Gps навигатор морской

Gps навигатор морскойВыбор GPS-навигатора для катера или яхты – вопрос очень ответственный, и подходить к нему нужно с соответствующим вниманием. Казалось бы, как заблудиться на воде? Но выбор наилучшего маршрута в данном случае, как раз-таки, является более сложным процессом. В этом Вам поможет морской GPS-навигатор. Что приятно, он действуют и на суше.

На Российском рынке представлено достаточное количество моделей. При выборе той, которая нужна именно Вам, стоит учитывать особенности Вашего судна и то, насколько дальние плавания Вы совершаете. На данном этапе Вы можете сделать вывод, как часто будете использовать прибор – и сделать выводы об оптимальной для Вас цене.

Gps навигатор морскойДалее. В хороших моделях морских GPS-навигаторов, как правило, используется базовая карта мира с высококачественными изображениями со спутника, а не  традиционные карты. Это очень удобно. В то же время, Вы сможете заливать дополнительные карты и карты прибрежной суши, которая Вам может пригодиться.

Приятной функцией также является индикатор отклонения от суши. Ранее такие были только в самолетах. На воде же это не только удобно, но порой и незаменимо.

Помимо функциональных возможностей, важно обратить внимание на такие параметры, как:

  1. Водонепроницаемость (кажется, что само собой разумеющееся, но некоторые «серые» производители так и норовят сэкономить хоть на чем-то. Поэтому так важно приобретать приборы исключительно гарантированного качества).
  2. Прочность материалов, из которых изготовлен корпус.

Остальные моменты одинаковы для всех навигаторов, автомобильных, мотонавигаторов или же морских – но забывать о них не стоит.

Gps навигатор морскойРазмер картографической памяти.

 Модели морских навигаторов, которые используют память на съёмных носителях, позволяют увеличить размеры картографической памяти до нужных Вам размеров.

Gps навигатор морскойЭкран.

 Конечно же, важное значение имеет размер, разрешение и контрастность экрана. Не стоит долго расписывать, что чем больше экран, чем лучше его качества, тем легче и быстрее Вы сможете выбирать маршрут.

Gps навигатор морскойКарты.

Основные возможности навигатора зависят от загруженных карт. Навигаторы разных производителей, как правило, поддерживают исключительно карты собственных, «закрытых» форматов. Карты отличаются детализацией, информативностью данных, масштабом и прочее. Конечно же, на такой аспект стоит обратить внимание в первую очередь, ведь тем лучше морской навигатор, чем более новые и точные карты он может Вам предоставить.

Gps навигатор морскойПриемник GPS сигналов.

 Качество определения местоположения и точность морского навигатора напрямую зависит от аппаратной и программной реализации GPS приемника, в части приёма и обработки навигационного сигнала.

Gps навигатор морскойАдресная автопрокладка маршрута.

 Это весьма удобная функция, которая позволяет лишь задать конечную точку маршрута, а приёмник сам проложит наиболее оптимальный маршрут. Такая функция в большей степени зависит от карты, которую Вы используете, а не от самого приёмника, поэтому очень важно выбирать карту, которая будет поддерживать данную функцию.

Выбрать и купить морской GPS-навигатор можно в нашем интернет-магазине.

realxenon.ru

Где взять?

Итак, если после прочитанного у вас в сознании пронеслась мысль «Да, я действительно куплю автонавигатор» — эта мысль верная. Но тут возникает еще один вопрос — где найти автонавигаторы, цена на которые приятно порадует? А вот здесь стоит остановиться поподробнее. Потому что стоимость такого высокотехнологичного прибора не может быть неоправданно низкой. Скупой платит дважды — народная мудрость права и в случае автонавигаторов, цена на которые определяется исходя из качества его комплектующих, сборки, уровня «продвинутости» ПО и гарантий, которые предоставляет производитель на свою продукцию.

Сеть фирменных магазинов Garmin предлагает любые навигаторы: автомобильные, цены на которые являют собой разумное сочетание качества продукции и отсутствия дополнительных «накруток» стоимости от ритейлера.

Надеемся, что ваше желание «куплю автонавигатор» после прочтения этой статьи трансформировалось в «хочу только Garmin», потому что мы действительно гордимся уровнем качества создаваемого нами ассортимента и искренне желаем вам приобрести гаджет своей мечты!

nuvi.ru

Любому яхтсмену необходимо ориентироваться на воде, это понятно. Раньше это делали с помощью компаса, карты, секстанта. Потом перешли на радиоприборы, и вот, с достаточно недавнего времени морская навигация всеми фибрами своей просоленной душой полюбила GPS.

Вы уже знаете, что GPS (глобальная система определения координат — Global Positioning System) — это система, позволяющая с точностью до нескольких метров, а иногда и сантиметров определить местоположение объекта, т.е. определить его широту, долготу и высоту над уровнем моря, а также направление и скорость его движения. Кроме того, с помощью GPS можно определить время с точностью до 1 наносекунды.

GPS состоит из совокупности определенного количества искусственных спутников Земли (спутниковой системы NAVSTAR) и наземных станций слежения, объединенных в общую сеть. В качестве абонентского оборудования служат индивидуальные GPS-приемники, способные принимать сигналы со спутников и по принятой информации вычислять свое местоположение.

Чтобы определить координаты, GPS-приемник на основании полученной со спутников информации вычисляет расстояние до каждого спутника, их взаимное расположение и определяет свои координаты по законам геометрии. При этом для определения 2-х координат (широта и долгота) достаточно получить сигналы с трёх спутников, а для определения высоты над уровнем моря — с четырёх.

Существует несколько разновидностей GPS, например, персональные, автомобильные, авиационные, морские. Для морских путешествий лучше всего запастись несколькими GPS-приемниками — одним стационарным и одним переносным — ‘ручным’ — на тот случай, если какой-нибудь из приемников выйдет из строя.

Морские GPS-приемники отличаются от ‘не морских’ некоторыми дополнительными функциями, например:

— у них больший объем памяти,
— картплоттеры (возможность картографии),
— гидрографическая информация,
— ультразвуковой эхолот ,
— ‘якорная вахта’ — функция, следящая за дрейфом во время якорной стоянки,
— MOB (man over board) — функция ‘человек за бортом’,
— Они защищены от воды (только учтите, что нырять с приемниками GPS все равно бесполезно — под водой они не принимают информацию).
— Возможность присоединять внешнюю антенну (существуют специальные морские антенны, которые крепятся на мачту, например).

Далеко не все навигаторы обладают вышеперечисленными возможностями, другие же наоборот, оснащены еще лучше. Всегда уточняйте у консультанта, что есть и чего нет в данном GPS-приемнике.

Хороший (не обязательно ‘морской’) GPS-приемник может многое: самостоятельно выстроить маршрут по заданным параметрам, отметить места стоянок, рассчитать примерное время прибытия и т.п. Однако не стоит полностью положиться на возможности навигатора, он должен стать помощником, но не нянькой и не капитаном. Морскую карту и компас все равно нужно взять на борт.

Кроме того, GPS только принимает информацию, и не передает ваши координаты никому другому. Так что для того, чтобы сообщить кому-то, где вы находитесь, кроме приемника GPS вам придется обзавестись другими устройставми, которые способны передавать информацию.

Выбирая для покупки стационарно устанавливаемый GPS приемник, желательно приобрести приемник, обладающий способностью отображения карт. Даже если вы не планируете использовать электронные карты прямо сейчас или направляетесь в районы, для которых еще нет карт, эти приемники имеют отличный дисплей, пользовательский интерфейс и улучшенные функции.

