Как завязывать морские узлы

Морской узел — это придуманный первыми мореплавателями способ завязывания верёвки или каната. Со временем качество такого крепления оценили и представители других профессий, что помогло распространить узелки по всему миру. В наше время они не утратили своей популярности, поэтому встретить их можно в любом уголке земного шара. Научиться вязать морской узел может каждый желающий. Для этого нужно только немного терпения и регулярные тренировки.

Как правильно завязать морской узел

Общие сведения

Перед тем как завязать морской узел по схеме или рисунку, необходимо подробно рассмотреть классификацию этого вида соединения, а также его преимущества и недостатки. Кроме этого, новичку в таком деле следует тщательно изучить советы профессионалов, которые помогут понять общие принципы и исключить ошибки.

Классификация узлов

В настоящее время самая полная коллекция видов морских узелков включает в себя около 500 названий. Одни из них используются только на флоте, а другие — в повседневной жизни. Исходя из этого, а также в зависимости от назначения узлы разделяют на 3 основные категории:


Вид морского узла

  1. Knot. В ней собраны все виды соединений, которые связывают или переплетают неподвижно закреплённый конец троса (коренной) со свободным (ходовым), образуя небольшое утолщение на одном из концов троса.
  2. Hitch. Эта категория узлов объединяет все виды, служащие для соединения свободного конца каната с различными предметами или объектами (скобы, реи, мачты и другие).
  3. Bend. Среди таких узелков будут только те, которые предназначены для связывания ходовых концов двух или более тросов.

Помимо общепринятой классификации, есть и несколько дополнительных. Наиболее правильной среди них является разбивка на категории по принципу использования. Она включает в себя такие разновидности узлов:

  • связывающие тросы одинакового диаметра;
  • соединяющие верёвки разного размера;
  • прикрепляющие человека к линейной опоре;
  • требующие контрольного узла;
  • вспомогательные.

Область применения

Морские узлы довольно часто можно встретить в различных сферах деятельности. Их используют в туристических походах, такелажных работах, быту и промышленности. В некоторых случаях они помогают выполнять самую опасную и тяжёлую работу, а также страховать людей и предотвращать несчастные случаи.

Узлы моряков применяют в следующих целях:

Где применяют узлы моряков

  • привязывание лодок к причалу;
  • поднятие небольших грузов;
  • соединение тросов;
  • крепление верёвки к опоре;
  • поднятие и спускание малогабаритных предметов;
  • привязывание палатки к шесту;
  • крепление крючка к леске;
  • связывание веток и других предметов между собой;
  • наложение швов во время операций;
  • изготовление предметов одежды;
  • завязывание пакета с продуктами.

Преимущества и недостатки

Каждая схема вязки морских узлов имеет свои преимущества перед всеми остальными. Благодаря им у человека появляется возможность выбора наиболее подходящего варианта для каждого конкретного случая. Однако некоторые достоинства таких узлов одинаковы для всех категорий. Среди них есть такие:

  • простота завязывания и развязывания;
  • высокая надёжность соединения;
  • возможность завязывания не только на конце верёвки, но и в середине (характерно для большинства видов);
  • способность работать при значительных нагрузках;
  • большое количество таких узлов не меняет динамические свойства троса.

Схема вязки морских узлов

У всех видов соединений есть не только достоинства, но и недостатки. Не является исключением и морской узел. Отрицательных моментов хоть и не очень много, но пренебрегать ими всё же не следует.

К ним относят следующие:

  • необходимость постоянной практики;
  • при недостаточно сильном затягивании может произойти самопроизвольное развязывание;
  • низкая надёжность при обледенении тросов;
  • при длительной эксплуатации в местах изгиба верёвки уменьшается прочность;
  • слишком большие нагрузки приводят к сильному затягиванию.

Рекомендации профессионалов

Для того чтобы морской узелок получился по-настоящему крепким и максимально надёжным, необходимо правильно его завязывать. Помочь в этом деле могут рекомендации профессионалов, которые ежедневно пользуются таким видом соединения.

Важные советы:


Практика завязывания морских узлов

  1. Перед тем как начинать вязание морского узла, необходимо понять его схему. В противном случае достичь необходимого результата будет очень сложно.
  2. Сделать качественное соединение можно только после длительной практики. Без неё есть высокая вероятность допущения ошибки, которая повлечёт за собой снижение надёжности связанной конструкции.
  3. Каждый вид узлов можно завязать несколькими способами. Для того чтобы выбрать наиболее простой из них, необходимо протестировать различные варианты.
  4. Перед применением завязанного узла следует тщательно проверить его на прочность и отсутствие видимых повреждений.
  5. При завязывании узла на коренном конце нужно следить за тем, чтобы длина оставшейся части верёвки превышала 10 её диаметров. При этом свободный конец никогда не должен быть менее 5 сантиметров. В противном случае будет высокий риск саморазвязывания.

