Лодочный мотор зиф 5

Моторы лодочные

Моторы лодочные советского периода изготовлялись преимущественно с двухтактным двигателем внутреннего сгорания.

 По числу цилиндров двигатели лодочных моторов разделялись на одно-, двух- и четырёхцилиндровые. По способу установки лодочные моторы подразделялись на подвесные (транцевые), бортовые и стационарные. Наибольшее распространение, благодаря лёгкости установки и удобству в эксплуатации, имели подвесные моторы, которые могут быть установлены на любую лодку с транцевой(плоской) кормой.

Размещение подвесного мотора за кормой обеспечивает лучшее использование габаритов лодки, не загрязняет её бензином и маслом, не требует установки специального рулевого управления, т. к. эта функция выполняется самим мотором с помощью румпеля (рукоятки) или заменяющего его приспособления.

 

Советские бортовые моторы были очень лёгкие, с небольшим объёмом цилиндра двигателя, крепились к борту лодки; имели удлинённый отъемный гребной винт, присоединённый непосредственно к коленчатому валу двигателя. Требовали установки отдельного рулевого управления. Были менее удобны, чем подвесные. Стационарные моторы устанавливались на более крупных лодках и небольших судах. Они были снабжены более мощным двигателем и стартерным механизмом мотоциклетного типа. Подвесные лодочные моторы к шестидесятым годам имелись в эксплуатации шести моделей: «Москва», ЗИФ-5, Рига-125, МЛ-20, ЛРМ-6 и МЛ-1.

 

Важнейшими узлами подвесных лодочных моторов являются двигатель; дейдвудная труба, соединяющая двигатель с приводом гребного винта; привод гребного винта, осуществляющий с помощью конических шестерён передачу от двигателя на винт; система подвески мотора; топливный бак.

 

1 — ЗИФ-5; 2 — Москва; 3 — ЛВР-6

  

 

 

 

Подвесной лодочный мотор "ЗИФ-5"

 

Лодочный мотор зиф 5

 

 

Основные узлы и агрегаты подвесного лодочного мотора

Лодочный мотор зиф 5

1 — бак; 2 — двигатель; 3 — система подвески; 4 — дейдвудная труба; 5 — гребной винт

 

 

Основные технические данные подвесных лодочных моторов

Лодочный мотор зиф 5

 

 

Привод гребного винта и винт мотора «Москва»

Лодочный мотор зиф 5

Привод гребного винта и винт мотора «Москва»: 1 — ведущая шестерня заднего хода; 2 — перекидная муфта; 3 — ведущая шестерня переднего хода; 4 — тяга реверса; 5 — рессора привода винта; 6 — ведомая шестерня; г — отъёмная часть корпуса; 8 — штифт гребного винта; 9 — резиновая втулка

 

 

Общий вид мотора «Москва» и крепление его на транце лодки

Лодочный мотор зиф 5

 

 

 

 

 

 

 

Стационарный лодочный мотор СМ-255-Л

Лодочный мотор зиф 5

 

 

Охлаждение двигателя производится забортной водой с помощью самовсасывающего водяного насоса, установленного на корпусе редуктора и приводимого в действие от промежуточного вала ведущей шестерней редуктора. Малые габариты и небольшой вес мотора допускают установку его на самых лёгких судах.

 