Есть категория картографических GPS-приемников, которые содержат встроенную базу данных с картами, так что не придется тратить деньги на дополнительные (довольно дорогие — $100-$150) картриджи.

Большинство GPS приёмников отображают вашу долготу, широту и высоту, но они не смогут показать Ваше положение на детальной карте. Перед покупкой приёмника Вы должны определиться, какой вид карт подходит вам больше всего, и убедиться, что выбранный приёмник поддерживает эти карты. Многие GPS приёмники уже содержат общую карту мира (базовая карта), но на ней отображены только крупные города, дороги и участки воды. Некоторые навигаторы могут хранить в памяти более качественные карты или позволяют загружать требуемые карты. Кроме того, некоторые GPS приёмники позволяют загружать себе в память векторные карты с компьютера.

Существует несколько фирм-производителей GPS-приемников, например, MAGELLAN, GARMIN, TRIMBLE NAVIGATION, FURUNO. В общем, их продукция отличается не содержанием, но формой, и, например, карты этих компаний будут сообщать одно и то же, но при этом карту GARMIN нельзя использовать в MAGELLAN и наоборот.

Все компании выпускают GPS-карты для некоторых стран, морей и т.д. На специализированных картах уже есть вся необходимая пользователю информация, например, о береговой линии, отмелях, список маяков и проч. Карты скорее всего не будут совместимы с другими навигационными системами. Поэтому перед путешествием убедитесь, что карты, на которые вы рассчитываете, написаны в одной и подходящей вам системе. Большинство GPS-приемников совместимы с разными электронными устройствами — эхолотами, радиомаяками, радарами, бортовыми компьютерами, и одним из путей увидеть своё положение на детальной карте местности является подключение навигатора к компьютеру (настольному, портативному или КПК). Разъём данных позволяет сопрягать GPS с большим количеством программного обеспечения. В связи с ограниченностью памяти приёмника эта функция может быть очень полезна, т.к. позволяет сохранить на ПК практически не ограниченный объём данных (точки, треки, маршруты).

www.stepandstep.ru

Магазин не работает

Навигатор-картплоттер Garmin GPS MAP 526, замена популярной модели GPS MAP 176, новейшая модель полустационарного навигатора, для использования на небольшом судне или на автомобиле. Большой цветной дисплей картплоттера высокого разрешения отлично работает даже при падении прямымых солнечных лучей. Навигатор оснащен высокоскоростной USB интерфейсом для подключения компьютера и стандартным COM портом для связи со стандартным морским оборудованием по интерфейсу NMEA. В новой модели навигатора батарея заменена на встроенный аккумулятор.

Навигатор-картплоттер Garmin GPSMAP 585 (картплоттер) идеально подходит и для прогулочных яхт и катеров, и для рыболовецких судов. Данный навигатор имеет функцию эхолота и используя картографические приложения, с помощью этого навигатора можно исследовать глубины и строить глубинные карты. Навигатор обменивается информацией с остальными компонентами навигационного комплекса судна при помощи 100 мегабитной сети Garmin. В водонепроницаемый корпус картплоттера GPS MAP 585 встроен цветной дисплей 256 цветов, с диагональю 5 дюймов, 272*480 пикселей. Как и все многофункциональные дисплеи (MFD — Multifunctional Display) в составе навигационной морской сети Garmin, навигатор Garmin GPSMAP 585(картплоттер) совместим с морской картографией «BlueChart», «MapSource Recreational Lakes with Fishing Hot Spots» и «Minnesota Lakemaster».

Garmin GPSMAP 421 полнофункциональный бортовой навигатор — картплоттер совместимый с эхолотами Garmin, АИС и ЦИВ. В картплоттер загружена базовая спутниковая карта мира, которая прорисовывается теперь намного быстрее благодаря более мощному процессору по сравнению с предыдущей моделью GPS MAP 420. Навигатор поддерживает карты «BlueChart g2 Vision».
С функцией поддержки карт «BlueChart g2 Vision» Вы можете использовать новые уникальные возможности:

  • спутниковые фото высокого разрешения помогают быстрее сориентироваться на незнакомой местности
  • технология «Auto Guidance» использует все подходящие карты для вычисления оптимального маршрута, обходя мелководья, препятствия, буи и т.д.
  • функция «Fish Eye» — Рыбий глаз, это трехмерное изображение карты как над водой и под водой.

Все навигаторы в интернет магазине Garmin >> GPS приемник DP-32 GPS приемник DP-38

www.inter-marine.ru

Выбор навигаторов

Принцип работы gps навигатора заключается в определении и фиксации координат местности с использованием сигнала со спутника. При этом важным свойством устройства является возможность ловить сигнал в сложных условиях от нескольких спутников. Чем это число больше, тем навигатор надёжнее.

Навигатор может стать верным помощником рыболову, так как с его помощью можно:

  • Определить координаты нахождения в данный момент времени, что даст возможность сориентироваться на местности и выбрать дальнейший маршрут с использованием при необходимости кратчайшего расстояния.
  • По карте данного региона заложенной в навигаторе можно определить наиболее оптимальное направление передвижения в сторону пункта назначения.
  • В карте памяти устройства сохраняются все данные о передвижении, что может оказать ощутимую помощь в критической ситуации и помочь вернуться в исходную точку.
  • Запись всех расстояний и времени их прохождения позволяет сделать необходимые расчёты.

Основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при выборе навигатора для рыбалки ‒ это:

  1. Навигатор для рыбалки
    Размер дисплея каждый выбирает приемлемый для себя, одним подойдёт небольшого размера, а например, при плохом зрении лучше использовать более крупный

    Объём памяти, он должен быть таким, чтобы можно было загрузить карту памяти местности и уже на ней фиксировать маршрут передвижения;

  2. Способность автономно работать, время непрерывной работы от батареек почти всех навигаторов составляет примерно 20-24 часа, остается только рассчитать количество батареек на предполагаемое время, проведенное в пути;
  3. Количество отмечаемых точек, чем их больше, тем лучше;
  4. Размер дисплея каждый выбирает приемлемый для себя, одним подойдёт небольшого размера, а например, при плохом зрении лучше использовать более крупный;
  5. Защитные свойства корпуса, основные показатели ‒ это защита от проникновения влаги и ударов, что обусловлено условием эксплуатации в полевых условиях;
  6. Встроенный электронный компас, который помогает легче ориентироваться на местности.

Важно также, чтобы прибор имел возможность определить время восхода и захода солнца, фазы луны, высоту над уровнем моря, желательно наличие цветного экрана.

На рынке представлены автомобильные и туристические gps навигаторы. Ввиду ряда особых требований автомобильные навигаторы не подходят для использования в полевых условиях так как:

  • Они не защищены от проникновения влаги, а на реке, в лодке при ловле рыбы всегда может произойти соприкосновение с водой;
  • Время автономного питания прибора ограничено встроенными аккумуляторами, требующими постоянной подзарядки от дополнительного источника питания.

По сравнению с ними портативные туристические навигаторы имеют небольшой вес и размер, влагозащитный корпус, работают от обычных батареек или аккумуляторов, но при этом имеют маленький экран, менее чувствительны и работают очень медленно.

При выборе модели следует учитывать особенности эксплуатации, например при использовании зимой следует определить нижнюю температуру, когда возможно использовать прибор.

