Беседочный узел схема

Такое соединение называется ещё «беседочным узлом». В рыбацком деле используется для присоединения садка к лодке и в других случаях. Представляет собой незатягивающуюся петлю, способную к быстрому развязыванию после длительной нагрузки или растяжения. Выполняется в двух вариантах – закрепляется снаружи самой петли или внутри неё. Простота и быстрота завязывания делают булинь «королём узлов». Используют его для формирования неподвижной петли желаемого размера на конце линии.

Схема вязки узла «Булинь»

Узел Булинь, схема его вязкиСначала делается петля со скрещиванием в центре. Затем место пересечения захватывается пальцами правой руки. Потом переверните ладонь с петлёй вниз и от себя. Ходовой конец продеваем в маленькое отверстие в центре, над большой петлёй. Его вытягиваем наверх, проводим сзади верёвки и просовываем в маленькую петельку. Свободный конец должен находиться в петле параллельно себе же. Для укрепления такого соединения может потребоваться формирование сверху ещё одного страховочного узла.

При применении узла помните, что неправильно сформированное соединение может привести к развязыванию в самый неподходящий момент. Обычно это происходит при резкой нагрузке или растяжении.

Видеоурок вязания «беседочного узла»

Видео расскажет о том, как вязать узел «булинь». Для его связывания здесь используется не леска, а достаточно толстая синтетическая верёвка. Это позволяет придать ролику большей наглядности и научиться правильно завязывать узел. Обратите внимание, что в процессе завязывания участвуют обе руки – одной необходимо удерживать петлю, формирующую соединение, а другой продевать свободный конец верёвки. В отличие от схемы-рисунка, на видео можно увидеть степень затягивания беседочного узла.

Преимущества узла и его недостатки

К плюсам такого крепления можно отнести:

  • не развязывается при нагрузке;
  • не затягивается, что позволяет расплести его при необходимости;
  • используется, в том числе для формирования затягивающейся петли (скользящий булинь).

Есть и некоторые минусы:

  • при чрезмерной нагрузке или на скользких лесках может развязаться;
  • в некоторых случаях надо скреплять соединение контрольным узлом;
  • если нагрузка на боковые окончания петли разная, булинь может развязаться.

Альтернативные узлы

Хотя булинь и требует осторожного обращения, поскольку может развязаться, используется он широко. Альтернативой может стать встречная восьмерка, однако, для ее изготовления требуется больше времени и сноровки.

Широко используется для крепления крючка и рыбацкая петля. Завязать её можно в конце или середине верёвки, лески. Талрепный узел хотя и может «скользить», не развязываясь, но достаточно сложно распутывается после использования. Особенно это заметно, если обе верёвки или лески одинаковой толщины и выполнены из схожего материала.

www.oster-vip.com.ua

Беседочный узел схемаБеседочный узел схема

Вспомнил и перечитал тему про историю и виды морских узлов. А ведь я вообще не умею завязывать морские узлы, даже самые простейшие.

Однако умение это полезное и никогда точно не знаешь, когда оно пригодится. По этому решил начать чему то научится. С чего начнем?

Давайте попробуем с этих как говорят простых и полезных вариантов:

1.

Беседочный узел схема

Плоский узел

Издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.

Название «плоский узел» попало в наш морской язык из французского. Его ввел впервые в свой «Словарь морских терминов» известный французский кораблестроитель Даниэль Ласкалье в 1783 году. Но узел был, конечно, известен морякам всех стран задолго до этого. Как он раньше назывался, мы не знаем. Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы.
Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.
Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов.

Беседочный узел схема

В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах и без такой прихватки, когда узел затягивается . Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют «узлом Жозефины») на двух тросах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы.
Как уже говорилось, у плоского узла восемь переплетений тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-разному — существует 256 различных вариантов его завязывания. Но практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов «под и над»), будет надежно держать. Девяносто процентов из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть изменить эту последовательность, как узел получает другие — отрицательные качества.

Во многих учебниках и справочниках по морской практике, изданных в нашей стране и за рубежом, плоский узел изображается по-разному и в большинстве случаев неправильно. Это происходит как по небрежности авторов, так и по вине графиков, которые, перерисовывая с авторских эскизов в одном цвете схему узла, не всегда могут разобрать, проходит конец над или под другим концом. Здесь дана одна из самых лучших форм плоского узла, проверенная и опробированная практикой. Другие допустимые варианты этого узла автором умышленно не приводятся, чтобы не распылять внимания читателя и не дать ему возможности перепутать схему этого узла с какой-либо другой. Перед тем как применить этот узел на практике для какого-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без каких-либо, даже самых незначительных отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет.
Этот морской узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложено значительное усилие, например при вытаскивании трактором застрявшего в грязи на полколеса тяжелого грузовика).

2.

Беседочный узел схема
Восьмерка

Этот классический узел составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения. Он может применяться в качестве стопора на конце троса (в отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать) или, например, для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи. Восьмеркой даже можно скреплять струны к колкам скрипок, гитар и других музыкальных инструментов.

3.

Беседочный узел схема

Португальский булинь

Применяется, когда нужно завязать на одном конце сразу две петли. Например, для подъема раненого человека его ноги продеваются в петли, а коренным концом (при вязании узлов действуют так называемыми ходовыми концами тросов, а те концы, вокруг которых обносятся ходовые концы, называют коренными) вокруг груди под мышками вяжется полуштык. В этом случае человек не выпадет, даже если будет без сознания.

4.