www.mintorgmuseum.ru

Уважаеемый Rex !
'Стрела'-один из самых красивых по дизайну отечественный мотор.
Критики этого мотора говорят довольно странные слова о том,что
мотор плохой!Эти "теоретики"ничего не понимают в "Стреле".Как тогда
можно объяснить,что"Стрела"работает до сих пор.В ходе общения с бывшими владельцами мотора и по своему опыту(отреставрировал в полном оригинале
самое трудное найти капот из 2х половинок)"Стрела"для своего класса
всегда оправдывала свое преднозначение,таскала плоты ,огромные
деревянные водоизмещающие лодки с 8-ю пассажирами,в тоже время
при несложной форсировке выдавала 8л.с.и учавсвовала в соревнованиях.
"Стрела"кушала любой бензин,есть случай когда мой знакомый турист
по нужде смешал бензин самогон одеколон и керосин из лампы и на этой адской смеси предварительно нагрев цилиндр прошел на моторе 8км.
Этот старик еще жив и может подтвердить сказанное в деталях.
Так что обладаете вы очень красивым и хорошим мотором.
Зап.части которые можно найти: кольца 62мм в любом мотоциклетном
рынке и магазине но покупать со штангельциркулем,катушка зажигания
полностью аналогична с Ветерком,Москвой в крайнем случае можно перемотать
если нужно найду перемоточные данные,подшибники 205,203,202 есть везде.
К "стреле"не подходит никакой махавик кроме родного,это на ЗИФ-5 можно
ставить отВетерка и Москвы10,12,5 посадачные места одинаковы и положение
магнитов позволяет работать зажиганию.

          С уважением ДАРовец.

<{POST_SNAPBACK}>

Так я это и сам знаю, приходилось (или посчастливилось) ходить и на Стреле, и на ЛМ -1, на всех "Москвах" и "Ветрах", на Л 3/2 и Л6/3. Стрелу, к сожалению, наркоманы растащили, остался только редуктор, обтекатель ноги и бак, торсионные валы и винт. Востанавливать мне её смысла нет, дед-сосед "за так" отдаёт рабочую, когда мне надо будет. Кольца точно, ставили от "Восхода" 1-й ремонт, вот новые поршни трудно найти.

forum.katera.ru

jacker2000 14-07-2014 16:14

цитата:


Изначально написано Спортист1:
понимаешь, Сталина могли возить в Чайке исключительно в виде мумии, когда втихую закопали уже при Хрущеве )))))

http://hammer-pc.narod.ru/auto/gaz/chaika/history.html


хеххе,чё сказать,молодой я ещё)
А вот вопрос в тему,стрела,надёжный мотор сам по себе елси говорить про ваш опыт эксплуатации?…а то вот что тут со мной в субботу приключилось.Мотор не подвёл,подвёл запас бенза.
Отчёт тут написал)
Поварёнки.Суббота.Хоть смейся хоть плачь)).
Всю неделю знакомый москвич просился на рыбалку на Каму.Вообщем уговорил, взяли третьего,как выяснилось позже,без него бы этой истории не получилось :D .
Приехали,разложились, накачал лодку,заправил мотор,заботливо спрятали 2 по 2 литра пива и батл дорогой водки в тенёк и выехали с москвичём на ходовую.Третий типа остался сторожить лагерь. с 17 00 до 19 40 нитычка,даже начали спрашивать других рыбаков на предмет продать рыбы(ухи очень хотелось,а мы такие сволочи,что даже не стыдно было рыбы на Каме купить :ti_pa: ). Решили вернуться,перекусить и потом снова на воду выйти.Однеако приехав к палатке,онаружили торчашие из палатки ноги третьего нашего «рыбака» который уже нарыбачился судя по всему в говнину и мирно спал в спальнике..и это в 20-00.Причём зараза такая к пиву не прикоснулся и выжрал ту саму водку,которую по нашему замыслу необходимо было распить за ушицей :cry_ing: .