Идеальным вариантом будет иметь два устройства ‒ одно для передвижения по маршруту на машине, другое непосредственно для самой рыбалки.

Производители и цены

Большой популярностью в мире пользуются навигаторы американской компании Garmin, которая на основе использования новейших достижений науки и техники создаёт высокоточные навигационные приборы.

Навигаторы Garmin
Корпус навигаторов Garmin имеет защиту от ударов и проникновения воды, что даёт возможность свободно им пользоваться и увеличивает срок службы прибора

Garmin

Garmin выпускает автомобильные, туристические, авиационные и морские GPS навигаторы, но самыми востребованными являются устройства для туризма, охоты и рыбалки.

Они имеют такие существенные преимущества:

  1. Небольшие размеры и малый вес прибора обеспечивают удобство при пользовании и переноске;
  2. Имеется дисплей с тремя степенями подсветки, на котором чёткость изображения сохраняется даже при ярком солнце;
  3. Простое меню приемлемо для большинства потребителей
  4. Корпус имеет защиту от ударов и проникновения воды, что даёт возможность свободно им пользоваться и увеличивает срок службы прибора;
  5. В память заложены топографические карты, количество которых можно дополнять самостоятельно по мере необходимости;
  6. Имеется встроенный барометр, с помощью которого определяются фазы луны и наличие рыбы в водоёме;
  7. Имеется функция определения высоты местности над уровнем моря;
  8. Автоматически происходит сбережение данных о проложенном маршруте;
  9. Работает устройство от батареек и аккумуляторов, при длительном его использовании без дополнительного источника питания достаточно лишь заменить батарейки.

Недостатком является высокая стоимость навигатора, что полностью соответствует качеству и эксплуатационным показателям изделия.

Навигатор Garmin

Garmin E-Trex 10

Garmin E-Trex 10 можно назвать самым недорогим вариантом, его стоимость составляет 5-6 тысяч рублей, он имеет ударопрочный и водонепроницаемый корпус желто ‒ чёрного цвета, чёрно ‒ белый дисплей размером 36 на 43 мм. Имеет возможность хранить информацию о 50 маршрутах и 1000 точек перемещения. Время работы в автономном режиме более 24 часов, простое и удобное меню.

Его преимуществами и недостатками являются:

  • Надёжный помощник в туристических походах;
  • На водных просторах во время рыбалки незаменим;
  • В низинах могут быть проблемы со связью;
  • Небольшой объём памяти.

Навигатор Garmin E-Trex 10

Garmin E-Trex 20

Garmin E-Trex 20 более дорогой, его стоимость составляет 10 тысяч рублей и выше.

Его технические характеристики:

  1. Используются две навигационные системы ‒ GPS и Глонасс;
  2. Прочный корпус;
  3. Цветной дисплей с большим разрешением;
  4. Объём встроенной памяти 1,7 Гб;
  5. Длительность автономного режима работы 25 часов;
  6. Есть возможность сохранить данные о 2000 маршрутах и 2000 точек следования.

Навигатор Garmin E-Trex 20

Garmin Montana 650T

Garmin Montana 650T имеет стоимость 20 тысяч рублей и выше, относиться к высокой ценовой категории имеет красивый внешний вид и широкий спектр эксплуатационных функций. Большой экран с высоким разрешением даёт чёткое изображение, высокая чувствительность к сигналу и скорость работы устройства. Недостатком является большой вес, что вызывает неудобство при транспортировке.

Технические характеристики:

  • Дисплей имеет диагональ 4 дюйма, цветной и сенсорный;
  • Встроен трёх осевой электронный компас;
  • Предполагается использовать дополнительную карту памяти;
  • Прибор 16 часов работает от литий ионного аккумулятора, а также от трёх обычных пальчиковых батареек;
  • Встроенная камера в пять мегапикселей с обозначением времени, даты и координат;
  • Экран может находиться в вертикальном или горизонтальном положении.

Навигатор Garmin Montana 650T

Навигаторы Garmin помогут путешественникам точно определить координаты их местонахождения, а рыболовам ‒ запомнить уловистые места и вернуться к ним во время следующей рыбалки.

Блиц-советы

  1. Желательно приобретать прибор с большим количеством точек следования для получения более точных результатов.
  2. Уровень энергопотребления должен быть низкий, чтобы время бесперебойной работы навигатора максимально увеличивалось, что необычайно важно в полевых условиях.
  3. Изделие должно быть надёжно защищено от влаги и ударов, так как используется вблизи воды и при активных действиях рыболова.
  4. Чем выше цена прибора, тем больше выполняемых им функций. Такие дорогостоящие модели соответствуют запросам даже самым требовательным покупателей.
  5. Навигатор для рыбалки должен иметь яркую окраску, чтобы его легко можно было найти в траве или на дне лодки.
  6. При недостаточной защите корпуса можно дополнительно использовать специальный водонепроницаемый чехол.

Благодаря своей доступности и эффективности, навигационные приборы приобретают у рыболовов, охотников и туристов всё большую популярность, вносят новизну и комфорт в обычные процессы, являются хорошим помощником в достижении положительных результатов и надёжной защитой в экстремальных ситуациях.

lakeking.ru

Аннотация для моряков

Непромокаемый планшетный компьютерСтатья посвящена использованию планшета под ОС Android и ноутбука под ОС Windows для морской навигации. Предполагается, что читатель знаком с компьютерными основами. Поэтому здесь не затрагивается настройка конкретных программ. Задача статьи — обрисовать идею. И уберечь моряка от нудного перебора-тестирования-поиска надёжно работающего софта. Ибо в нынешнем мире, где большинство гуманоидов стараются при минимальной ответственности впарить ближнему максимум ненужности, реальная информация вносит каплю добрости и экономит океан времени.

Отдельное внимание — созданию конфигурации, легко восстанавливаемой при сбоях ОС Windows. Ибо детище Гейтса изначально «заточено» под нужды геймеров и домохозяек. А мы собираемся использовать его в морской практике. Где даже удобство порой отступает перед уверенностью в оборудовании.

В конце статьи — полезные моряку Android-приложения. Плюс несколько ссылок в браузер планшета для получения судового прогноза погоды.

Всё, что здесь упоминается в связи с ОС Android, взлома операционной системы для получения права root не требует. Для тех, кто фразы не понял: забудьте и спокойно читайте дальше.

.

Спасибо

Валерию Евстратову за консультации и помощь в подборе ноутбука.
Николаю Широкову за идею RDP и тестирование системы под ОС Linux.
Дмитрию Шубину за обустройство ОС Windows ноутбука и помощь в настройке упрямого Wi-Fi соединения «компьютер-компьютер».

.

Лодка

Jeanneau SunFizz, реконструкция 2012 года, длина 13 м, ширина 3,9 м, осадка 2 м.

Яхта ПЕПЕЛАЦ (Jeanneau SuFizz реконструкции 2012 года)
.

Что было «до…» Навигационные посты.

Навигационный пост No1. Штурманский отсек кают-компании: навигатор-картплоттер ноутбук Windows XP с программным обеспечением MaxSea и BlueTooth GPS-приемником.
Навигационный пост No2. Кокпит, нактоуз: GPS навигатор-картплоттер Furuno с картриджами-картами ограниченного района плавания.

.

Что было «до…» GPS навигатор-картплоттер в штурманском отсеке.

