставка под эхолот. Нижний же край нужно расплющить, и уже к плоскому участку, просверлив предварительно отверстия, болтами прикрепить идущий в комплекте стационарный транцевый держатель. Готовая конструкция благодаря использованию струбцины быстро крепится к транцу, и так же быстро демонтируется при необходимости.

Нет смысла делать конструкцию с существенным запасом прочности. Будет лучше, если в случае столкновения с подводным препятствием погнется и придет в негодность трубка фиксирующей системы, а не датчик.

fishelovka.com

Categories: Эхолоты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.