Лодочный водомет

Лодка может пригодиться не только рыболову, но и охотнику и даже любителю водных прогулок. В основном они делятся на две большие категории: гребные и моторные.

Водомётный лодочный мотор

Первые подходят для бесшумных и коротких прогулок: переплыть большое озеро при помощи весел затруднительно из-за значительной нагрузки на руки. Вторые помогают быстро добраться до места, не устав при этом.

Лодочные моторы могут быть самых разных видов: электрическими, работающими от аккумуляторов, подвесными, вмонтированными и другими.

Раньше большинство из них было винтовыми: двигатель внутреннего сгорания приводил мотор в движение, поворачивал винт, и лодка плыла вперед. В последнее время популярность начали приобретать водометные моторы.

Водометный мотор одновременно и похож, и непохож на привычный винтовой.

В упрощенной схеме последний работал следующим образом:


  1. В верхней наружной части мотора располагался двигатель внутреннего сгорания.
  2. При работе он приводил в движение коленчатый вал, идущий вертикально вниз.
  3. На нижнем конце коленчатого вала располагался гребной винт, который и толкал плавучее средство вперед.
  4. Винт заменен на сопло водомета, а коленчатый вал вращает не винт, а рабочее колесо или импеллер.

Принцип работы

Мужчина устанавливает моторПринцип работы немного похож на работу кондиционера: последний втягивает воздух, а затем выпускает его в помещение.

Здесь все происходит под водой через небольшую деталь — сопло.

Она имеет широкое отверстие для забора воды и более узкое — для «выплевывания».

Благодаря этому водометный мотор легко двигает практически любую лодку.

Преимущества и недостатки использования

К достоинствам относятся:

  1. Отсутствие винта, что делает мотор более безопасным и прочным. Благодаря этому владелец не поранит купающихся рядом, не застрянет из-за запутавшихся на винте водорослях, а попадание камней в мотор не испортит его.

  2. К достоинствам также относятся простота и удобство управления лодкой.
  3. Отлично подходит для прохождения мелких или сильно замусоренных водоемов, так как сопло расположено намного ближе к днищу лодки, чем винт.
  4. Позволяет мгновенно затормозить, при этом тормозной путь намного короче, чем у винтового.
  5. Чем больше скорость, тем выше КПД.
  6. Шум от применения водометного мотора существенно ниже, чем при использовании винта, так как все происходит под водой.
  7. Благодаря этому мотору лодка легко разворачивается на месте и может даже двигаться вбок.

К недостаткам можно отнести следующие особенности:

  1. На невысоких скоростях КПД довольно низкое.
  2. Мотор необходимо регулярно прочищать от попавшего внутрь мусора, иначе он станет хуже работать.
  3. При использовании на заболоченном водоеме велика вероятность засорения внутренностей. Впрочем, при помощи винтового варианта проплыть там не получится вовсе.
  4. Высчитывая вес пассажиров и груза, необходимо прибавить вес проходящей через сопло воды.
  5. Стоимость самого мотора и его ремонта выше, чем у других моделей.

Особенности устройства водометного двигателя

Несмотря на кажущуюся простоту, водометные двигатели являются сложным устройством. Они должны быть выполнены в полном соответствии с техническими правилами и научным подходом.

Изготовитель не должен экономить на деталях, иначе он быстро выйдет из строя или не сможет правильно работать.

Выбирая модель, не нужно брать излишне дешевый вариант: может оказаться, что производитель использовал некачественные детали или не учел многие факторы.

Сам двигатель состоит из нескольких важных деталей:

Водомётный лодочный мотор

  1. Водозаборное устройство (водозаборник или водовод): это труба, через которую внутрь попадает вода. Она должна свободно проходить внутрь и при этом не мешать движению лодки в какую-либо сторону. Чтобы вместе с водой в мотор не проникали камни и гальки, снаружи на него устанавливают решетку для фильтрации крупного мусора. При неправильном проектировании водозаборник начнет засасывать даже тяжелый мусор.
  2. Винт (рабочее колесо или импеллер): оно разгоняет воду и выталкивает ее обратно, приводя лодку в движение. Винт бывает осевым, диагональным, осе-диагональным и шнековым.

  3. Спрямляющий аппарат или контримпеллер: он расположен сразу за рабочим колесом. В его задачи входит возврат затраченной энергии в поступательное движение. Всего эта деталь может вернуть до 15% энергии.
  4. Сопло: эта деталь сжимает воду, преобразуя сжатие в скорость выброса. Для оптимальной работы требуется изменить поджатие сопла — это позволит настроить двигатель индивидуально.
  5. Реверсивное или рулевое устройство: оно помогает управлять лодкой. Представляет собой насадку на двигатель, которая двигает мотор, поворачивая судно. Рулевое устройство представляет собой поворотную насадку, реверсивное — заслонку, которая меняет направление выпускаемой струи в противоположную сторону. Последний вариант позволяет управлять лодкой, идущей задним ходом или на нулевой скорости.