Страшно подумать, моему заслуженному навигационному ноутбуку исполнилось…

11 лет назад он был нереально дорогим и суперсовременным. Таким, что ещё около 3 лет на рынке практически отсутствовали модели с подобным «крутым» соотношением «диагональ/разрешение» экрана. Наташа работала фотокорреспондентом, и ноут приобретался дабы сразу после сессии отсматривать фотки и выбирать требуемое. Отсюда и характеристики: маленький, лёгкий, с долгоиграющей батареей и сумасшедшим качеством ЖК-монитора.

Время шло. Фототруды на заказ остались в прошлом. И ноут перекочевал ко мне в качестве морского GPS-навигатора. Поставил на него программный картплоттер MaxSea. Подцепил GPS-приемник (сначала по USB, потом — по BlueTooth). Удобно! В любой точке мира на любой яхте я — при личной навигации.

Год назад засбоил GPS-приемник. Заменил батарейку, но всё равно не ладно — пашет лишь от сети. В принципе, не проблема. Лодка теперь своя, скоммутировал питание от панели.

А в конце 2012 года старый добрый ноутбук, укрепленный на приборной доске над штурманским столом, скрипнул хардом, и… синий экран, белые буквы…

Старый добрый ноутбук — GPS-картплоттер на приборной переборке штурманского отсека
.

Что было «до…» GPS навигатор-картплоттер в кокпите.

В кокпите стоит специализированный морской GPS-навигатор картплоттер Furuno. Когда реконструировал лодку, менять не стал: нормально работает, зачем? И хотя всю электронную карту, что на картридже, давно исходил, особых проблем это не доставляло. Прокладываюсь всё равно по бумаге. А в Furuno потом точки маршрута заношу и еду по схематичной «карте мира». Если что надо рассмотреть — спускаюсь к навигационному столу в штурманском отсеке и рассматриваю на бумаге или на ноуте в MaxSea.

Но, повторюсь, в начале этой зимы ноута я лишился. А без него по «карте мира» в незнакомых местах не походишь.

.

Планшет Acer Iconia Tab A501

Вернувшись к новогодним праздникам из европейской глуши в российскую цивилизацию, обнаружил: все вокруг — при планшетах! И сразу захотелось прицепить это дело к навигации. Оказалось, что доча свой относительно новый (меньше года) топовый Acer A501 мечтает поменять на только что выпущенный ещё более топовый. Поменяли. А мне по наследству — этот. Огромная экономия нервов и времени на понимание, что купить.

К чему я это рассказал? А к тому, что планшет не выбирал. Никакие характеристики не анализировал. Достался Acer Iconia Tab A501. Всё на нём отлично работает. На вопрос: «Почему именно он?» — ответа не имею.

.

Задача

1. Заменить ноутбучный GPS-навигатор в штурманском отсеке.
2. Дополнить имеющийся в кокпите GPS-навигатор планшетным навигатором, не требующем картриджной суеты.

.

Проект No 1. Планшет Android + программа Navionics

Проект выглядел просто. Навигационному отсеку — новый ноут с тем же MaxSea. А кокпиту — планшет с какой-нибудь анроидной картографией.

Основное требование к картографии планшета — умение работать в оффлайне. Ибо море и интернет не всегда ходят парами. Почитал форумы. Нащупал софт для Android по имени Navionics. Скриншоты — красивые. Люди пишут, что пользуют. Несмотря на обескураживающую информацию из руководства пользователя (документацию по Navionics можно скачать здесь >>>), решил взглянуть. Поставил. Запустил.

Морское программное обеспечение GPS для планшетов Navionics
Карты — неплохие, закачиваются полностью и работают в оффлайне. Точка от встроенного в планшет GPS — вот она, движется. Схематично понять, где ты, — не вопрос. Огромный плюс — пользовательские фотографии популярных марин, бухт и заливов (нужен интернет). А вот то, что ряд элементов обстановки, якорных стоянок и т.п. также залиты в карту сетевыми альтруистами — напрягает. Ибо это уже не картинки, а безопасность. И насколько альтруисты адекватны, чем заняты их головы, какова осадка их лодок — неведомо.

Морское программное обеспечение GPS для планшетов Navionics
Что же касается навигационных возможностей, у Navionics их — ноль. Путевую точку можно поставить лишь тыча пальцем в экран, но не по координатам. Ведение на точку отсутствует. Автоматический пеленг на цель и автоматическое расстояние до цели — тоже. Резюме: днём, по знакомым местам, влёгкую потискивая нанотехнологию, — приятственно. Как вспомогательная программка, наряду с «Google Планета Земля» и подобными, — отлично. Но в качестве основной электронной навигации — бесполезно.

Всё, что я исследовал под ОС Android помимо Navionics, оказалось ещё бесполезнее. Так почил Проект No 1.

.

Проект No 2. Планшет Android как удалённый терминал десктопа навигационного Windows-компьютера

Идея номер два оказалась последней, так как была реализована.

В компьютерах под управлением ОС Windows есть механизм RDP (Remote Desktop Protocol — протокол удалённого рабочего стола). Две машины соединяются по сети. На «компьютере 1» запускается серверное приложение — «сервис терминальных подключений». На «компьютере 2» запускается клиентская программа. После чего на экране «компьютера 2» появляется десктоп «компьютера 1». И, сидя за монитором-клавиатурой-мышкой «компьютера 2», можно работать на «компьютере 1». При этом «компьютер 1» зовётся сервером, а «компьютер 2» — клиентом.

В качестве сервера можно использовать как Windows, так и Linux машину, но последний вариант мы здесь не рассматриваем.

Для того, чтобы ноутбук под ОС Windows XP / Windows 7 стал сервером, достаточно в нужном месте поставить галочку (возможность присутствует в Win XP Pro и Win 7 Ultimate, коцанные Home-версии я не изучал).

В качестве клиента проверен планшет под ОС Android 4.0.3. Скорее всего, высшие версии ОС Android также хороши, но я не пробовал. Чтобы клиент-планшет заполучил доступ к десктопу сервера-ноутбука, на планшете запускаются клиентские приложения RDP для Android, о которых — ниже.
Морской GPS навигатор. Система «картплоттер ноутбук» — «удалённый терминал планшет»..

.

Навигатор-картплоттер в штурманском отсеке — ноутбук Samsung NC110P

Требования, предъявляемые к новому компьютеру в штурманском отсеке:
1. ОС Windows XP или Windows 7. Если для конкретной машины нет проблем с драйверами под Linux, эта ОС тоже подойдет.
2. Wi-Fi для связи с планшетом.
3. BlueTooth для связи с приёмником GPS. Можно использовать приёмник, подключаемый к машине по USB, но я люблю быть свободным в расположении GPS-антенны.
4. Минимальное энергопотребление. Актуально на вечерних/ночных/утренних переходах под парусами, когда солнечные батареи не питают аккумуляторы.
5. Минимальные габариты. Штурманский отсек — не резиновый.

Выбор пал на ноутбук Samsung NC110P. Маленький. Заявленное потребление — до 40 Вт. Матовый не бликующий экран. Мне достался за 7 тыс.руб. с хвостиком (спасибо московской компании «Пирит»  — всегда очень приятно с ними работать как при выборе-тестировании оборудования, так и в сервисных случаях). Точно такие же модели есть у Asus и ряда других производителей (даже конструктив корпуса аналогичен. Лэйблы — разные, остальное — «тик в тик»).