Способы завязывания

Существует множество способов завязывания узла. Все они используются для определённых целей, поэтому отличаются той или иной степенью надёжности. Несмотря на большое разнообразие, в повседневной жизни используются только несколько основных видов соединения.


Универсальный булинь

Этот узел считается одним из наиболее универсальных и часто используемых. С его помощью можно выполнять различные работы и не бояться негативных последствий. Такой узелок очень просто вяжется и способен надёжно скрепить два троса, изготовленные из разных материалов. Кроме этого, такое соединение исключает саморазвязывание, что объясняет варианты его применения. Используется беседочный узел для решения таких задач:

  • швартовка лодок, яхт и небольших катеров;
  • страховка людей, выполняющих различные работы на высоте;
  • крепление к различным предметам;
  • соединение двух тросов разного диаметра.

Универсальный булинь

Булинь является первым узлом, которому обучают будущих моряков. Из-за большого количества положительных характеристик его считают самым лучшим.

Завязывается беседочный узелок следующим образом:

Как завязывается беседочный узелок

  1. В любой части верёвки делают петлю.
  2. Затем в неё продевают свободный конец.
  3. Эту же часть заводят за коренную.
  4. Ходовой конец ещё раз продевают через созданную петлю.
  5. Тянут оба конца в противоположном направлении и туго затягивают узел.

Классическая восьмёрка

Этот простой и надёжный узел давно уже стал классикой. Изначально его использовали в качестве стопора, но позже научились применять и для других целей. Своё название этот вид соединения получил благодаря форме, напоминающей восьмёрку. Главное его преимущество заключается в лёгкости и быстроте завязывания. Этим достоинством обладают узлы, завязываемые не только на сухой верёвке, но и на мокрой.

Применяют восьмёрку в таких ситуациях:

  • страховка альпинистов и строителей;
  • привязывание струн музыкальных инструментов;
  • крепление рыболовных снастей.

Классическая восьмёрка

Завязать такой узел не составит труда даже новичку. Для этого нужно немного потренироваться и изучить правильную последовательность действий. Она включает в себя следующее:

  1. Свободный конец троса обводят вокруг фиксированного.
  2. После этого его вытягивают и формируют петлю.
  3. Ходовой край верёвки обносят вокруг него же.
  4. В петлю продевают свободный конец и крепко затягивают получившийся узел.

Прямой вариант

Такой способ соединения верёвок считается самым старым. Придумали его ещё в Древней Греции, но тогда этот узел назывался геркулесовым. В наше время используют его довольно часто, несмотря на невысокую надёжность и прочность. Основным недостатком такого соединения считают сильное затягивание при приложении чрезмерных нагрузок. Такой же эффект наблюдается и при намокании или обледенении троса.

Область применения прямого узла:

Прямой узел

  • соединение двух верёвок, имеющих одинаковый диаметр;
  • рифление парусов;
  • создание различных креплений в туризме или альпинизме.

Завязать такой узелок можно всего за несколько секунд. Для этого нужно выполнить 3 простых действия и избежать каких-либо неточностей.

Пошаговая инструкция:

  1. Оба свободных края верёвок переплетают в виде восьмёрки.
  2. После этого выполняют аналогичные действия ещё раз с теми же ходовыми концами.
  3. В итоге получается петля, которую сильно затягивают и формируют готовый узел.

Простой штык

Существует несколько разновидностей этого вида соединения. В их основе лежит распространённый узелок, который принято называть полуштыком. Комбинация из нескольких таких креплений (не менее 2 штук) позволяет получить простой штык. Его используют для выполнения следующих работ:

  • буксировка плавучих и транспортных средств;
  • закрепление швартовых концов;
  • крепление шкентеля к поднимаемому грузу.

Узел Простой штык

Если всё правильно сделать, то соединение получится очень надёжным. Его можно использовать даже в тех случаях, когда не рекомендуется применение других видов узлов.

Завязывают его с соблюдением такого порядка действий:

  1. Свободный край верёвки наматывают на объект, к которому требуется прикрепить какое-либо изделие или механизм.
  2. Затем его обводят вокруг фиксированного конца.
  3. В сформировавшуюся петлю продевают тот же ходовой конец.
  4. После этого его крепят к коренному при помощи дополнительной верёвки.
  5. Аналогичные действия выполняют ещё несколько раз. Их количество зависит от необходимой прочности и величины прикладываемой силы.

Двойной Грейпвайн

Этот способ соединения канатов, тросов или верёвок часто называют двойным рыбацким узлом. Завязывается он довольно просто и быстро, а используется почти во всех сферах деятельности человека. Наиболее часто его применяют в таких целях:

  • связывание двух верёвок одинаковой или разной толщины;
  • прикрепление рыболовных крючков к леске;
  • создание страховки в альпинизме;
  • пошив некоторых видов одежды.