Беседочный узел схема

Улучшенный кинжальный узел

В зарубежной практике такелажного дела этот узел считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут.

Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры цифры 8 сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.

Беседочный узел схема

Беседочный узел схема

5.

Беседочный узел схема

Фламандская петля

Представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса, будучи завязанной восьмеркой на сложенном вдвое тросе. Фламандская петля пригодна для вязки как на толстых, так и на тонких тросах. Она почти не ослабляет прочность троса. Кроме морских дел может применяться и для крепления струн музыкальных инструментов.

Беседочный узел схема

Беседочный узел схема

6.

Беседочный узел схема

Фламандский узел

Фактически это та же восьмерка, но завязанная двумя концами. Фламандский узел — один из древнейших морских узлов, применявшийся на кораблях для соединения двух тросов, как тонких, так и толстых.

Фламандский узел — это один из древнейших морских узлов, нашедший себе применение как на море, так и на суше. Так же этот вид узла имеет второе название — встречная восьмерка. Этот узел возник в Европе примерно 800 лет назад. Этот узел является довольно крепким и простым в развязывании и легко скрепляет как толстые тросы и канаты, так и тонкие веревки и нити.

Один конец веревки загибаем и делаем петлю, проводим под основной веревкой и делаем вторую петлю;
Конец веревки продеваем в первую петлю полученной восьмерки;
Аналогичные действия, только в зеркальном отражении проводим с концом второй веревки;
При правильной вязке должна получиться переплетенная восьмерка;
Затягиваем узел;
Фламандский узел — готов!

7.

Беседочный узел схема

Рыбацкий штык

За пять тысяч лет существования судоходства люди не смогли придумать более надежного узла для привязывания якорного каната к якорю, чем рыбацкий штык. Этот проверенный многовековым опытом морской практики узел также можно спокойно применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.
Читать на Don't Panic: http://dnpmag.com/2016/05/29/10-samyx-poleznyx-morskix-uzlov/

Беседочный узел схема

8.

Беседочный узел схема

Стопорный узел

Этот вид морского узла предназначен для увеличения диаметра троса, чтобы предотвратить его выскальзывание из блока, так как он не скользит и надежно держит. Чтобы стопорный узел стал еще больше по размерам (например, когда диаметр отверстия через который проходит трос, намного больше диаметра троса) можно завязать узел с тремя петлями. Также он может пригодиться, когда нужно сделать удобную ручку на конце троса.

9.

Беседочный узел схема

Удавка

Издавна один из самых незаменимых узлов в парусном флоте. Удавкой обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Более того, этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу — не зря на многих иностранных языках его называют "лесной узел" или "бревенчатый узел". Удавка с полуштыками — надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета.

masterok.livejournal.com

Применение булиня

Изначально булинь использовался в морском деле: им крепили веревки к парусам. Но позже он получил широкую известность и популярность в альпинизме, скалолазании, спелеологии и даже в театре.

К сожалению, далеко не все туристы знают, как вяжется король узлов, хотя знакомы со шкотовым и многими туристическими узлами. А зря: в некоторых ситуациях «король» смог бы значительно облегчить жизнь находящимся вдали от цивилизации людям.

Например, булинь хорош для крепления веревки к опоре, в том числе закрытой, то есть такой, на которую не получится набросить готовую петлю.

В отдельных случаях им можно даже страховаться, привязывая себя к веревке. Но все же для блокировки страховочной системы лучше сделать одну из его более надежных модификаций, о которых я расскажу чуть позже.

Булинь можно завязать на себе одной рукой, что делает его хорошим узлом для спасательных работ, когда, например, нужно вытащить человека из воды, бросив ему один конец веревки.

Королем узлов можно соединять две веревки разного диаметра в то время, как некоторые другие узлы для связывания двух веревок хорошо работают только на веревках одинакового диаметра, а при связывании разных веревок ползут.

Модификацию узла — бегущий булинь — можно применять в условиях выживания для строительства ловушек.

Свойства узла

Булинь с завязанным на конце контрольным узлом считается одним из самых надежных. Именно поэтому его рекомендуют использовать, например, для крепления веревки к опоре при спуске с высоты.

Однако следует помнить, что при переменных нагрузках без завязанного контрольного узла булинь может ползти, то есть самостоятельно развязаться. Отсюда вывод — при использовании обычного булиня в ситуациях, где от него может зависеть жизнь, следует вязать контрольный узел. Это главное альпинистское правило.

Также булинь очень эффективен. Так, каждый узел, завязанный на веревке, ослабляет ее из-за изгиба и вызванного этим неравномерного распределения нагрузки. То есть веревка, на которой завязан узел, порвется быстрее, чем та, на которой нет ни единого узла.

Эффективность узла показывает, при какой нагрузке, выраженной в % от нагрузки на разрыв прямой веревки, она порвется в случае, если этот узел будет на ней завязан.

Эффективность булиня — 60–75%. Это означает, что веревка, на которой завязан этот узел, порвется при нагрузках от 60% до 70% от максимальной. То есть абсолютно новая веревка с заявленной нагрузкой на разрыв равной, например, 22 кН, привязанная к опоре булинем, порвется при нагрузке от 13,2 кН до 16,5 кН. Другими словами, булинь снижает прочность веревки в точке его расположения чуть менее, чем вдвое.

По сравнению с популярными среди альпинистов петлями «восьмеркой» и «австрийским проводником» булинь – это более быстрый и простой узел, но он легче развязывается даже после сильного затягивания. «Король» требует завязывания контрольного узла, без него он может ползти вплоть до полного развязывания. Кроме того, его невозможно завязать на середине веревки, в отличии от упомянутых петель.