Тут мы с москвичём немного приуныли,ибо можно было ехть в Докшу в магаз,но уже приголубили по стакану пенного.За руль выпимши не садимся :men: .И тут я такой говорю,а чё,могет на лодке?.Ну он и поддержал,залил полный бак,взял немного с собой,выгрузили ненужные вещи и поехали в Докшу за водкой ;)s_ih: .Лодка у меня фрегат 280 и мотор тоха.3.5 2 Т.Ну это к слову,кто знает тот поймёт что аппарат хорош для одного,для 2х,слабоват.
Ввыехали в 20-30.Со скоростью 12 км час по течению прибыли на место минут через 30 и припарковались.Зашли к свояку,тот проникшись нашим горем дополнительно огрузил мой баркас 5кг мороженными лещами,а мы в свою очередь 1 бутылкой водки и парой батлов гидроколбасы. :ya_hoo_oo: Кирнули по 25 чтоб не мёрзнуть.Проверил бак,в баке было мало топлива,долил остатки,и подумал что может не хватить на обратный путь.Вообщем тронулись.Против течения шли со скоростью 7 км час.И бензина нам хватило лишь чтоб чуть подняться выше Докши.Мотор резко хрюкнул и тут мы поняли что мы встряли :D .
Время было уже 22 00.Москвич пошёл по берегу в Поварёнки до нашей палатки за бензом.Я же чтоб не мёрзнуть,лёг на вёсла).Плыл я так не менее киллометра против течения.Потом начали попадаться люди,и в четвёртый раз мне повезло(Спасибо Артём и Роман),мне накапали литру бенза.Забодяжил топливную смесь и вышел на Каму уже в полной темноте.Ладно хоть луна была. Плыву,Плыву…ничё не понимаю…вообщем плыл пока не кончился бенз))).Припарковался у берега и пошёл пешком на свет налобника.Мужик по имени Серёга(Серега-спасибо тебе)!Был удивлён когда я подошёл и начал спрашивать где вооще я нахожусь.Он ответил что тут уже Перевозное и Поварёнки я проплыл))).Выдал мне литруху 95 го.Вот на ней то я добрался назад в поварёнки и увидя 2 силуэта возле костра,понял что нашёл своих.
Прибыл я ровно в час ночи. ;;-))) .Было что рассказать ))Поржали,а как не поржать,ведь водяра,которую купили в Поварёнках, вытекла,так как мы батл плохо закрыли.Вообщем водка была в лодке)).Хрен с ней))).
Уху приготовили на утро.Мы были наверно единственные на Каме кто в тот день потрогал рыбу,пусть и мороженнную)).Клёв был очень плохой).Но эту рыбалку я запомню на долго.Москвич кстати пока шёл пешком по трассе,как выснилось потом, до выхода на трассу пару раз смачно пизданулся в камские хуераги,и выглядел как бомж,что аж без ржаки не смотреть.Вообщем он тоже найдёт что рассказать своим в белокаменной)).

guns.allzip.org

Характеристики лодочных моторов «Стрела» и «ЗиФ-5»

Мощность, л.с. 5
Тактность двухтактный
Количество цилиндров 1
Рабочий объём, см3 175
Максимальное число оборотов в минуту 3700
Диаметр цилиндра, мм 62
Ход поршня, мм 58
Степень сжатия (геометрическая) 4,8 — 5,2
Система управления румпель
Тип запуска ручной
Смазка предварительным смешением
Топливо А66, А70 в смеси с 4-6% автола АКП10
Емкость топливного бака, л встроенный, 2,5
Максимальный расход топлива, кг/час 2,1
Зажигание Магнето МЛ-10К
Свеча А-11-У (М14х1,25, ГОСТ 2043 54)
Карбюратор поплавковый, типа К-33
Вес, кг 24
Страна производитель СССР
Производитель 1) Заводом им. Фрунзе (позже КМПО им. Фрунзе) г. Куйбышев (Самара)
2) Ульяновский моторный завод
Годы выпуска 1953-1965

О моторах «Стрела» и «ЗиФ-5»

«Стрела», «ЗиФ-5», «ЗиФ-5М» — подвесные лодочные моторы производства СССР. Выпускались с 1953 по 1965 годы двумя заводами: Заводом им. Фрунзе (позже КМПО им. Фрунзе) г. Куйбышев (Самара) и Ульяновским моторным заводом.

Моторы имели очень простую конструкцию. Унифицированный по деталям цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма с мотоциклом «Ковровец» одноцилиндровый двухтактный двигатель рабочим объёмом 175 см3, развивавший 5 л.с. был установлен на верхней части дейдвудной трубы. К нижней части дейдвудной трубы крепился одноступенчатый конический редуктор с гребным винтом. В конструкции моторов отсутствовала водяная помпа. Вода подавалась в рубашку охлаждения цилиндра за счёт напора воды, создаваемого гребным винтом. Моторы не имели упругих элементов подвески, что в сочетании с одноцилиндровым двигателем обуславливало сильную вибрацию лодки. Бензобак размещался над двигателем. Топливо к карбюратору подавалось самотеком. Управление всасыванием смеси в кривошипную камеру — поршневое (как на мотоциклах), что обуславливало невысокую литровую мощность и затрудненный пуск. Разобщительной муфты моторы не имели.