Как увеличить улов рыбы? Лодочный водомет

За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:

  1. Активатор клева. Эта феромоновая добавка сильнее всех приманивает рыбу в холодной и теплой воде. Обсуждение активатора клева «Голодная рыба».
  2. Повышение чувствительности снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти.
  3. Приманки на основе феромонов.

Способы установки

Возможны два варианта установки, которые подходят для разных вариантов лодок:

  1. Лодочный моторВне корпуса лодки. Съемный мотор более популярен: он меньше и легче, кроме того при повреждении лодки не придется менять двигатель. Их устанавливают снаружи корпуса позади на лодках всех типов: надувных (они должны иметь прочную стенку, чтобы на нее можно было закрепить мотор), деревянных, алюминиевых.
  2. Внутри корпуса лодки. Это менее популярный способ. Он предполагает установку мотора на дно лодки с выводом водозаборного устройства наружу. Двигатель встраивают в саму лодку, а со стороны кормы проводят сопло для выпуска воды. Как понятно, эти лодки собирать и разбирать уже невозможно и в случае проблем менять придется все целиком.

Нюансы использования водометных насадок

Даже если на лодке уже стоит винтовой двигатель, можно использовать водометные насадки. Они крепятся вместо винта и редуктора и изготавливаются практически на любые существующие модели.

Они продаются вместе с инструкцией и необходимыми запчастями, так что установка не составит большого труда и займет не более пары часов.


Рейтинг популярных производителей

Рассмотрим некоторых производителей:

Водомётный лодочный мотор

  1. YAMAHA. Это американская фирма, специализирующаяся на винтовых моторах линейки JET. Водометных моделей немного в основном они рассчитаны на использование водометной насадки на гребной четырехтактный мотор высокой мощности. Обычно их применяют в стационарном режиме на лодках, имеющих дистанционное управление. Объем двигателя цельных водометных двигателей колеблется от 250 до 2670 куб. см, количество цилиндров различно — от двух до четырех. В зависимости от модели мощность составляет от 20 до 105 л. с. Запуск осуществляется вручную или при помощи электростартера, управление ручное или дистанционное.
  2. Кальмар. Это небольшой мотор, предназначенный для коротких плаваний и легких лодок. В нем всего 2,5 л. с., что делает его неприспособленным под далекие путешествия. Однако если лодка нужна только для отплытия от берега и возвращения, этот вариант прекрасно подойдет: двигатель легкий, экономичный, надежный, имеет низкий уровень шума. «Кальмар» прост в управлении и не потребует специальных навыков. В основе модели лежит четырехтактный двигатель HondaGXV-50. Цилиндр один, объем двигателя — около 50 см3. Он способен развивать скорость до 15 км/ч, так что о дальних плаваниях лучше забыть.

  3. Tohatsu. Эта японская фирма существует уже более 80 лет. Она известна не только производством лодочных моторов, но и как производитель многих техник с двигателями внутреннего сгорания. Ее модельный ряд представлен многими вариантами, которые смогут удовлетворить любые требования. Они подходят и для коротких прогулок по небольшому водоему, и для дальних путешествий. Различаются двух- и трехцилиндровые модели, объем двигателя составляет от 430 до 1267 см3. Мощность моделей колеблется от 2,5 до 77 л. с., запуск может быть ручным и электронным, управление осуществляется дистанционно или при помощи румпеля.
  4. Сталкер. Прекрасный вариант для коротких переходов и легких лодок: модели весят не более пяти кг, и развиваются скорость до 10-15 км/ч. Небольшой бензобак и невысокая стоимость стали «визитной карточкой» фирмы: ее моторы доступны, надежны, долговечны и беспроблемные.
  5. Mercury. Более дорогостоящая фирма, отличающаяся высоким качеством и широким выбором моделей. Различаются двух- и четырехтактные двигатели с количеством цилиндров от двух до четырех и объемом двигателя от 430 до 1500 см3. Мощность составляет от 25 до 90 л. с., запуск осуществляется через электростартер или вручную. Управление дистанционное или ручное.

  6. Honda. Фирма известна во всем мире как производитель надежной техники разного назначения: автомобилей, мотоциклов, лодок и моторов для них. В основном все модели четырехтактные, на 2-4 цилиндра. Объем двигателя может достигать почти 2400 см3 при мощности до 105 л. с. Управление у большинства моделей дистанционное, запуск осуществляется стартером.

Эксплуатация: советы и рекомендации

Некоторые рекомендации:

  1. Выбирая подходящую модель, необходимо четко понимать, как и где она будет использоваться: для дальних походов или для переправы на середину небольшого озера, на легкой одноместной лодке или деревянном транспорте с четырьмя пассажирами. Окончательный выбор во многом зависит от этого.
  2. Главный совет, который можно дать тем, кто впервые садится за «руль» водометного двигателя — не торопитесь сразу выходить в открытое плавание. Потребуется пара недель обучения, чтобы приноровиться к управлению также его необходимо зарегистрировать в ГИМС МСЧ России.