Ниже на фото показан классический булинь с контрольным узлом-восьмеркой:

Булинь с контрлькой-восьмеркой.

В любом случае, несмотря на свои недостатки в сравнении с другими узлами, булинь для некоторых задач был и остается одним из лучших.

Как вязать булинь

Булинь можно плести разными способами. Пошагово приведу схему некоторых из них, в которою удобно будет смотреть при тренировке.

Способ №1:

  1. Веревка кладется так, чтобы ходовой конец был направлен на человека, который будет вязать узел.
  2. На некотором расстоянии от ходового конца образуется колышка (петля) таким образом, чтобы она находилась правее ходового и коренного концов веревки, а ее часть, образованная ходовым концом, лежала на коренном конце.
  3. В петлю снизу просовывается ходовой конец веревки.
  4. Ходовой конец проводится под коренным справа налево, а затем возвращается в петлю вдоль самого себя.
  5. Узел аккуратно затягивается до образования петли.

Порядок вязания булиня.

Способ №2:

  1. Веревка заводится вокруг опоры слева направо.
  2. Ходовой конец перебрасывается через коренной, заводится под него и вытаскивается наверх — получается полуузел.
  3. Ходовой конец натягивается до образования на нем петли коренного конца веревки.
  4. Ходовой конец пропускается под коренным справа налево и вводится в петлю вдоль самого себя.
  5. Узел аккуратно затягивается до образования петли.

Этот способ вязания узла показан на видео:

Способ №3:

  1. Веревка кладется так, чтобы ходовой конец был слева.
  2. На некотором расстоянии от ходового конца делается колышка (ходовой поверх коренного), расположенная ниже остальной части веревки.
  3. В колышку сверху вниз пропускается сдвоенный коренной конец — образуется бегущий простой узел.
  4. Во вторую петлю бегущего простого узла снизу вверх продевается ходовой конец и немного протягивается.
  5. Концы веревки, расположенные по бокам от бегущего простого узла, растягиваются в стороны до образования булиня.

Ниже в видео показано, как булинь вяжется этим способом:

Также в некоторых случаях нужен навык вязания булиня одной рукой, такое умение никогда не повредит. Дам пошаговый урок, как это сделать:

  1. Человек располагается лицом к опоре, к которой привязан коренной конец веревки.
  2. Веревка удерживается правой рукой. Ходовой конец выглядывает из кулака со стороны большого пальца.
  3. Веревка пропускается за поясницей слева направо. Для этого достаточно сделать мах правой рукой над головой и скинуть с предплечья нависшую веревку.
  4. Правая рука кладется на коренной конец справа налево — образуется петля, в центре которой стоит человек.
  5. Правая рука пропускается в петлю снизу вверх вдоль тела человека.
  6. Ходовой конец пропускается под коренным концом веревки.
  7. Большой палец отгибается и, располагаясь поверх коренного конца, прижимает ходовой конец веревки к основанию указательного пальца правой руки.
  8. Остальные пальцы разжимаются, и правая кисть вместе с ходовым концом вынимается из образовавшейся поверх кисти петли — получается булинь.

Демонстрация этой техники показана ниже:

Для того, чтобы легко развязать такой крепеж, достаточно ослабить узел, сместив петельку, лежащую на коренном конце веревки, вдоль него же. Этим способом, называемым в народе «на излом», можно развязывать многие виды узлов, например, восьмерку и австрийский проводник.

Главные ошибки при вязании булиня

Основная ошибка, которую можно допустить, когда мы вяжем булинь, — неправильное расположение петельки, о которой я только что сказал. В правильном узле она расположена на коренном конце, в неправильном — на одной из ветвей петли крепежа.

Несмотря на многочисленные похвалы в адрес «неправильного» варианта, которые мне удалось найти в сети, все же считаю рациональным применение правильного варианта, как минимум, потому, что он зарекомендовал себя, как надежный, хорошо служит при больших нагрузках и остался на вершине славы даже спустя тысячелетия. Это не значит, что нужно перекрывать кислород всему новому, однако, в вопросах, касающихся безопасности, как мне кажется, лучше соблюдать некий консерватизм и, если и пользоваться нововведениями, то после тщательной проверки.

Также иногда при вязании оставляют слишком короткий ходовой конец либо забывают сделать контрольный узел. Такие ошибки могут стоить кому-то самого дорогого — жизни.

Разновидности булиня

Кроме классического узла существуют множество его модификаций. Перечислять все не стану, разберу лишь самые известные:

  • Голландский. Это тот же самый «классический» вариант, но с ходовым концом, расположенным снаружи от петли. Напомню, что у обычного узла ходовой конец находится внутри петли. Некоторые утверждают, что голландский вид удобнее, но тут, как в той поговорке «На вкус и цвет…»Различия между классическим и голландским булинем.
  • Водяной. В этом варианте ходовой конец пропускается не в одну колышку, а в две, образующие узел «стремя». Считается, что такой вариант более надежен на мокрых веревках, чем классический, поскольку не дает узлу ползти. Однако же этот вариант и развязывается сложнее из-за того же стремени.
  • Французский, известный также, как португальский. В этом узле ходовой конец дважды пропускается в колышку, образуя дополнительную петлю перед тем, как обогнуть коренной конец веревки. Таким образом получается сразу две петли, которые удобно использовать для транспортировки человека. Но нужно учитывать, что петли эти сообщаются друг с другом, а значит при неравномерной нагрузке одна из них может затягиваться и сдавливать тело человека. Такой узел нередко применяется в промальпе.Португальский булинь - весьма специфический узел, свойства которого могут быть как полезными, так и вредными.
  • Булинь сдвоенным концом. Это классический вариант «короля», но завязанный не ходовым концом веревки, а «концом», образованным складыванием веревки вдвое. Благодаря этому, булинь может быть быстро завязан даже на середине веревки, например, для привязывания веревки к дополнительной опоре, не отвязывая уже имеющегося на конце веревки узла.
  • Двойной. Это еще один узел, который может быть завязан, как ходовым концом веревки, так и на середине веревки. Но во втором случае для того, чтобы привязать веревку к дополнительной опоре, последняя должна быть открытой. Две петли этого узла гарантируют большую безопасность, так как каждая из петель нагружается меньше, чем в случае одинарной петли, а при механическом разрушении одной из петель, вторая обычно остается целой. Кроме прочего, две петли, как и в случае с французским вариантом, удобно использовать для подъема или спуска на веревке человека.Двойной булинь может посоперничать с классическим по надежности и безопасности.
  • Испанский. Этот вариант представляет из себя две петли и внешне сильно отличается от других видов булиня. Он может быть завязан на середине веревки и, благодаря наличию двух петель, как и некоторые другие варианты, используется для перемещения человека.

Испанский булинь - один из самых сложных из всех вариантов этого узла.

Существуют и другие варианты. Например, булинь Эдвардса и Йосемитский булинь отличаются от классического тем, что вместо контрольного узла их ходовой конец причудливым образом вплетается в узел, соединяющий коренной конец веревки и петлю булиня. Но, как по мне, все же проще завязать контрольный узел, чем возиться с этими двумя вариантами, тем более, что иногда может потребоваться создавать крепеж в условиях слабой освещенности, где такие сложные схемы уж точно не добавят безопасности и комфорта.

Отдельно хотелось бы сказать о бегущем булине, который, в отличии от других вариантов, является затягивающейся петлей на основе незатягивающейся петли обычного булиня. Для того, чтобы быстро получить бегущий булинь, в небольшую петлю узла продевается коренной конец веревки. Хотя, конечно, его можно вязать и другими способами, например, обведя веревку вокруг опоры и формируя петлю булиня вокруг коренного конца веревки. На фото показан этот вариант узла:

Как уже было сказано ранее, благодаря своей простоте и надежности, булинь получил название короля узлов. Для человека, занимающегося туризмом и выживанием, можно смело рекомендовать изучить этот несложный, но надежный и универсальный узел. При этом не обязательно запоминать все его варианты: обычный, двойной, сдвоенной веревкой и бегущий булинь смогут выполнить все задачи, которые только можно было возложить на любой из аналогов короля узлов.

Автор: Максим Чечетов

vijivaka.com

Как завязать морской узел Булинь

Его также называют беседочным и относят к основополагающим узлам. Он содержит в себе элементы нескольких схем, что придает ему универсальные свойства: крепление позволяет осуществлять швартовку, подстраховывать моряков, фиксировать канат к гаку. Булинь очень надежен, его можно использовать практически со всеми тросами вне зависимости от материала и толщины. Беседочный быстро завязывается и легко развязывается (но не самопроизвольно), он не скользит, при использовании в морских условиях проявляет высокую надежность.

Узел Булинь
Узел Булинь

Схема вязки морского узла для начинающих:

  1. Сформировать петлю по направлению сверху вниз.
  2. Пропустить через нее ходовой конец снизу вверх.
  3. Провести ходовой за коренным и снова пропустить в петлю.
  4. Когда ходовой конец будет заключен в образовавшуюся малую петлю, канат нужно туго затянуть.

Чтобы развязать булинь, достаточно немного сместить петлю по направлению от ходового к коренному концу.

Вязание морского узла восьмерка

Это типичная модификация, получившая свое название благодаря характерной форме. Восьмерку обычно выполняют для образования стопора или устойчивого крепления. Главный плюс – с ней легко иметь дело, даже если канат намок.

Узел восьмерка
Узел восьмерка

Как вязать морской узел:

  1. Обвести ходовым концом коренной, вытянуть первый сверху так, чтобы получилась петля.
  2. Проткнуть ходовым концом образовавшуюся петлю таким образом, чтобы затем его можно было завести за себя.
  3. Затянуть.

Образуется красивый узел с округлыми очертаниями восьмерки.

Схема вязки прямого морского узла

Одна из самых старых модификаций, в Древней Греции узел называли геркулесовым. С его помощью можно крепко соединить два каната, имеющих примерно одинаковый диаметр. Но схему нельзя назвать надежной: при больших нагрузках место стыка будет чрезмерно натягиваться, часто оно сползает по тросу. Его не рекомендуется использовать в ответственных ситуациях и тогда, когда запланирована деятельность с погружением в воду.

Прямой узел
Прямой узел

Классическая методика:

  1. Взять 2 ходовых конца тросов, один должен охватить второй.
  2. Второй конец образует открытую петлю.
  3. В эту петлю необходимо протянуть канат таким образом, чтобы первый конец тоже был оплетен.
  4. Затянуть обе веревки.

Существует подвид прямого узла – рифовый, он отличается возможностью быстрого развязывания.

Полуштык и штык

Полуштык не затягивается, для его выполнения ходовым концом оборачивают предмет, на котором планируется закрепить трос, обводят коренной и пропускают сквозь образованную петлю. Далее оба конца скрепляют вместе. Узел способен выдержать большой вес, отличается надежностью.