мотор Стрела

мотор ЗиФ-5

Лодочный мотор «Стрела» был первым массовым лодочным мотором предназначенным для продажи населению СССР. Все выпускаемые до этого советские лодочные моторы («Пионер», «ЛМ-1», «ЛМР-6») поставлялись только организациям и артелям. Несмотря на все недостатки лодочный мотор «Стрела» позволил приобщиться к водномоторному образу жизни сотням тысяч советских граждан. Фактически со «Стрелы» взяла свое начало целая индустрия водномоторных товаров в СССР. Впоследствии с появлением новых моделей подвесных лодочных моторов «Стрела» была снята с производства. Однако, после снятия с производства «Стрелы» специальные моторы для водоизмещающих лодок в СССР не выпускались. Поэтому рыбаки, сельские жители и туристы, имевшие в своем распоряжении тяжелые лодки еще долго продолжали эксплуатировать «Стрелы». Простая и долговечная конструкция мотора позволяла поддерживать их «на ходу» до начала 90-х годов, когда запасы запчастей были полностью израсходованы. Однако отдельные экземпляры эксплуатируются до сих пор.

Достоинства

— простая конструкция, высокая ремонтопригодность;
— долговечность;
— невысокая стоимость самого мотора и запчастей к нему (до 1989 года, когда выпуск запчастей был прекращен);
— возможность работы на низкосортных бензинах и даже на керосине;
— высокий К.П.Д. гребного винта, хорошая согласованность с тяжелыми водоизмещающими лодками.

Основные недостатки

— большой вес;
— затрудненный запуск;
— неудобное расположение органов управления;
— отсутствие холостого хода;
— заливание двигателя водой при ходе на волне;
— высокий уровень шума и вибрации;
— более поздние модели имели текстолитовую помпу (ЛММ).

Отличия моторов «Стрела», «ЗиФ-5» «ЗиФ-5М»

Лодочные моторы «Стрела» и «ЗиФ-5М» одинаковы, от «ЗиФ-5» они отличаются: формой промежуточного корпуса (у «ЗиФ-5» выхлоп над антикавитационной плитой), подвеской, кожухом-обтекателем и углом наклона глушителя и оребрение на глушителе у «ЗиФ-5» мелкое и частое. Это внешне. Внутри по мелочи — коленвал, маховик, гребной вал… Всё взаимозаменяемо, только маховик с коленвалом в сборе меняется — конусы разные.

Фотографии лодочного мотора «Стрела»

мотор Стрела «Стрела» 1963 года в оригинальной окраске

мотор Стрела

мотор Стрела

мотор Стрела

мотор Стрела

лодочный мотор Стрела

лодочный мотор Стрела

лодочный мотор Стрела

Мотор Стрела

Мотор Стрела

лодочный мотор Стрела

мотор Стрела

мотор Стрела

мотор Стрела

мотор Стрела Моторы «Стрела» и «Москва»

моторы ЛМ-1, ЛММ-6а, Стрела Моторы «ЛМ-1», «ЛММ-6а», «Стрела»

моторы ЛМ-1, ЛММ-6а, Стрела

Фотографии лодочного мотора «ЗиФ-5»

лодочные моторы ЗИФ-5, Москва, ЛМР-6
На фото моторы «ЗИФ-5», «Москва», «ЛМР-6»

мотор ЗиФ-5

мотор ЗиФ-5

мотор ЗиФ-5

мотор ЗиФ-5

мотор ЗиФ-5

мотор ЗиФ-5

мотор ЗиФ-5

Фотографии лодочного мотора «ЗиФ-5М»

мотор ЗиФ-5

мотор ЗиФ-5

Моторы «Стрела» и «ЗиФ-5» на видео


Лодочный мотор «Стрела» 1967г. выпуска


Показательный пуск исправного мотора.