  3. Сделать его можно и самостоятельно, используя обыкновенный лодочный мотор. В процессе нужно быть осторожным и внимательно следовать инструкциям.
  4. Мотор можно также использовать как насос для откачки воды и во время дождя: осадки никак не влияют на его работу.
  5. Перед покупкой необходимо убедиться в полной комплектации двигателя: в комплект должны входить все детали, включая запасные, технический паспорт, устройство по эксплуатации.

Источник: poklevok.net

Преимущества и недостатки

Основными преимуществами водомётов стали:

  • Отсутствие в устройстве деталей вращающегося типа, которые находятся в водной среде. Благодаря этому подводная растительность и ветки не оказывают негативное воздействие на вращающие движения импеллера. Можно не беспокоиться о возможном наматывании растительности на шнек, что приводит к поломке.
  • Быстрое прохождение мелководья и участков водоёма с большим количеством коряг и водорослей. Обыкновенные механизмы редко справляются с подобными препятствиями.
  • Полное исключение травматичности человека, плавающего около лодки от импеллера, так как он располагается в корпусной части двигателя.
  • Развитие высокого скоростного режима способствует увеличению КПД мотора.

  • Учитывая полное прилегание днища лодки к воде, можно быть уверенным в надёжности и управляемости даже на высоких скоростях. Даже при вхождении в крутые повороты лодка будет легка в управлении.
  • Водомёт с лёгкостью справится с разворотами на месте и может осуществлять передвижение бортовой частью вперёд.
  • Возможность экстренного торможения с минимальным уровнем тормозного пути.
  • Незначительная степень шумового эффекта при передвижении, что несомненно обрадует любого рыбака.

Основными недостатками мотора можно считать:

  • При развитии небольшого скоростного режима снижается КПД.
  • Дополнительным грузом для лодки становится вода, за счёт которой происходит рабочий процесс водомёта.
  • Вода, находящаяся в трубке двигателя, обладает турбулентностью и снижает мощность мотора.
  • Несмотря на лёгкое прохождение мелководных участков, стоит помнить, что это провоцирует лишнюю нагрузку на ротор и статор. В данном случае рассчитывать на длительный срок эксплуатации не стоит.
  • Ремонт водомёта требует значительных финансовых затрат.

Устройство и принцип работы

Главными составляющими водомёта являются винтовая часть и двигатель (внутреннего сгорания). Водовод сочетает в себе следующие элементы:

  • водозаборную часть – передняя область, способствующая перемещению воды к винтовой части;
  • спрямляющий аппаратный элемент, который трансформирует вращательные движения водных потоков в прямолинейные;
  • сопловой элемент;
  • кончик трубочки, сквозь который водные массы находят выход;
  • устройство реверсивно-рулевого типа, позволяющее производить смену направлений движения лодки (предусмотрен как передний, так и задний ход).

Импеллеры (винтовые элементы) могут быть разных видов:

Лодочный мотор

  • Осевой тип – максимально простой в изготовлении, однако КПД находится на низком уровне. Кроме того, наличие эффекта кавитации даёт возможность функционирования лишь на низких оборотах.
  • Осе-диагональный тип – рассчитан на моторы со средним количеством оборотов. Уровень КПД немного выше, чем у осевых импеллеров.
  • Диагональный и шнековый – современные разновидности винтов, которые изготовлены с учётом современных технологий. Главное преимущество обоих видов – высокий уровень КПД и возможность работы с моторами с наличием высоких оборотов.

Лодка приходит в движение после реактивной тяги, которая создаётся благодаря выбрасыванию водного потока с большой скоростью. Более детальный принцип работы выглядит следующим образом:

  • Водные потоки проникают в водозаборник, который располагается в передней части плавательного средства. Водозаборник включает в состав сетку, способную провести фильтрацию от водорослей и плавающего мусора. При конструировании водозаборника специалисты стараются обеспечить водному потоку ламинарное течение, что значительно улучшит общие характеристики мотора.
  • Импеллер производит отбрасывание воды назад, после чего она попадает в суженную часть, что ещё больше увеличивает скорость прохождения.
  • Лопатки спрямляющего аппарата оснащены своеобразной формой, способствующей оказывать незначительное сопротивление жидкости, которая движется навстречу. Спрямляющие аппараты могут быть разнообразной конструкции. Наиболее популярной из них является лопаточное поджатие. Именно эта разновидность конструкции позволяет спрямляющему аппарату одновременно выполнять функции соплового устройства.
  • Водные потоки попадают в сопловую часть (если спрямляющее устройство не выполняет эту функцию). Наличие небольшого проходного сечения позволяет преобразовать давление потока в скорость.

Популярные модели водометов

Водомётные моторы изготавливает небольшое количество предприятий. Наиболее популярными брендами водомётов стали:

YAMAHA (модельный ряд JET) – поистине выпускают оборудование высокого класса. Мощность можно выбрать на собственное усмотрение начиная от 40 л.с. и заканчивая 50 л.с. Агрегаты оснащены современными опциями, дистанционным управлением, электростартером. Стоимость на моторы, обладающие высоким уровнем надёжности находится в пределах 250 тысяч – 300 тысяч рублей.