Узел Штык
Узел Штык

С помощью штыка фиксируют швартовые концы и выполняют буксировку. В его основе лежит 3 полуштыка – этого количества достаточно для любых целей. Нельзя считать, что 4 или 5 полуштыков более крепкие, эффект при использовании будет тот же.

Как завязывать морской узел рыбацкий штык

Морской узел рыбацкий штык
Морской узел рыбацкий штык

Эта вариация имеет древние корни, до наших дней она дошла благодаря тому, что позволяет максимально крепко зафиксировать канат на якоре, приспособлена для всех видов манипуляций в условиях сильной тяги. Изначально нужно закрепить трос на предмете с помощью дополнительного шлага, затем можно приступать к формированию полуштыков. Первый из них должен захватить шлаг, опоясывающий базу.

Схема воровского морского узла

Схема воровского морского узла
Схема воровского морского узла

Если не видны концы веревки, внешне этот узел не отличить от прямого. Он получил свое название благодаря тому, что эта схожесть активно использовалась на кораблях с целью выявления факта воровства личного имущества моряков, провианта. Соединение используют преимущественно в бытовых целях, так как при натяжении узел может самопроизвольно развязаться.

Порядок действий:

  1. Ходовой конец первого каната складывают в петлю.
  2. Второй трос продевают в эту петлю таким образом, чтобы захватить коренной и ходовой концы, выводят в обратном направлении.
  3. Затягивают оба двойных конца.

Таким способом часто крепят ориентировочные шнуры.

Как завязывать бабий и тещин морской узел: простая схема

Вариации крайне схожи: это два ошибочных способа формирования воровского узла. Названия «бабий» и «тещин» имеют в основе бытовую специфику применения – их повсеместно используют для соединения веревок, но не учитывают ненадежность и даже некоторую опасность скользящего крепления.

Бабий узел
Бабий узел

Вязание морского узла не отличается сложностью: два ходовых конца пропускают друг через друга в разных направлениях и дублируют это действие в зеркальном отражении.

Тещин узел отличается от бабьего тем, что здесь концы троса исходят из готовой комбинации в диагональном направлении. Модификация впервые была использована в европейских странах в судоходстве, но впоследствии ее заменили более практичными и крепкими вариантами вязки, не имеющими способности самопроизвольно развязываться. Теперь на практике ее можно встретить лишь в подсобном хозяйстве в качестве вспомогательного звена для упаковки сырья и продуктов питания.

Для выполнения тещиного узла следует:

  1. Образовать неполную петлю из ходового конца одной веревки.
  2. Второй конец провести в петлю по направлению сверху вниз, обогнуть первый канат и вывести наружу.

Даже если крепко затянуть, велика вероятность, что при дальнейшем натяжении связка раскроется.

Виды и способы выполнения узла удавка

Узел удавка может выполняться в прямой, плоской, рыбацкой вариациях. В первом случае образуется крепкое соединение, увеличивающее прочность при намокании.

Узел Удавка
Узел Удавка

Схема вязки:

  1. Образовать открытую петлю на веревке: придать ей форму буквы «s» и приступить к формированию витков, располагаемых максимально плотно по отношению друг к другу.
  2. Продеть ходовой конец в нижнее ушко, оставшееся после наматывания каната.
  3. Затянуть.

Карабинная удавка имеет узкую сферу использования – она популярна у профессиональных альпинистов. Здесь ходовой конец закрепляется на карабине 8-образным соединением, оставшаяся часть веревки при необходимости может быть пропущена сквозь карабин с охватом опоры, скажем, дерева.

Удавка на опоре вяжется следующим образом: канат охватывает опору, входит в петлю и оборачивается вокруг нее 3 раза, затем проходит в малую петлю. Даже если веревка мокрая, образуется устойчивое соединение, которое можно использовать и без опоры.

Все морские узлы, несмотря на характерное название категории, получили широкое распространение в повседневной жизни. Воровской, тещин и бабий – быстрая возможность перетянуть горловину мешка, удавка при умелом подходе помогает в работе с грузами и спорте. Все вариации штыков позволяют быстро зафиксировать канат на стационарной опоре. Нужно помнить, что прочность соединения зависит не только от мастерства завязывания, но и от крепости веревки.

pohod-lifehack.ru

Методы вязания беседочного узла

Беседочный узел реально затянуть несколькими вариациями: с перегибанием веревки в ладони и с приготовленным на ладони мотком. Оба метода вполне подойдут, если необходимо обвязать страховку на уровне талии.

Вязание с перегибанием веревки, удерживаемой ладонью, выполняется следующими шагами:

  • протянуть перед собой левую руку (левшам – правую) и схватить веревку на уровне длины выпрямленной руки;
  • продеть в районе подмышечных впадин веревку к боку ведущей руки (левой, когда правша, и правой, когда левша);
  • зажать в кулак ведущей руки веревочную перегибающуюся петлю, высунув оставленный кончик;
  • высунутый кончик разместить поперек главной веревки, удерживая тыльную сторону кисти вверху;
  • повернуть запястье книзу в направлении к животу, а затем вверх.

Важно! Петля из главной веревки обязана располагаться поперек кисти, чтобы в случае неудачи либо падения она соскользнула с ладони, не захватывая запястье. Если при падении петля захватит запястье, можно покалечиться и вовсе потерять кисть!