Мотор «Стрела» на лодке «Казанка». Загрузка 3 человека. После пуска двигатель пару раз чихает из-за обеднения смеси (непрогрет, мало прикрыта воздушная заслонка — приоткрылась от вибрации). После прогрева максимальные обороты (максимальная мощность) настраиваются на ходу регулировочным винтом.


Мотор «ЗиФ-5»

Документация

мотор Стрела

Руководство по эксплуатации подвесного лодочного мотора «Стрела»

motorka.org

Общее описание

Выпуском мотора «Стрела» занимались 2 завода: им. Фрунзе в г. Куйбышеве и Ульяновский.

Характеристики лодочного мотора «Стрела» не были выдающимися, а конструкция предельно простая. Даже с учётом недостатка функциональности и низкой мощности, аппарат смог заслужить популярность из-за невысокой стоимости, простоты управления и обслуживания. Отмечается высокая надёжность конструкции из-за прочности и износостойкости используемых материалов. При соблюдении правил эксплуатации и своевременном ремонте мотор «Стрела» мог служить десятки лет без снижения производительности.

Лодочный мотор «Стрела»
Лодочный мотор «Стрела» причисляется к первым двигателям

Особенности первых конструкций:

  • первые модели двигателя часто сталкивались с попаданием воды внутрь охлаждающей системы. Причина заключалась в отсутствии защиты. Для устранения недочёта начала устанавливаться помпа, но такие модели не получили обширного распространения, в серийном производстве отсутствовали;
  • нестабильная работа, которая была спровоцирована из-за отсутствия в системе помпы. Вода поступала в недостаточных количествах, это приводило к частым перегреваниям мотора, как следствие – затруднённое движение;
  • для упрощения пути транспортировки топлива в мотор, был использован нерациональный монтаж бака сверху, что предотвращало возможность экономить горючее. Топливо поступало самотёком, а количество регулировалось при открытии заслонки;
  • система подвески была несовершенна из-за недостатка амортизаторов. Двигатель создавал довольно сильные вибрационные удары, а жёсткая фиксация к корпусу легко передавала вибрацию в корпус. Недостаток был выражен не слишком явно и на него можно «закрыть глаза»;
  • на кожухе мотора находились открытые участки, они часто становились причиной получения ожогов, а иногда и повреждения лодки, особенно из резины. Требовалась особая осторожность при эксплуатации такого мотора;
  • в старой версии отсутствует реверсивное движение и муфта для сцепления. На небольших реках для разворота или манёвра нередко приходилось использовать вёсла.

Преимуществ у модели не слишком много, но они есть:

  • лёгкость в эксплуатации. Мотор может без особых проблем использоваться новичком в водно-моторном деле. Более того, без особой подготовки можно осуществлять ремонт двигателя, но только небольших элементов. Техническое обслуживание не требует обращения к специалистам;
  • невысокая цена. Для среднестатистического человека стоимость была «в пределах разумного». Стоимость ремонтных запчастей также была низкой, и их можно было найти всегда;
  • высокий показатель КПД винта.
Мотор "Стрела"
Мотор «Стрела» имеет невысокую цену

Технические характеристики лодочного мотора «Стрела» имели не только позитивную сторону, так как простота конструкции имеет и другие последствия. Явные недостатки модели:

  • самый большой недочёт – работа на низкооктановом бензине или керосине. Экономичность топлива для некоторых пользователей стала преимуществом, но от этого была снижена скорость движения;
  • двигатель генерирует много шума и вибрации;
  • большой вес конструкции мотора «Стрела-5» был устранён в следующих моделях, а в этом случае приходилось мириться;
  • недочёты в системе зажигания – не всегда удавалось быстро завестись. Причина заключается в использовании контактной системы;
  • для холостого хода нужна муфта сцепления, но её разработчики не предусмотрели;
  • местонахождение элементов для управления мотором выбрано неудачно;
  • риск проникновения воды внутрь конструкции, это возможно из-за незащищённого доступа к механизмам.