YAMAHA (модельный ряд JET)

Кальмар – обладает мощностью 2,5 л.с. Может развивать скорость до 15 км/ч (зависит от типа плавательного средства). Прибор, обладая высокой степенью надёжности, отлично подойдёт для рыбаков, которые используют лодки для ловли на небольших водоёмах. Стоимость Кальмара не превышает 60 тысяч рублей.

Кальмар

Tohatsu – обладает двухтактным двигателем и мощностью 2,5 л.с. Разнообразный модельный ряд включает также более мощные моторы, стоимость которых превышает 50 тысяч рублей. Довольно быстро развивает скорость, что несомненно является весомым преимуществом.

Tohatsu

Сталкер – считается представителем невероятно лёгких моторов. Их вес обыкновенно не превышает 5 кг (сухая кондиция). Может развивать скорость около 8,5 км/час. Бензобак вмещает 900 мл топлива. Стоимость водомёта находится в диапазоне 22-30 тысяч рублей.

Сталкер

Как увеличить улов рыбы? Лодочный водомет

За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:

  1. Активатор клева. Эта феромоновая добавка сильнее всех приманивает рыбу в холодной и теплой воде. Обсуждение активатора клева «Голодная рыба».
  2. Повышение чувствительности снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти.
  3. Приманки на основе феромонов.

Отзывы об использовании

Установка

Водомёты подлежат установке на суда быстрого хода (лёгкие), которые называются «глиссирующими». Подобные плавательные средства рассчитаны на развитие скорости не превышающей 60 км/ч. Изредка водомёты всё же могут устанавливаться на средние моторные суда, угол наклона донной части которых не превышает 20 градусов.

Однако, несмотря на наличие добавочной массы, стоит принимать и положительную сторону водомёта. В данном случае огромным преимуществом выступает отсутствие увесистой коробки передач. Её функцию выполняет реверсно-рулевой механизм.

При установке специалисты рекомендуют оснащать специальной (соединительной) муфтой участок между водомётом и двигателем. Это позволит обеспечить изоляцию функционирующего мотора, не принимая во внимание режим работы водомётного двигателя.

Лодочный мотор

Насадки на моторы

Насадки для водомётов – это приспособления, позволяющие за несколько часов переделать обыкновенный мотор (подвесной) в водомёт. Насадки напоминают центробежные насосы, которые применяя импеллеры (рабочих колёс) сквозь водозаборник втягивают в двигательную часть водные потоки и выталкивают их с напором в противоположную от лодки сторону.

Главными преимуществами насадок для водомётов стали:

  • Наличие возможности подключения реверса на полном ходу, что даёт довольно мощный эффект тормоза.
  • Прибор не оснащён переключениями в редукторной части, что не приводит к быстрому изнашиванию мотора.
  • Простое техобслуживание.

Очень важно каждые 9-10 часов производить шпринцовку специализированной смазкой (водостойкой).

К недостаткам насадок на моторы можно отнести:

  • Снижение показателей мощности почти на треть.
  • Дороговизна деталей, что особенно важно в периоды проведения ремонтных работ.

Блиц-советы

  • Эффективность использования на малогабаритных судах (грузоподъёмностью не более 270 кг).
  • Водомёты можно применять в любую погоду и на любых участках водоёма. Наличие растительности и мелкого мусора совершенно не мешает работе устройства.
  • Водомёты могут устанавливаться на плавательные средства с наличием мягких и жёстких основ.
  • Опытным путём доказана эффективность работы мотора как на глубоководных участках водоёма, так и на мелководьях.
  • Наличие сильного порывистого ветра совершенно не способствует затруднению работы мотора.

Источник: lakeking.ru

Преимущества и недостатки

Данный вид моторов имеет как преимущества, так и недостатки.

К преимуществам относится:

  • Способность быстро маневрировать, поворачивать и разворачиваться
  • Возможность преодолевать мелководья, заросшие травой и закоряженные участки водоемов.
  • Безопасность – импеллер размещен внутри корпуса движителя и не может повредить, находящемуся вблизи лодки в воде купальщика или подводного охотника.
  • Устойчивость плавсредства – благодаря постоянному нагнетанию воды движителем, лодку как бы присасывает к поверхности водоема, благодаря чему она выдерживает крутые повороты даже на высокой скорости.

Кроме того, такая конструкция водомета позволяет избежать наматывания водорослей и травы на импеллер, его повреждение ветками и корягами.

К минусам подобного рода моторов следует отнести риск повреждения корпуса движителя при частом перемещении по мелководным и захламленным участкам, снижение КПД на высоких скоростях, высокая стоимость и дорогостоящий ремонт агрегата в специализированных мастерских и сервисных центрах.

Применение

Используют водометы рыболовы и любители речных прогулок на участках со средней и малой глубиной и большим количеством травы, коряг, камней. Благодаря использованию в конструкции закрытого винта и защищенного решеткой водозаборного отверстия он защищен от заклинивания при попадании внутрь крупных веток, камней и травы. Попадающая внутрь движителя вместе с потоком воды через водозаборную решетку мелкая трава и водоросли измельчаются импеллером и не оказывают влияние на работу мотора.