  • указательным пальцем аккуратно протолкнуть перегибающуюся петлю вокруг главной веревки;
  • с помощью большого пальца поддеть перегнутое кольцо;
  • с обратной от главной веревки стороны ввести указательный палец в веревочное кольцо;
  • раздвинуть бока перегнутого кольца, удерживая его кончик;
  • ловко выдернуть кисть из кольца, продев через последнее максимум провиса;
  • окончательно стянуть полученный булинь.

Вязание булиня посредством приготовленного мотка выполняется так:

  • захватить веревку за ее коренной кончик левой ладонью (левше – правой), а затем обвить район талии;
  • в ведущую руку (левую, когда правша, и правую, когда левша) взять ходовой кончик и зажать в кулаке, отмерив 10 см от края;
  • схватить коренной кончик в другую руку, протянув ее перед собой;
  • легко натянув коренной кончик, обернуть его основной веревкой сверху вниз, в направлении на себя, затем наверх от себя;

Важно! Завязывание следует делать так, чтоб кисть полностью не оказалась в кольце!

  • ходовой кончик обернуть около выпрямленного основного;
  • ухватиться за ходовой кончик ведущей рукой;
  • протолкнуть ходовой кончик в полученное кольцо, высовывая из него ведущую руку;
  • удерживая в ведущей руке ходовой веревочный кончик, другой рукой потянуть за коренной кончик, завязывая окончательно булинь.

Проделав операцию не единожды, возможно научиться уверенно и ловко завязывать булинь. Подобное умение пригодится, если возникнет необходимость обвязаться страховочным тросом для работ в условиях высоты либо при восхождении на гору. Аналогично булинь поможет, чтоб закрепиться при подъеме из воды на судно.

Распустить сделанный беседочный узел аналогично легко: необходимо сместить петлю со стороны ходового кончика в сторону провисающей части коренного кончика.

Особенности булиневого узла

При выраженных компактных размерах беседочный узел включает аспекты нескольких разновидностей крепежа: простого, полу-штыка, ткацкого, прямого.

Сочетание названных элементов делает булинь универсальным и актуальным. Его особенности:

  • непринужденно вяжется;
  • не затягивается сам даже при чрезмерных усилиях;
  • самостоятельно не распускается;
  • не изнашивает тросы;
  • лишен скольжения по тросу;
  • быстро распускается при необходимости.

Ведущее предназначение булиня – фиксирование человеческого торса с целью страховки во время таких действий, как поднимание наверх, спускание за борт либо внутрь помещения судна, наполненного дымом, при пожаротушении. Самозатягивающаяся петля крепежа крепко держит беседку на подъемном механизме либо трос на швартовне.

Когда необходимо соединить пару тросов из разного сырья (пеньки, стали либо дакрона), пара булиневых узлов – годами проверенный вариант. Он идеален для присоединения тросов либо канатов разнокалиберного диаметра, при этом они крепятся петлями, сделанными на коренных кончиках. Аналогично он превращается в затяжную превосходную петлю.

История беседочного узла

Изучение истории плетения узлов осложняется тем, что их вязали из весьма недолговечного сырья. Соответственно, найти узлы на фрагменте веревки либо из сухожилий животных – огромная удача для археолога. Но все-таки иногда удается найти сохранившиеся куски доисторических веревок и фрагменты сетей с уцелевшим вязанием. Такой находкой стала плетеная рыболовецкая сеть со старинными грузилами из камней, обнаруженная в районе Выборга, что датирована 1920 годом. На ней прекрасно различимы запечатленные прямой и выбленочный узлы, завязанные семь тысяч лет назад!

Возраст весьма популярных крепежей, например, выбленочный, прямой и булинь, может исчисляться тысячелетиями. На найденных «кораблях мертвых» (моделях древнеегипетских кораблей, что помещались в фараоновы гробницы) можно различить именно эти узлы. На обнаруженных остатках парусника фараона Хеопса в 1954 году оснастка имела именно беседочный узел.

Мореплаватели более других профессий работали с веревками. Парусники тех лет нельзя представить без узлов: различные веревки и канаты фиксируют мачты, крепят паруса и реи. На крупных трехмачтовых кораблях имелись десятки километров снастей, талей, блоков. Управление таких кораблей в основном основывалось на системе тросов и блоков, а в сути судовой оснастки парусника лежали узлы. Поэтому моряки заслуженно считались необычайно хитроумными в плане вязания крепких фиксирующих узлов.

Матросы обладали знанием десятков типов узлов, часто проделывая это на высоте, в темноте и в условиях сильного шторма. От их ловкого искусства превращать веревки в надежные крепления, отточенного до автоматизма, напрямую зависела сохранность парусника во время морских переходов. В период господства на морских просторах парусных судов количество применяемых узлов достигало 500.

Беседочный узел принадлежит изобретению финикийских мореплавателей и насчитывает более 5 тысячелетий. Булинь считается непревзойденно крепким из тех, что придумали люди, к тому же он абсолютно универсален. В англоязычных технических изданиях к беседочному узлу часто применим эпитет «King of knots», означающий «король узлов». Немногие известные узлы заимели такой набор положительных характеристик, как булинь. Широчайший диапазон применения и превосходные свойства помогли беседочному узлу заполучить лидирующий титул в перечне морских и прочих узлов.

К сведению! Внешне булинь аналогичен ткацкому плетению. Различаются они тем, что ходовой кончик булиня входит в петлю собственного коренного, но не второго конца.