Ноутбук, как серверная часть морской навигационной системы GPS — Картплоттер — удалённый терминал
Единственный минус: Ноутбук не раскрывается на 180 градусов. Для меня это важно, так как предыдущий ноут висел на переборке в раскрытом состоянии. Теперь придётся ваять полочку.

Проблема: у всех ноутбуков в подобных корпусах (Samsung NC110P и т.п.) — экран не откидывается на 180 градусов.

.
Bluetooth GPS-приёмник GlobalSat BT821

GPS-приемник GlobalSat BT-821

Требования к новому GPS-приёмнику:
1. Чип: не ниже SiRFstarIII, количество каналов не менее 20.
2. Bluetooth
3. Длительная работа от аккумулятора.
4. Разумная цена.

Выбрал GlobalSat BT-821. На рынке присутствуют и другие аналогичные по характеристикам модели. Нашел даже любимый OneXT, исправно прослуживший мне уже не помню сколько лет. Но BT-821 привлек заявленным неимоверным сроком работы от встроенной батареи. Правильно ли я купился на эту характеристику или ошибся — покажет сезон. В крайнем случае, старый добрый потрепанный OneXT — на лодке, подключу его.

.

Картплоттер в кокпите — планшет Acer Iconia Tab A501 + водонепроницаемый аквабокс

Водонепроницаемость — пластиковый аквабокс DryCASE, снабженный грушей для откачки воздуха. К моему счастливому удивлению, и до откачки, и после, пальцевождение по экрану управляло планшетом адекватно. Есть некоторые проблемы с нажатием кнопки питания. Но при определенной ловкости — нажимается 🙂

Дабы максимально избежать напряжения мозгов, нынешний мир культивирует игрушки и звучалки. Посему аквабокс снабжен герметичным разъёмом, куда снаружи можно подключить гарнитуру — микрофон-наушники (они там ещё и водонепроницаемые наушники продают — не шутка! Типа, можно плескаться в море без отрыва от дебильников, твиттеров и игрушек :))). Внутри аквабокса разъём припаян к проводочку, втыкающемуся в микрофонно-звуковое гнездо планшета.

Я срезал мультимедийный джек с провода внутри аквабокса и припаял туда штекер зарядки («папа» — втыкается в гнездо зарядки планшета). А срезанный джек поставил на шнур, идущий от блока питания 12 В. Теперь могу заряжать планшет прямо в аквабоксе от нактоузной 12-вольтной розетки. Насколько это решение правильно, судить трудно: для 2-ваттного силового питания аудиопроводочки и, особенно, их лаковая изоляция выглядят забавно. Пока питает, не коротит, но… Поглядим.

Водонепроницаемый чехол для планшетных копьютеров

.

Wi-Fi соединение ноутбука (штурманский отсек) с планшетом (кокпит)

Для того, чтобы запустить RDP и управлять ноутбуком с планшета, необходимо поднять между ними сетевое соединение. Наиболее простое решение — планшет как точка доступа (в Андроиде это делается «на раз»), к которой по Wi-Fi коннектится ноутбук. Но это — не совсем правильно. И после определенных мучений удалось запустить более логичную и быструю конфигурацию: на ноутбуке — сеть «компьютер-компьютер», а планшет присоединяется к ней по Wi-Fi.

Подключение планшетного компьютера под ОС Android 4.0 к ноутбуку по Wi-Fi для последующего поднятия RDP

.

Программное обеспечение навигационного ноутбука: C-Map, MaxSea, OpenCPN.

Рекомендую 2 приложения.

1. MaxSea v.10.1.3.2 — коммерческий софт, позиционирующийся как профессиональное приложение для штурманов. Только под Windows. Конкретно эту версию я установил под Windows 7 Ultimate. Работает без нареканий.

Морское навигационное программное обеспечение MaxSea под ОС Windows 7
2. OpenCPN v.3.0.2. — бесплатное приложение Open Source (дотировать разработчика, если вам понравится данный софт, imho, — дело чести). Скомпилировано под операционные системы Windows XP, Windows 7, Linux, Mac OS. Возможны проблемы при сопряжении с конкретными моделями GPS-приемников под конкретными операционными системами. Если эти проблемы преодолеть (или если они не возникнут), работает без нареканий.

Open Source морское навигационное программное обеспечение OpenCPN (Windows, Linux, Mac OS)
Картография — С-Map CM93 (весь мир) в корректуре 2011 года. Карты отлично работают как под MaxSea, так и под OpenCPN.

.

Программное обеспечение планшета: 2X Client, Jump, Remote RDP

В качестве клиентского RDP-терминала на Андроиде рекомендую приложение «2X Client» . После запуска программа предлагает выбрать подключение (у меня оно — одно, больше на лодке компьютеров, которыми я хочу управлять с планшета, — нет). После чего на планшете появляется десктоп ноутбука! Когда я в первый раз это увидел, истеричной радости не было предела 🙂

2X Clent — клиент RDP (Remote Desktop Protocol — протокол удалённого рабочего стола) для ОС Android. Выбор подключения, имеющего имя Navigation.
Естественно, мышки на планшете нет. А ноутбучные программы, как и ноутбучный десктоп, не понимают планшетного пальцевождения. Поэтому в «2X Client» на экране изображена мышка с двумя кнопками. И пользователь двигает её пальцем, кликая по экранной мышиной кнопке когда и куда надо.

2X Clent — клиент RDP (Remote Desktop Protocol — протокол удалённого рабочего стола) для ОС Android.
Кроме «2X Client» также хороши «Remote RDP» и «Jump» , но они показались мне менее удобными. Все клиенты на конец февраля 2013 года присутствуют в GooglePlay и имеют бескомпромиссно рабочие бесплатные версии.

Клиенты RDP (Remote Desktop Protocol — протокол удалённого рабочего стола) для ОС Android

.

Компьютерно-планшетная RDP-система: ложка дёгтя в бочке мёда

При соединении планшета с ноутбуком по протоколу RDP навигация доступна лишь через экран планшета. Сущность протокола «отрубает» возможность видеть электронную карту и возюкать мышкой на ноутбуке. Неприятно, но не критично. Ибо управлять навигационным софтом с планшета удобно. А если приспичит потыцать именно в ноутбук, то разорвать RDP-соединение, а потом снова поднять, — секундное дело.

.

Интернет

Единственное сетевое соединение в ноутбуке — Wi-Fi «компьютер-компьютер», о котором я уже рассказывал. Никакого интернета там нет. Там нет вообще никаких программ, которые не связаны с навигацией. Ни читалок, ни стрелялок, ни смотрелок, ни бурчалок, ни фотографий семьи и себя любимого. Это — моя принципиальная позиция. Ибо не желаю грузить процессор странным, подтирать сопли Windows-инсталляций, думать о вирусах, запускать снижающие производительность антивирусы-файерволы и т.п. Ноутбук на штурманском столе — замкнутый самодостаточный навигатор-картплоттер. Ша.

В то же время без интернета — нельзя. Это и погода, и связь, и «Google Планета Земля» , и другие нужные приложения. Но наличие планшета снимает этот вопрос. Потому что планшет как раз для интернета и предназначен. При этом напрячь планшет лишним софтом — не особая проблема, так как он не выполняет никаких ответственных задач даже в процессе навигации (картография — на ноутбуке, планшет — лишь «удалённый монитор»).

.

Образ (Image) навигационного ноутбука. Acronis True Image / Disk Director

Эта глава — для тех, кто готов потратить время один раз чтобы добиться надёжности и беспроблемности в дальнейшем. Апологеты суеты, любители крутить гайки на ходу и подвязывать отваливающееся проволочками могут сразу перейти к главе следующей.