Важно. На скорость и безопасность передвижения лодки с водометным мотором влияет его установка. При правильном расположении плоскость водозаборной решетки должна быть находиться немного выше уровня днища лодки. В этом случае агрегат будет защищен от ударов о дно, камни и коряги. При заборе воды в нее не будет попадать воздух, который вызывает провалы и снижение мощности двигателя.

Водометные насадки

Водометные насадки на лодочные моторы – приспособления позволяющие при небольших затратах превращать винтовой мотор в водомет.

Состоит такая насадка из прочного корпуса (улитки) с соплом и водозаборной решеткой («интейк») и расположенного внутри него импеллера со специальной втулкой.

Принцип действия у такой насадки аналогичен с водометом – засасываемая импеллером через водозаборную решетку вода разгоняется внутри насадки до большой скорости и, выходя через сопло, обеспечивает движение плавсредства. Для торможения применяют специальную заслонку, перекрывающую сопло и обеспечивающую моментальную остановку лодки.

К основным преимуществам такого приспособления относится небольшая цена, простой и нетрудоемкий монтаж, повышение проходимости лодки с мотором по ранее недоступным мелководным участкам. К недостаткам, которыми обладают водометные насадки для лодочного мотора, относится сильное засорение интейка мелкой травой, сильное повреждение корпуса при неаккуратном перемещении по сильно закоряженным и захламленным мелководьям, тщательный уход и обслуживание импеллера и втулки.

Изготовление своими руками

Водомет можно не только купить, но и сделать своими руками . О том как можно изготовить подобный агрегат для лодок пвх из мотора для бензокосы и подручных средств рассказано в следующем видео.

Процесс изготовления такого водомета следующий:

  1. для двигателя из специальной высокопрочной стали делается вал;
  2. вал, вместе с 2 опорными подшипниками, помещается в защитный кожух из легкой алюминиевой трубы;
  3. на конце вала монтируется самодельная водометная насадка – вертикально расположенный импеллер в корпусе-улитке. Для того, чтобы вода не попадала из корпуса водометной насадки в кожух вала, ее герметизируют с помощью сальника.
  4. крепление такого водомета к транцу лодку осуществляется посредством привариваемой к кожуху вала струбцине.

Такой самодельный водометный мотор хоть и не будет развивать очень высокую скорость, но позволит все же эффективно форсировать мели и перекаты на реках, мелководные участки озер и водохранилищ.

Важно. Так как такой водомет имеет бак небольшой емкости, то для доливки топлива следует с собой брать канистры с запасом топлива: (5 л – при прогулке на небольшое расстояние, 10 л – для продолжительных и дальних плаваний).

Топ-3 дорогих моделей

Наиболее распространенными и популярными моделями водометов в среде рыболовов профессионалов и спортсменов являются следующие:

YAMAHA F JET 40

YAMAHA F JET 40 – надежный японский водомет от компании «YAMAHA» (Ямаха). Силовой агрегат представлен 3-цилиндровым 4-тактным бензиновым двигателем объемом 747 куб. см с принудительным электронным впрыском топливной смеси. Общая мощность двигателя составляет 40 л. с., на выходе водомета – 30 л. с. Мотор запускается с помощью электронного емкостного зажигания. Для управления оборотами двигателя и изменением направления движения лодки служит специальный дистанционный пульт. Охлаждение двигателя производится засасываемой через водозаборное отверстие водой. Топливный бак имеет объем 25 л. На максимальной скорости мотор расходует до 14,8 л/час. Вес мотора составляет 103 кг.

Подходит такой водомет для катеров и вместительных лодок при плавании по крупным и средним рекам, большим водохранилищам. Средняя его стоимость составляет от 450 000 до 500 000 рублей.

Tohatsu MD 25 Jet

Tohatsu MD 25 Jet – простой и надежный японский водометный лодочный двигатель от компании «Tohatsu» (Тохатсу). Оснащен водомет 2-цилиндровым бензиновым 2-тактным двигателем объемом 429 куб.см. Общая и полезная мощность двигателя равны 30 и 25 л.с., соответственно. Система запуска такого мотора – электронная (CDI). Управление – румпельное. Эффективное охлаждение обеспечивается подачей в рубашку двигателя засасываемой агрегатом забортной воды. Бензин заливается в топливный бак объемом 25 л. При максимальном расходе топлива 8,75 л/час, такой объем бака обеспечивает беспрерывное движение лодки в течение 2,5–3 часов. Весит такой мотор 59 кг.

Купить такой водометный мотор можно за 250 000–260 000 рублей.