Наименование беседочного узла пошло вовсе не от «беседы» либо знакомой всем беседки. В терминах моряков имя данного узла возникло из-за корабельной беседки – платформы, что облегчала поднимание моряка на мачту либо спускание за борт для ремонтных работ. Тросы такой платформы-беседки фиксируются на подъемном канате специальным креплением, получившим имя «беседочный». Иное название – булинь – пошло от британского наименования особой снасти, оттягивающей боковую шкаторину на прямом парусе. Данная снасть фиксируется как раз булинем.

pohod.info

Беседочный узел, или булинь (англ. bowline — носовая веревка) — один из основных и наиболее древних узлов общего применения. Незатягивающаяся концевая петля. Иногда именуется «королём узлов» за простоту, универсальность применения и отсутствие явных недостатков. Название Беседочный произошло от русского морского термина «беседка» — небольшой деревянной доски для подъема человека на мачту или опускания за борт судна. Другое название узла, восходящее к английской морской традиции — Булинь. Булинь в общем случае это снасть (веревка) для оттяжки нижнего края парусов. Снасть крепится «булиневым узлом», или просто «булинем».

Беседочный узел схема

Наименование узла в других культурах

Немецкой: в морском деле узел называется Palstek или Pahlstek — узел-буй. Немецкие альпинисты пользуются термином Bulin. Существует так же название Schertauknoten — кротовий узел и Rettungsschlinge — спасательная петля. Французской: Nœud de chaise — узел-стул (в смысле «беседочный») Испанской: As de guía — путеводный узел Итальянский: Gassa d’amante — петля любовника Голландской: Paalsteek — столбовой узел Польской: Węzeł skrajny tatrzański — Татранский концевой узел или węzeł ratowniczy — спасательный узел

Беседочный узел схема

Применение

  • в первую очередь — для получения незатягивающейся петли
  • используется для создания петли на конце прямой верёвки
  • для крепления верёвки к кольцам, проушинам, и пр.
  • для обвязывания вокруг опоры (дерево, столб, и пр.)
  • для связывания верёвок
  • используется на малых парусных судах
  • широко используется в театре
  • широко используется как спасательный узел, так как его возможно обвязать вокруг себя одной рукой
  • используется для страховки или поднятия людей

Критика

Булинь известен своим коварством, так как неправильно завязанный узел похож по рисунку на правильный, но вместо этого может развязаться под нагрузкой. Неправильно завязанный — тот, в котором точка приложения нагрузки и одна из боковых веревок перепутаны местами («обхватывающая петля» огибает один из концов петли, а не грузовую веревку). Многие, даже печатные, руководства и статьи в Интернете в действительности показывают неправильный способ вязки булиня.

Булинь работает правильно только если нагрузка на боковые концы петли одинакова. Петля булиня не допускает приложения иной боковой нагрузки кроме основной веревки! Также булинь тянется и требует обязательного применения контрольного узла. Все эти возможные ошибки приводят к неоднократным несчастным случаям, связанным с неправильным применением узла. Это привело к тому, что в практике горовосхождений и скалолазания булинь стараются заменять другими аналогами, а сам он приобрел дурную славу «коварного».

Контрольный узел

Булинь с контрольным узлом из половинки рыбацкого узла
Булинь с контрольным узлом
из половинки рыбацкого узла

Специалисты советуют после завязки булиня оставлять достаточно длинный свободный конец, чтобы завязать контрольный узел. Дело в том, что от переменной нагрузки булинь может развязаться, и чтобы этого избежать — делают небольшой и очень простой узел, также называемый «контролька». Он легко развязывается, так как не находится под нагрузкой, не ослабляет основной узел, и предотвращает его (в данном случае — булиня) самопроизвольное развязывание.

lastday.club

Особенности и преимущества узла

  1. Петля никогда не затягивается намертво.
  2. Узел не проскальзывает вдоль троса.
  3. Такая петля никогда не развяжется сама, но ее легко развязать вручную.
  4. При соединении двух тросов при помощи беседочного узла удается достичь надежного соединения.

Как сделать узел булинь

На схеме видно, как вязать узлы булинь. Благодаря этому способу удается сделать самое надежное соединение. Поэтому он используется при соединении веревок и тросов для транспортировки грузов, в морской промышленности и популярен среди туристов.

Как завязать узел булинь?

Многие интересуются: «Как вязать узлы булинь?». Большинство наших читателей даже не подозревает, что сделать такую петлю гораздо проще, чем кажется.

Беседочный узел схема«>

  1. Для начала сделайте петлю со скрещиванием по центру.
  2. После этого пальцами правой руки захватите место пересечения веревок.
  3. Ладонь с петлей переверните от себя вниз.
  4. Проденьте ходовой конец веревки в небольшое отверстие по центру, располагающееся над большой петлей.
  5. Ходовой конец вытаскиваем поверх петли, проводим сзади веревки и просовываем в отверстие маленькой петельки.
  6. Свободная часть нити должна находиться в петле в параллельном себе положении.

Важно! Для придания узлу надежности иногда над ним формируют еще одну, страховочную петлю.

Беседочный узел схема«>

Зная, как вязать узлы булинь, и применяя эти знания на практике, не забывайте о том, что неправильно сформированный узел может растянуться или развязаться в любой момент. Поэтому тщательно следите за ходом вязки. Помните, что чем больше у вас практики, тем лучше и быстрее вы сможете создать прочное и надежное соединение под названием «узел двойной булинь».

Этапы вязания узла вокруг талии

Каждый турист должен уметь вязать узел булинь. Поэтому воспользуйтесь инструкцией, если вам предстоит идти в поход.