Операционная система и проинсталлированные приложения ноутбука-навигатора «высечены в мраморе». Никаких обновлений, дополнений, патчей и прочей ереси. Установили, протестировали, работает — баста.

Однако жизнь есть жизнь. Во-первых, иногда таки приходится тыкать в ноут USB-флешкой. Хотя бы для того, чтобы скинуть планируемые или пройденные маршруты с других компьютеров. Или обновить карты. Или… мало ли. Учитывая принципиальное отсутствие антивируса, можно заразить. Во-вторых, вдруг захочется установить какой-нибудь новый софт?

Результат непредсказуем. Новый софт способен оказаться лажей, наследив в «реджистри» при деинсталляции. А вирус — грохнуть ноутбук в самый неподходящий момент. Что делать? Переустанавливать систему и все приложения в открытом море? Или прибегнуть к колченогим «точкам отката» Windows (что, куда и как они откатывают — никому толком неизвестно), которые в борьбе с вирусами бесполезны?

Существует лишь одно лекарство от подобных проблем. Причем, лекарство — 100-процентно эффективное. Расскажу пошагово:
1. Размечая диск ноутбука перед инсталляцией Windows, необходимо создать раздел «C:» для операционной системы и раздел «D:» для данных (логических разделов рекомендую избегать, оба — первичные, «C:» — активный).
2. На «C:» устанавливаем только ОС и инсталлируем приложения. На «D:» храним карты, справочную информацию, дистрибутивы и т.п.
3. Никогда не пользуемся шнягой типа «Мои документы», «Мои рисунки», и не размещаем данные на рабочем столе. Всё это Гейтс автоматом пихает в раздел «C:», и гибнущая ОС хоронит «нужность» под своими обломками.
4. Сформировав программную среду ноутбука и достоверно убедившись, что всё в порядке, специальной утилитой снимаем образ раздела «C:» и записываем его на «D:» . Образ — это низкоуровневая покластерная сжатая копия содержимого раздела «C:» и загрузочного сектора жесткого диска.
5. Утилита, снимающая образ, должна быть записана на загрузочный CD. С которого загружаемся, минуя ОС Windows.
6. Когда понадобится откатиться к гарантированно рабочему и чистому состоянию системы, снова загружаемся с того же CD и восстанавливаем раздел «C:» вместе с загрузочным сектором жесткого диска.

NTFSCOPY, NORTON GHOST, ACRONIS — приложения для работы с образом диска или раздела.
Для работы с образами существуют различный софт. В своё время был неплох Norton Ghost (сейчас — не знаю). На одном из домашних компьютеров я использую утилиту ntfscopy из-под ОС Linux. А на лодочном навигационном ноутбуке — утилиту Acronis True Image / Disk Director.

Версию порекомендовать не рискну. Acronis — штука капризная и может на одной конфигурации компьютера работать вменяемо, а на другой доставить немало сюрпризов. Консультируйтесь со специалистами или экспериментируйте. Удалось ли вам освоить технологию «Backup/Restore Image» , покажет простой тест: сняли образ, восстановили образ, всё должно работать так же хорошо, как до этих операций.

.

Дополнительное морское программное обеспечение навигационного ноутбука под ОС Windows 7

Перечисленные ниже программы прямого отношения к картплоттеру не имеют. Но помогают жить в море и не представляются лишними даже на навигационном компьютере.

1. port2port: лоция портов мира. Содержит сведения для больших кораблей. Много полезного могут почерпнуть и владельцы прогулочных яхт.

Лоция портов мира. Приложение port2port для ОС Windows.
2. TideComp: таблицы приливов.

Таблицы приливов. Приложение TideComp для ОС Windows.
3. vxTide: графики приливов.

Графики приливов. Приложение vxTide для ОС Windows.
4. TimeZone: определение местного времени в любой точке мира (полезно при телефонном звонке приятелю в другое полушарие 🙂

Рассчет поясного времени. Приложение TimeZones для ОС Windows.

5. Conversion Pro: преобразование размерностей. Супернужная программа в мире, где безумные апологеты демократий меряют всякость в мизерных фаренгейтах, двусмысленных фунтах и многоликих галлонах.

Перевод данных из одних единиц измерения в другие. Приложение Conversion для ОС Windows.

.

Дополнительное морское программное обеспечение навигационного планшета под ОС Android 4.x.x.x

1. Google Планета Земля: спутниковая картография. При планировании маршрута может оказаться хорошим подспорьем. К сожалению, приложение для ОС Android отличается от приложения для ОС Windows не в лучшую сторону. Но и в таком виде — полезно. Требует интернета.
Android Google Earth Планета Земля (apk).
2. SeaMap: Определяемая по GPS ваша текущая позиция на спутниковой карте Google или на Google Map. Требует интернета.
Android SeaMap (apk) — морская картография на остнове спутниковых карт Google и карт GoogleMap.
3. Meteo Consult Marine (Marine Forecast) : судовой прогноз погоды для регионов Средиземного моря, Мраморного моря, турецкого побережья Черного моря, атлантического побережья Европы (за исключением Скандинавии) и побережья Британии. Требует интернета.
Android Meteo Consult Marine (apk) — судовой прогноз погоды для регионов Средиземного моря, Мраморного моря, турецкого побережья Черного моря, атлантического побережья Европы (за исключением Скандинавии) и побережья Британии..
4. Meteo.gr Sailing: один их самых замечательных ресурсов судового прогноза для тех, кто сейчас бороздит греческие воды. Оптимизирован для паруса. Требует интернета.
Android Meteo.gr Sail (apk) — один их самых замечательных ресурсов судового прогноза для тех, кто сейчас бороздит греческие воды. Оптимизирован для паруса..
5. ForecaWeather: подробный прогноз по задаваемым пунктам. Склонен к паранойе, порой сгущая краски и предсказывая вселенский катаклизм там, где его нет. Требует интернета.
6. My Anchor Watch (free) , Anchor Watch: удобные утилиты для якорных стоянок. Сигналят, если лодка покидает заданную капитаном область безопасности. Не требуют интернета.
7. Mad Mutt Marin: лаконичная навигационная программа без картографии. Ведет к заданной координатами точке. Не требует интернета.
8. FieldCompas: гигантский (во весь экран планшета) компас с возможностью брать пеленги. Не требует интернета.
9. Tsunami Alert (Atlantic, Indian, Pacific): виджет службы предупреждения о цунами. Требует интернета.
10. Earthquakes: не прогнозы будущих землетрясений, но информация в реальном времени о колебаниях суши-моря на территории колыбели европейской цивилизации. Сиё поучительное приложение от сейсмологической лаборатории Афинского университета напомнит вам с одной стороны о могучих силах природы, а с другой — о живучести человечества. Для тех, кому интересен мир. Требует интернета.
11. OceanDB: любопытные данные о температуре, солёности и плотности воды в любой точке мирового океана. Для тех, кому интересен мир. Требует интернета.
12. World Ports: краткая информация о крупных портах для больших судов. Яхтсменам польза — невеликая. Требует интернета.
13. Оффлайновые словари: отличные словари! Не требуют интернета.
Android Offline Dictionaties(apk) — оффлайновые словари.
Все программы на конец февраля 2013 года присутствуют в GooglePlay и имеют бесплатные версии.

.