Mercury ME JET 25 ML

Этот американский водомет оснащен 2-цилиндровым бензиновым, 2-тактным двигателем объемом 429 куб. см и мощностью 30 л.с. Выходная мощность агрегата составляет 25 л.с. Двигатель имеет достаточно надежную и простую систему ручного запуска, удобное румпельное управление, водяное охлаждение. Бензин заливается в топливный бак объемом 24 л. Максимальный расход топлива такого водомета составляет 8,0 л/час. Вес подвешенного на транец лодки мотора, без учета воды в системе охлаждения и самом корпусе водомета («сухой вес»), составляет 60 кг.

Приобрести такой водомет можно за 260 000–280 000 рублей.

Важно. Приобретать водометы именитых брендов лучше у официальных дилеров и проверенных продавцов. Более дешевые аналоги и подделки, по сравнению с оригиналами, будут иметь низкое качество и непродолжительную гарантию.

Если рассмотреть китайские водометы, то среди них наиболее популярны моторы серии «Golfstream» –
T30A BW JET 25 л.с. и T20 BW JET 20 л.с. Оснащены эти модели 2-цилиндровым 2-тактным бензиновым двигателем объемом 496 куб. см с электронным зажиганием, водяным охлаждением и карбюратором. Управляются такие водометы при помощи удобного и простого румпеля. Топливный бак – выносной, объемом 24 л. В отличие от аналогов японского и американского производства такие водометы имеет меньшую стоимость, приобрести их можно за 195 000–200 000 руб.

Каждый подвесной водометный лодочный мотор, описанный выше, устанавливают как на вместительные надувные лодки из ПВХ, так и на большие алюминиевые катера. Основным их недостатком является высокая цена.

Топ бюджетных водометов

Среди бюджетных моделей, подходящих для простой резиновой лодки, популярностью пользуются такие модели водометы:

«Сталкер-Джет»

Представляет собой легкий водомет американского производства, оснащенный одноцилиндровым 2-тактным бензиновым двигателем объемом 32,6 куб. см с воздушным охлаждением. Мощность такого силового агрегата составляет 1,6 л.с. Запускается мотор при помощи электронной системы зажигания. Для управления служит простой и удобный румпель. Встроенный в корпус мотора топливный бак объемом 0,9 л обеспечивает безостановочное движение лодки с таким водометом на протяжение 1 часа. Небольшой по весу (всего 5 кг) такой агрегат идеально подходит для надувных лодок. Средняя его цена колеблется от 15 000 до 16 000 рублей.

«Микроша-М»

Представляет собой сверхлегкий водомет, предназначенный для надувных лодок. Оснащен одноцилиндровым 2-тактным бензиновым двигателем объемом 30,5 куб. см, с воздушным охлаждением и ручным запуском. Небольшой топливный бак объемом 0,6 л встроен в корпус двигателя. Недостатком такого водомета является его большой для такой мощности вес – 10 кг. Приобрести такой агрегат можно за 12 000–13 000 руб.

Таким образом, водометные лодочные двигатели и выполняющие их роль насадки – хорошая альтернатива распространённым винтовым агрегатам. При передвижении же по мелководьям и сильно захламленным участкам водоемов благодаря своей конструкции и расположению на транце лодки они и вовсе являются единственным вариантом силового агрегата для плавсредства любого размера и типа.

Источник: intellifishing.ru

Конструкция водометного двигателя

Главными элементами такого механизма, как и в классическом варианте, являются двигатель внутреннего сгорания и винт, только последний расположен внутри длинной трубы, проложенной вдоль корпуса лодки. Разумеется, «труба» — это слишком упрощенный термин. Правильное название этой части двигателя – водовод, а состоит он из следующих узлов:

  • водозаборник: передняя часть, по которой вода поступает к винту;
  • спрямляющий аппарат: благодаря этому элементу вращательное движение закрученного винтом водного потока трансформируется в прямолинейное;
  • сопловой аппарат: завершающая часть «трубы», из которой вода выбрасывается наружу.

Еще один важный элемент водомета – реверсивно-рулевое устройство, благодаря которому лодка может менять направление движения, а также давать задний ход.

Винты (их также называют рабочими колесами или импеллерами) бывают нескольких видов:

  • Осевые: наиболее просты в изготовлении, но обеспечивают самый низкий КПД и ввиду ярко выраженного эффекта кавитации могут работать только на низких оборотах.
  • Осе-диагональные: имеют более высокий КПД и рассчитаны на среднеоборотистые двигатели;
  • Диагональные и шнековые: наиболее современные и чрезвычайно сложные в изготовлении разновидности, характеризуются самым высоким КПД и способны работать с высокооборотистыми двигателями.

Среди всех составляющих водомета винты находятся на первом месте по сложности изготовления. Для этого применяется метод точного литья с последующей шлифовкой.

Не стоит приобретать водомет с импеллером, лопасти которого приварены к ступице, а не составляют с ней единое целое: такие винты зачастую имеют дисбаланс, что приводит к их разрушению при повышенных оборотах.