  1. Возьмите коренной конец веревки в левую руку.
  2. Обнесите правой рукой ходовую часть веревки вокруг своей оси.
  3. Отступив примерно 10 см от края, зажмите правый, ходовой конец веревки рукой.
  4. Левую руку с веревкой вытяните в положение вперед перед собой.
  5. Кистью правой руки с зажатым в ней ходовым концом веревки оберните натянутый коренной конец сверху вниз на себя и вверх от себя. Следите за тем, чтобы петля не обвилась вокруг кисти и не захватила ее полностью, в таком случае узел будет завязан неправильно.
  6. Ходовой конец веревки обнесите вокруг натянутого коренного влево, после чего перехватите пальцами правой руки.
  7. Вытащите правую кисть из петли, в то же время просовывая ходовой конец веревки в основание малой петли.
  8. Придерживая ходовой конец правой рукой, левой потяните за коренной конец веревки, чтобы затянуть и зафиксировать петлю.

Конструкция узла состоит из двух незатягивающихся петель. Использование такой схемы, позволяет альпинисту сидеть в одной петле, при этом второй охвачено туловище человека под мышками. Легко забираться на скалы, пересекать преграды, используя трос для страховки, и просто работать на высоте, используя такую конструкцию как булинь (узел). Схема ярко иллюстрирует последовательность вязки соединения.

Беседочный узел схема«>

Такой узел вяжется на сложенной вдвое веревке или тросе.

Как затянуть петлю?

Введя ходовой конец веревки в малую петлю узла, вытяните его и, обнеся вокруг большой петли, поместите в верхнюю часть узелка. Придерживая одной рукой коренную часть троса, другой потяните за правую сторону большой двойной петли. Проделав такую манипуляцию, вы сможете подтянуть петлю до необходимого уровня.

Беседочный узел схема«>

Недостатки конструкции, связанной на основе узла булинь

Минусы проявляются в необходимости дополнительного скрепления узлового соединения. Отмечено, что иногда соединение, контролируемое узлом, способно развязываться. Такие случаи отмечены при вязке конструкции на скользкой леске или превышении допустимой нормы нагрузки.

Рыбаки, моряки и туристы активно используют разнообразные узлы. Беседочный (булинь) узел заслужил особую популярность из-за своей прочности и надежности. Используя такую конструкцию, можно быть уверенным в безопасности страховки.

www.syl.ru

Беседочный узел (рис. 76).

Беседочный узел схема

А Рис. 76. Беседочный узел

 

Люди, не знакомые с мор­ской терминологией, могут подумать, что название «бесе­дочный узел» происходит от глагола «беседовать» или от существительного «беседка». В нашем морском языке название этого узла произошло от «беседки», но не от обыч­ной, а от морской беседки, которая представляет собой не­большую деревянную доску — платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, кото­рый и получил название беседочный узел. Второе его на­звание булинь. Оно произошло от английского термина «булинь», обозначающего снасть, которой оттягивают на­ветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса «булиневым уз­лом» (The Bowline Knot), или просто «булинем».

На этом узле есть смысл остановиться поподробнее. Действительно, он вызывает восхищение у тех, кто имеет дело с тросами и вязкой узлов. Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных чело­веком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. В английской морской технической литературе его часто именуют «королем узлов» (King of Knots). Далеко не каждый морской узел сравнится с ним в количестве положительных свойств, которыми он обладает. С учетом сферы его применения и отличных качеств бесе­дочный узел по праву удостоен в огромной династии мор­ских и не морских узлов королевского титула. По внешнему виду он похож на ткацкий узел, но его ходовой конец идет не в петлю другого конца, а в петлю своего коренного конца.

Беседочный узел, несмотря на изумительную компакт­ность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полуштыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочно­му узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затяги­вается «намертво», не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается, но его легко развязать, когда это нужно.

Основное назначение беседочного узла — это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягива­ющуюся петлю этого узла можно вставить беседку. Завя­занная беседочным узлом петля на швартове надежно слу­жит вместо огона. Этот узел с успехом можно применить для связывания двух тросов любого диаметра или для свя­зывания толстого растительного троса со стальным (в этом случае тросы соединяются петлями, а узлы вяжутся на сво­их коренных концах). Из всех способов связывания двух тросов из различного материала (например, пенька и сталь, дакрон и манила) соединение с помощью двух бесе­дочных узлов петлями будет самым надежным. Кроме того, из беседочного узла можно сделать надежную затягиваю­щуюся петлю (см. рис. 85). Его можно применять для швартовки и для крепления троса к гаку. Беседочный узел также можно без опасения применить для временного уко­рачивания троса или в случае, когда требуется исключить износившийся кусок троса из работы, связав узел так, что­бы этот кусок приходился на петлю.

Существует много способов вязки беседочного узла. Вниманию читателя предлагается самый рациональный и наиболее простой.

В жизни всегда может пригодиться умение быстро завя­зать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2—3 секунды. Научиться этому совсем не трудно.

Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его края примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью, с зажатым в ней ходовым кон­цом, обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя. Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой ко­нец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево и перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, левой потяните за коренной конец. Узел завязан вокруг вашей талии по схеме рис. 76. Проде­лав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать бе­седочный узел на себе в темноте или с закрытыми глазами.

Представьте такую ситуацию: вы оказались за бортом судна в воде, вам бросили с палубы конец, по которому вы не сможете подняться наверх, потому что он скользкий. Завязав вокруг своей талии беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю под мышки, вы можете гарантиро­вать, что вас благополучно вытащат из воды на палубу. Этот великолепный узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной корен­ной части троса.

 

к содержанию

См. также: карабинные узлы, узлы с анимацией

 

budetinteresno.info

Categories: Фидеры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.