Погодные закладки в браузер навигационного планшета

Подробно о том, как получать прогнозы погоды через интернет, можно почитать здесь: www.putevodka.com/?vm=wthr

В дополнение к информации сайта putevodka.com, приведу ещё пяток полезных погодных ссылок:
1. Сайт Passage Weather — судовые прогнозы погоды по регионам мира.
2. Сайт Meteo.gr — Sailing Map — один из лучших погодных сайтов для яхтсменов в греческих водах. Благодаря баблободаниям между Google и Adobe с использованием сайта под определенными версиями ОС Android могут быть проблемы. Проблемы решаются установкой на планшет «тонкого клиента» Android Meteo.gr Sail (см. пункт 4 предыдущей главы).
3. Сайт JCOMM — страница с картой Metaria-регионов GMDSS.
4. Сайт JCOMM — каталог прогнозов по Metaria-регионам GMDSS.
5. Сайт Национального греческого метеорологического бюро (HNMS) — страница GMDSS-прогноза для Metaria-III.

.

Итоговый бюджет навигационной картплоттерной системы

Ноутбук: 7’500 рублей.
GPS-приёмник: 3000 рублей.
Планшет: 0 рублей (и так купил бы для интернет-коммуникаций).
Непромокаемый чехол для планшета: 1500 рублей.
Программное обеспечение: стоимость варьируется в зависимости от мировоззрения пользователя.
ИТОГО: 12’000 рублей + стоимость программного обеспечения.

.

Морская навигационная система. Эксплуатация.

Посмотрю, как покажет себя система в течение сезона 2013. После чего, добавив в статью опыт эксплуатации, перенесу её на постоянное место жительства — сайты http://www.putevodka.ru | www.putevodka.com.

.
.

putevodka.tv

В 2013 году верфь McConaghy boats спустила на воду 140-футовый тримаран Adastra. Суперяхта, больше напоминающая звездолет из Star Wars, получила несколько призов на престижной ShowBoats Design Awards в Монако. Одной из наград было отмечено оригинальное техническое решение: яхтой можно было управлять на расстоянии до 50 метров с помощью планшета iPad. Пока это единичный случай, но он хорошо показывает тенденцию — мобильные устройства захватили не только рынок персональных компьютеров и Интернет, они стали частью яхтенной жизни.

Даже если вы не владелец мегаяхты, с помощью обширного ассортимента мобильных приложений вы можете сделать управление лодкой комфортным и безопасным, используя iPad или устройство на Android как навигатор, компас, метеостанцию и многое другое. Мы выбрали три навигационных приложения, на которые стоит обратить внимание.

Navionics

Карты Navionics — одни из наиболее популярных векторных карт, используемых в традиционных картплоттерах. Одноименное приложение дает возможность использовать эти карты на мобильном устройстве для навигации и построения маршрута. Navionics имеет приличный уровень детализации. Карта масштабируется классическим движением двумя пальцами. Масштаба достаточно, чтобы изучить места для стоянки в приглянувшейся марине.

В приложении можно отследить и сохранить текущий маршрут или составить новый, с отметками в точках стоянок, и поделиться им с сотоварищами по email или Facebook.

Удобная фишка — возможность добавлять на карты собственные заметки и новые объекты.

Это позволило «Навиониксу» собрать приличную базу данных, которая постоянно обновляется, был бы Интернет. Однако все правки на совести пользователей, Navionics не модерирует информацию, и путаница в этом случае неизбежна. Например, десятки названий одной марины с разным написанием или ошибки с ее расположением. В поиске нет выборки по рейтингу, по наличию отзывов или предоставляемым сервисам.

Кроме пользовательских заметок, приложение показывает сводки погоды, направления ветров и карту приливов-отливов. Погодный сервис реализован неплохо, но его данных не всегда хватает. С другой стороны для погодных дел есть свои, узкоспециализированные утилиты.

Navionics — платное приложение. Его стоимость колеблется от 300 до 2600 рублей в зависимости от выбранного региона.

Позитивный момент: покупая карты, вы получаете постоянные обновления на протяжении всего времени использования.

Скачать для iOS, Android и Windows 8

Plan2Nav

Plan2Nav — приложение на основе векторных карт С-Map, как и Navionics часто используемых в традиционных картплоттерах. Как и «Навионикс», Plan2Nav позволяет строить и сохранять маршруты. На карты проецируется цифровой компас, который показывает скорость относительно грунта, курс относительно грунта, широту и долготу. Также Plan2Nav показывает прогноз погоды для определенной местности, скорость и направление ветра, высоту волны.

Между поклонниками Navionics и C-Map идут непримиримые споры о том, какие же карты точнее.

Правда, как всегда, лежит где-то посередине: какие-то регионы лучше описаны в C-Map, какие-то — в Navionics. Принять решение здесь вам поможет лишь собственный опыт.

Поэтому пробуйте: у Navionics есть бесплатная trial-версия приложения, а Plan2Nav в принципе бесплатна и идет вместе с картой мира. Векторные карты для отдельных регионов придется скачивать дополнительно. Цены на них варьируются от $19,99 до $37,99.

Заодно оцените удобство интерфейса приложений. Кому-то интерфейс Plan2nav не по душе (он и правда более сложен): маленькие неудобные иконки и неинтуитивность управления, из-за которой приходится долго разбираться, чтобы заставить приложение работать как нужно.

Скачать для iOS и Android

iNavX

По мнению журнала Practical Sailor, это одно из лучших навигацонных приложений для iPad (но также и самое дорогое). «Я использую iNavX постоянно, получаю отличную индивидуальную поддержку и рекомендую это приложение для любой круизной лодки», — пишет пользователь cruisersforum.com.

По цене $50 iNavX поставляется без карт. Их нужно скачивать отдельно. Приложение работает и с растровыми картами (в частности, с бесплатными NOAA с полным охватом США), и с векторными (с тем же Navionics), таким образом решая извечный спор пользователей GPS-навигации о том, что лучше — растр или вектор. Векторные карты придется покупать через аккаунт на X-Traverse.com.

Интерфейс iNavX очень напоминает классический автономный картплоттер — он интуитивно понятен и прост.

Одна из ключевых особенностей iNavX — это возможность отображать данные с различных измерительных приборов лодки (датчиков, флюгеров, анемометров). Чтобы программа распознала эту информацию, данные должны быть преобразованы в сообщения текстового протокола связи морского оборудования NMEA 0183 и затем переданы по Wi-Fi.

Преобразовать данные можно разными способами, например, с помощью установленной на ноутбук программы MacENC или специального оборудования (iMux от Brookhouse). Таким же образом можно подключить iPad, iPhone или iPod к AIS.

Скачать для iOS

itboat.com

Теоретически на судне можно использовать любой GPS-навигатор — носимый, автомобильный и так далее. С двумя основными задачами — определением координат и курсоуказанием к заданной точке он справится. Но особенности эксплуатации судовых GPS-навигаторов на море предъявляют специфические требования, в полной мере отвечать которым может только специально сконструированный морской прибор. Что это за особенности? 

На твердой земле GPS-приемник создает массу удобств, но помимо него, как правило, есть неподвижные ориентиры, дорога, тропинка, элементы рельефа, по которым вы пусть не без труда, но сможете найти путь в случае его отказа или ошибки. На море же зачастую в поле вашего зрения только однообразные волны от горизонта до горизонта.