Преимущества и недостатки

За счет установки водометного двигателя владелец плавсредства выигрывает в следующем:

  1. Поскольку спрятанному в водоводе винту наматывание водорослей не грозит, лодка приобретает способность легко перемещаться по заросшим водоемам.
  2. Удары винта о дно также исключены, что дает возможность беспрепятственно плавать в местах с небольшой глубиной или с отмелями.
  3. Лодка с водометом становится безопасной для купальщиков, водолазов и обитающей в водоемах фауны.
  4. В отличие от обычных гребных винтов, рабочие колеса водометов, особенно современные, защищены от негативного воздействия кавитации.

Но придется примириться и с некоторыми недостатками:

  1. При той же мощности двигателя лодка будет двигаться медленнее, чем с обычным винтом.
  2. Ухудшается управляемость.

Кроме того, лодка становится тяжелее из-за веса воды, заполняющей водомет.

Принцип работы

Выбрасывая с большой скоростью воду, водомет создает реактивную тягу, которая и приводит лодку в движение. Рассмотрим данный процесс более детально:

  1. Вода поступает в расположенный в передней части лодки водозаборник. Он снабжен сеткой, которая отфильтровывает водоросли и плавающий в воде мусор. Конструируя водозаборник, инженеры стремятся обеспечить ламинарное течение воды в нем, так как наличие турбулентности на подходе к винту значительно ухудшает характеристики двигателя.
  2. Винт с силой отбрасывает воду назад, при этом она попадает в сужение, благодаря чему ее скорость возрастает.
  3. Спрямляющий аппарат, как уже говорилось, увеличивает скорость потока за счет преобразования его вращательного движения в поступательное. Его лопаткам стараются придать такую форму, которая обеспечивала бы наименьшее сопротивление движущейся жидкости. Производители применяют различные конструкции спрямляющих аппаратов. Одна из них – лопаточное поджатие – позволяет использовать данный элемент одновременно в качестве соплового аппарата.
  4. Далее поток попадает в сопло (если эту функцию не выполняет спрямляющий аппарат). Благодаря небольшому проходному сечению, давление воды здесь преобразуется в скорость – этот эффект и называется поджатием.

Для придания двигателю наилучших характеристик очень важно придать соплу правильный профиль.

Водомет своими руками

Рассмотрим, как сделать водомет для лодки своими руками. Хитрые на выдумку умельцы придумали два варианта самодельных водометов.

На базе лодочного мотора

Как показал опыт, наиболее удачные самодельные водометы получаются из лодочного мотора «Ветерок-12». Но можно использовать и любой другой. Обычно применяют старые модели: «Москва», «СМ-557-9Л», «Стрела» и т.п. Главное преимущество «Ветерка» — в распространенности и доступности необходимых деталей.

Водовод можно размещать как снаружи лодки, так и внутри нее. Второй вариант применяется чаще, так как при наружном расположении увеличивается гидродинамическое сопротивление плавсредства. Некоторые элементы водовода изготавливают из труб, другие – сваривают из заготовок, вырезанных из листа нержавеющей стали.

Придать заготовкам нужную форму можно с помощью оправки (вручную) либо гибочных вальцов. Лопасти рабочего колеса вырезаются из того же материала. Затем их подвергают профилировке и и приваривают к ступице.

На этапе проектирования модель водовода можно сделать из папье-маше. Затем ее достаточно будет разрезать, чтобы получить выкройку для заготовки-развертки.

Передача вращения от двигателя осуществляется посредством обычного штатного редуктора. Он крепится к главному дейдвуду мотора при помощи специального фланца.

Водоизмещение этой версии самодельного водомета составляет 450 кг. Благодаря ему судно может развивать скорость до 20 – 25 км/ч и выполнять глиссирование.

На базе центробежного насоса

Помпа Pacer PumpsПредлагается использовать насос Pacer Pumps 200GPM с пластиковым корпусом (термостойкий полистирол), имеющий вес около 18 кг.

Нагнетательный механизм этого аппарата приводится в движение двигателем Intek мощностью в 5 л.с. производства Briggs & Stratton.

Насос развивает напор в 35 м и имеет 2-дюймовые патрубки всаса и нагнетания. Его стоимость составляет около 300 долларов.

Насос устанавливается в лодке, после чего к нему со стороны всаса присоединяется 2-дюймовая ПВХ-труба. Через отверстие в носовой части днища лодки ее нужно вывести в воду, снабдив патрубком с сетчатым фильтром – это будет водозаборник.

На резьбу нагнетательного патрубка навинчивается высоконапорный штуцер с выходным отверстием диаметром 24 мм. Подойдет изготовленный из упрочненного винила – такие сегодня продаются в любом магазине для садоводов и огородников. Роль сопла также будет возложена на отрезок ПВХ-трубы, имеющей тот же, что и у штуцера, диаметр. Для подсоединения штуцера к соплу следует использовать резиновый шланг.

Не стоит опускать сопло в воду. Вопреки распространенному мнению, такой прием не ускорит, а замедлит лодку, так как приведет к возникновению кавитации.

Величина реактивной тяги, развиваемой таким водометом, зависит от суммарной длины всасывающей и нагнетательной магистралей.