Несмотря на множество недостатков, мотор смог заполучить конечного потребителя и приобщить рыбаков и охотников к использованию мотора взамен вёсел. Двигатель сделал первый толчок в сфере развития силовых установок для небольших лодок. Во многом его популярность была обусловлена отсутствием достойного конкурента. Даже сегодня некоторые умельцы находят способы ремонтировать и использовать лодочные моторы «Стрела», что видно из отзывов и популярности установки транца на ПВХ и резиновых суднах.

Самая популярная модель линии – лодочный мотор «Стрела-5»

Невысокие характеристики мотора «Стрела-5» были обусловлены упрощённой конструкцией. В её основе используется цилиндропоршневой механизм с кривошипами и шатунами. Механизмы имели унифицированные детали и использовались на мотоцикле «Ковровец». Двигатель имеет 1 цилиндр с 2-тактной работой.

Мотор «Стрела-5»
Лодочный мотор «Стрела-5»

Установка силового агрегата происходила сверху дейдвудной трубы, а снизу фиксировался редуктор, он поддерживал всего 1 режим работы. Устроен редуктор в форме конуса, на него устанавливается гребной винт. Из-за отсутствия помпы охлаждающая жидкость сразу поступала в «рубашку» цилиндра. Давление для накачивания воды создавалось с помощью винта.

Конструкция имеет поршневой тип управления подачей смеси в камеру кривошипов, аналогичная система используется в мотоциклах. Из-за такого устройства достигалась низкая мощность и возникали трудности с пуском.

Технические характеристики

До сих пор в сети есть инструкция по руководству лодочного мотора «Стрела», но актуальность информации невысокая, так как в середине 90-х годов был исчерпан запас ремонтных запчастей и сегодня встречаются только отдельные единицы установок. Они сохранились благодаря бережному обращению и нахождению аналогичных запчастей с аналогов.

Характеристики лодочного мотора «Стрела-5»:

  • мощность – 5 л. с.;
  • количество тактов – 2;
  • цилиндры – 1 шт.;
  • полезный объём – 175 см3;
  • количество оборотов на максимуме – 3700 об./мин.;
  • размер цилиндра – 62 мм;
  • расстояние движения поршня – 58 мм;
  • уровень сжатия – 5±0,2;
Характеристики лодочного мотора «Стрела-5»
Технические характеристики лодочного мотора «Стрела-5»
  • метод управления – выносной румпель;
  • способ зажигания – вручную;
  • смазка – проходит процедуру смешивания;
  • объём бака с топливом – 2,5 л, имеет встроенный тип;
  • расход горючего на полной скорости – 2,1 л/час;
  • тип зажигания – «Магнето МЛ-10К»;
  • используемая свеча – А-11-У;
  • тип карбюратора – К-33, работает по методу поплавка;
  • масса – 24 кг.

Мотор хорошо работает при использовании бензина А66 и А70, в него нужно добавлять около 5% автола АКП10. Заменить бензин можно керосином.

Отзывы владельцев

Александр:

«Мотор довольно хороший, если в нём всё отладить, то будет заводиться легко. Предлагает неплохую скорость движения даже для относительно тяжёлых лодок, но она вряд ли будет больше быстрого хода на вёслах. Двигатель старый, поэтому у меня не сохранился, но успешно использовал до конца 90-х годов».

Олег:

«В своё время мотор являлся просто находкой, но сегодня его актуальность исчерпана. Если требуется маломощный мотор, стоит присмотреться к импортным представителям, они стоят немного дороже, но зато можно легко ремонтировать, в них также устранён ряд недостатков конструкции „Стрелы-5“. Покупать мотор под восстановление будет себе дороже».

Денис:

«У меня до сих пор сохранился мотор „Стрела-5“, правда, он практически не эксплуатировался, так как покупал ещё дед. Пришлось провести восстановление, но обошёлся родными элементами конструкции, а прокладки сделал самостоятельно. Могу сказать, что для рыбалки двигатель оптимальный, только к месту нужно подходить на вёслах из-за шума, а большего мне и не нужно».

motorlodki.ru

Categories: Моторные

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.