Морские и судовые GPS-навигаторы, особенности использования и применения судовых GPS-навигаторов

Далекие маяки, острова, береговая черта если и видны, то часто сливаются в едва различимую полоску, опознать которую и определить расстояние до нее непросто даже при большом опыте. В окулярах 7-кратного бинокля при качке эти объекты исполняют немыслимую пляску, иногда до полной невозможности наблюдения. В темноте же, в дождь, туман или шторм ваше поле зрения зачастую ограничивается ближними гребнями волн в десятке-другом метров. А навигационные опасности — рифы, мели, скалы, другие затонувшие суда и так далее, встречаются и в открытом море, вне видимости берегов.

Если в пешем походе или автомобильной поездке из-за навигационной ошибки вы всего лишь опоздаете к месту назначения, в худшем случае проведете ночь в лесу, израсходуете горючее и остановитесь на дороге, испытаете стресс и т.д., то на море ошибка в сотню метров может привести к гибели судна, грузов, людей, другим разрушительным последствиям. Поэтому морская навигация — одна из главных областей применения GPS — по ответственности может сравниться только с навигацией воздушной. Правила безопасности, морской практики, несения штурманской службы, выработанные многовековым опытом, написаны кровью.

От надежности ваших судовых GPS-навигаторов и других навигационных приборов, их удобства в работе, качества карт, ваших навигационных навыков, в прямом смысле может зависеть жизнь. Отсюда, помимо повышенных требований к самим GPS-навигаторам, вытекает требование их обязательного дублирования другими средствами навигации. Так, ни одно судно, какими бы электронными новшествами ни было оно оснащено, не может выйти в море без простого магнитного компаса.

На судне, особенно небольшом, всегда повышенная влажность, качка, даже в хорошую погоду. В шторм, когда цена ошибки особенно велика, ваши приборы будет забрызгивать и заливать вода, вам придется быстро и безошибочно считывать их показания при ударах, крене, с занятыми руками. Усталость, страх, стресс, морская болезнь будут «помогать» вам совершить ошибку. На берегу в походе или поездке в случае проблем всегда можно остановиться на обочине, устранить неисправность, подумать, отдохнуть. В море обочины нет.

Как бы ни было вам плохо, остановиться вы сможете, только добравшись до гавани. Отсюда требования : надежность приборов и их электропитания, обязательно брызгозащищенное или герметичное исполнение, простая, без излишеств, но продуманная, интуитивно понятная система управления. Дисплей должен быть со шрифтом максимально большого размера. Конечно, предпочтение стоит отдать специализированным навигаторам известных фирм, имеющим опыт именно в морской области. Разумеется, придется смириться с тем, что любое оборудование с обозначением marine по объективным и субъективным причинам стоит дороже «сухопутных» аналогов.

Как правило, GPS-навигатор на судне устанавливается стационарно, работает многие часы подряд, часто круглосуточно, и питается не от батарей, а от внешнего источника. Носимый прибор можно оснастить кронштейном и адаптером внешнего питания, но за дополнительные деньги, а в стационарном навигаторе все это будет включено в стандартную комплектацию. Кроме того, выше уже говорилось о размере дисплея. Однако даже на больших яхтах часто держат переносной навигатор с питанием от батареек как резервный. Если приобретается переносной прибор, то он должен быть удобен для работы в стационарном варианте.

В этом отношении, например, серия Garmin еТгех с ее маленькими и тугими кнопками по бокам, хотя к ней выпускаются кронштейны, скорее всего, будет не лучшим выбором. Поэтому стоит предпочесть модели с большим экраном и кнопками на лицевой панели. Встроенный компасный датчик при стационарной установке, скорее всего, окажется бесполезен. Данные встроенных в навигаторы компасов, выпускаемых сегодня, не передаются по NMEA, и их не удастся использовать в других бортовых приборах. Напротив, информация встроенного барометра будет весьма полезна судоводителю.

Лучше выбирать прибор с большим числом кнопок. Это обеспечивает более быстрый доступ к функциям через специализированные кнопки, а не последовательным выбором команд меню. При качке и в экстремальной ситуации это немаловажно. Удобный вариант — приборы с многофункциональными клавишами (Soft Keys), или/и с цифровой клавиатурой для прямого ввода числовых значений. Обязательна для морских и судовых GPS-навигаторов звуковая сигнализация ряда событий.

— Смещение с якорной стоянки (снос с якоря).
— Прибытие в пункт назначения.
— Отклонение от курса.
— Приближение к путевой точке.
— Будильник.
— Мелководье.
— Большие глубины.

Если GPS-приемник устанавливается в кокпите, на мостике, в рубке или каюте из стеклопластика, кроме многослойного «сэндвича» с деревянными слоями, то, как правило, достаточно встроенной антенны. Во всех остальных случаях для судовых GPS-навигаторов потребуется выносная антенна. Некоторые навигаторы имеют съемную антенну на разъеме BNC, которую можно вынести на специальном кабеле-удлинителе ограниченной длины.

Но оптимальным выбором будет все-таки специальная морская активная антенна. Такие антенны грибовидной формы для судовых GPS-навигаторов выпускаются с внутренней резьбой : стандартное крепление морских радио и прочих антенн. Как правило, резьбовая нижняя часть выполняется съемной. Сняв ее, антенну можно установить плашмя на плоскую поверхность. По коаксиальному кабелю к антенне от GPS-приемника подводится питание постоянным током. У многих судовых GPS-навигаторов весь GPS-приемник собран в одном компактном корпусе с антенной.

На судне часто возникает необходимость соединения разных приборов и обмена информацией между ними. Например, если катер имеет два поста управления, в рубке и на верхнем мостике, информация должна дублироваться на дисплеях обоих постов. На парусных яхтах часто штурман работает внизу, в каюте, а информация о курсе, направлении к путевой точке, скорости и глубине должна выводиться в кокпит перед рулевым на вспомогательный дисплей, так называемый репитер (повторитель).

Данные GPS передаются на радар, чтобы он мог ориентировать экран по странам света, определять не только курсовые углы и дальности, но и координаты целей, на радиостанцию с системой DSC (ЦИВ -цифрового избирательного вызова), автоматически подающую сигнал бедствия с координатами и т.д. Нередко GPS стыкуют с автопилотом. Для этого приборы должны иметь порты ввода-вывода данных, работающие или по стандартному протоколу NMEA, или по фирменным протоколам. В первом случае приборы совместимы с любыми устройствами, поддерживающими этот протокол, но функциональные возможности обмена информацией ограничены.

Второй вариант предоставляет больше возможностей, но требует покупать часть или все оборудование одной фирмы. С другой стороны, фирменные приборные комплексы могут быть оснащены адаптером с NMEA-портом, разумеется, за дополнительную плату. Устройства, даже работающие по NMEA, часто поддерживают не все типы сообщений; или только ввод, или только вывод.

Например, купив эхолот с NMEA-выходом, вы надеетесь подключить его к картплоттеру, чтобы на его дисплее также отображалась глубина, но это удастся, только если плоттер поддерживает не просто NMEA, а конкретно ввод сообщений о глубине (DBT или DPT). Имеет значение и количество NMEA-портов. Как правило, к одному порту можно подключить только одно NMEA-устройство. При выборе приборов надо учитывать совместимость и возможность будущего расширения вашей бортовой приборной сети.

По материалам книги «Все о GPS-навигаторах».
Найман В.С., Самойлов А.Е., Ильин Н.Р., Шейнис А.И.

survival.com.ua

Categories: Навигатор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.