Поскольку гидравлическое сопротивление возрастает с уменьшением диаметра трубы и увеличением скорости движения жидкости в ней, выгоднее всего установить насос как можно ближе к корме, чтобы длина сопла оказалась минимальной. Предлагаемый двигатель был опробован в лодке длиной 3,5 м, причем длина всасывающей трубы была равна 3 м.

При таких условиях насос при максимальных оборотах двигателя развивал напор примерно в 20 метров водного столба (2 атм), благодаря чему лодка набрала скорость до 8 км/ч.

Испытателя подобного водомета может подстерегать неприятность: напорный штуцер довольно легко откручивается потоком воды, причем сила его воздействия настолько велика, что удержать деталь от вращения вручную нет никакой возможности.

Смазывание патрубка клеем перед навинчиванием штуцера желаемого эффекта не дает – штуцер все равно срывает. Рекомендуется разработать для резьбового штуцера дополнительное крепление либо использовать насос и штуцер с фланцами.

Источник: aquacomm.ru

Сравнение водомета и подвесного винтового мотора

Безопасность

Очевидное достоинство заключается в отсутствии гребного винта. Это особенно актуально когда вокруг судна зачастую полно других судов или даже людей в воде. Для применения в спасательной техники это как нельзя актуально, т.к. спасательное судно должно быть как можно ближе к спасаемому человеку. И глушить водомет нет необходимости, т.к. он безопасен на любом расстоянии.

Управление

Водометный движитель дает отличную управляемость и маневренность судну. Вы сможете развернуть лодку или катер на гораздо меньшем диаметре чем с традиционным винтовым лодочным мотором. Для аварийной остановки водомет достаточно просто развернуть на 180 градусов, чего нельзя делать на моторах с гребными винтами, т.к. такой разворот создаст слишком высокую нагрузку на приводной вал, что может привести к его выходу из строя. Водомет же позволит практически мгновенно остановиться без риска сломать что либо и опасности переворота судна.

Универсальность

Лопасти винта повредить на водомете никак нельзя, потому что их там нет, есть только крыльчатка, которая расположена внутри. Так что вы можете спокойно передвигаться по мелководным горным рекам и озерам даже с каменным дном. Производителями рекомендуется держать глубину в 100 мм от дна до нижней кромки мотора, чтобы было свободное пространство для движения воды. С таким типом движителя вы никогда не лишитесь моторной тяги в 100 км. от цивилизации из-за поломки винта и вам не придется тащить лодку, мотор и весь свой скарб на себе.

Технические особенности

vodomet_vintodoq_motor_01

На водометных моторах применяется вместо редуктора специальный блок. На моторах Mercury он называется JetPump. Вода засасывается через всасывающее отверстие под давлением, которое создается радиальной крыльчаткой. Далее вода направляется к тороидной камере с уменьшенным сечением, которая увеличивает скорость и давление струи и в итоге выбрасывает воду из выпускного сопла, толкая тем самым мотор и лодку. Через это же сопло в воздух выбрасываются выхлопные, отработанные газы из двигателя.

При установке мотора на судно нужно особое внимание обратить на то, что плоскость днища должна совпадать с кромкой горловины всасывающего отверстия водомета. Если же мотор установить чуть выше, то заниженное днище будет срывать водный поток и мешать нормальному всасыванию воды. В идеале нужно перед самым транцем ставить треугольное крыло для идеального водного потока.

Для установки водометных моторов нет никаких противопоказания, касающихся длины или типа судна.

Выводы. Что лучше выбрать

Необходимость приобретения того или иного мотора сводится к анализу улучшения или ухудшения качества жизни при его использовании. Смотрите и анализируйте все плюсы и минусы и обратите внимание на то, что для вас важнее в той или иной характеристике.

Что касается мощности, то все производители измеряют мощность своих моторов в точке приложения силы. И для достижения аналогичной скорости с винтовым мотором водомету требуется более мощный двигатель (моторный блок), т.к. водометные моторы имеют меньшую эффективность.

На водометах есть также такая проблема как притягивание разнообразного плавающего мусора ко всасывающему отверстию. Мелкая решетка решит проблему повреждения крыльчатки от крупного мусора, но вот от песка и мелкой гальки она не защитит. Так что водомет рекомендуется периодически гонять в чистой воде для очищения всех его водных каналов от отложений.

Цена тут тоже имеет свою не маловажную роль. Водометы заметно дороже винтовых моторов. Расход топлива у традиционных подвесных моторов также меньше.

На наш взгляд водометный мотор целесообразно покупать лишь при условии не возможности использования винтового подвесного мотора в местах эксплуатации. Это может быть либо малые глубины водоемов и неравномерность глубины, либо применение моторного судна в местах большого скопления людей. В остальных случаях винтовые классические лодочные моторы гораздо эффективнее и практичнее своих водометных собратьев. Но если у вас нет проблем с финансами и вы хотите быть на «гребне волны», то водомет вполне может стать вашим мотором на вашей лодке или катере, т.к. значительных противопоказаний к его применению нет.

Источник: spyship.ru


Categories: Лодки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.