Широко применяется этот тип соединения в промышленности и быту. Для того чтобы сформировать его, нужно взять две верёвки и точно повторить все этапы процесса.

Правильная последовательность:

Двойной Грейпвайн

  1. Ходовой конец одной верёвки обматывают через второй. В результате этих действий образуется петля.
  2. Тот же конец ещё раз обводят вокруг края другой верёвки. Важно выполнять движения в направлении от конца к основанию.
  3. Свободный конец первого троса продевают через 2 получившиеся петли.
  4. После этого сильно затягивают узелок.
  5. Затем выполняют все те же действия, только для другого свободного края.
  6. В самом конце оба крепления стягивают между собой.

Дубовый узелок

Эта разновидность узла отличается простотой завязывания. Его может освоить не только любой начинающий моряк, но и ребёнок. Соединение считается одним из самых надёжных, так как даже человек, который его сделал, не всегда сможет самостоятельно развязать крепление.

Сфера применения дубового узелка:

  • завязывание верёвок, изготовленных из материала на синтетической основе;
  • соединение тросов одинакового диаметра в экстренных ситуациях, когда нет времени делать более сложное крепление.

Как вязать Дубовый узелок

Процесс завязывания дубового узла занимает от 10 до 30 секунд. В этот интервал может легко уложиться не только опытный моряк, но и представитель любой другой профессии.

Необходимые действия:

  1. Ходовые концы двух канатов кладут параллельно друг другу.
  2. Оба края одновременно загибают так, чтобы сформировалась двойная петля.
  3. В неё продевают двойной конец, который предварительно обматывают вокруг основания.
  4. Два края верёвки тянут в разных направлениях и формируют узел.

Морской узел — это очень полезный способ завязывания верёвки, который помогает надёжно скрепить два элемента между собой. Если немного потренироваться и соблюдать простые правила, то можно быстро научиться вязать такие узелки и применять их для своих нужд.

Источник: iohotnik.ru

Любой морской узел должен быть завязан крепко и надёжно, ведь от этого во многом зависит безопасность, и в то же время так, чтобы в любой момент его при необходимости можно было легко развязать.

Что стоит учесть новичкам перед обучением

Часто новичкам сложно разобраться в терминологии, которую применяют при пояснениях азов вязания морских узлов, поэтому изначально стоит усвоить несколько основных определений:

1) коренной конец – закреплённый неподвижно конец троса;
2) ходовой конец – свободный, т.е. незакреплённый конец, с которого начинают все движения при вязании любого из узлов.

В английской терминологии для морских узлов существует такая классификация:

1) knot – узлы, которые характеризуются как переплетение или связывание ходового конца с коренным;
2) bend — узлы, которые характеризуются как переплетение ходовых концов двух тросов для объединения в один;
3) hitch — узлы, которые характеризуются как прикрепление ходового конца к какому-то предмету.

Новичкам в морском деле важно освоить основные виды узлов, которые наиболее часто применяются на практике, и на базе которых уже легко понять принцип образования иных разновидностей.

Основные морские узлы

Беседочный узел / булинь

 Беседочный узел/булинь – один из наиболее важных морских узлов, который стоит освоить в первую очередь каждому моряку. Он содержит в себе элементы различных морских узлов, что делает его почти универсальным узлом, который используют и для страховки, и для швартовки, и для крепления троса к гаку. Связывание двух тросов этим морским узлом считается наиболее надёжным. Существенный плюс – в возможности его применения для тросов любого диаметра и из любого материала. Он легко вяжется, не скользит по тросу, его легко развязать, но при этом сам он никогда не развязывается и особо надёжен.Из-за такой универсальности беседочный узел нередко называют королём морских узлов.

Как завязать беседочный узел:

1) создать с верха вниз петлю;
2) протянуть через образовавшуюся петлю ходовой конец;
3) затем пропустить ходовой конец позади коренного и снова продеть в петлю, после чего ходовой конец должен оказаться в другой петле;
4) туго затянуть.

Хотя беседочный узел достаточно прочный, развязать его тоже не составит проблем, стоит лишь немного сдвинуть петлю ходового конца по отношению к немного ослабленному при этом коренному концу.


Узел Восьмерка

Восьмёрка – типичный классический морской узел, названный так по своей форме. Он лежит в основе вязания многих узлов и обычно применяется в качестве узла-стопора и закрепляющего узла. Основное преимущество восьмёрки – в лёгкости завязывания и развязывания, даже в случаях намокания троса.

Как завязать узел восьмёрка:

1) ходовой конец обнести вокруг коренного, а затем вытянуть поверх него, образовав тем самым петлю;
2) пропустить ходовой конец в образовавшуюся петлю, перед этим заведя его за себя же;
3) крепко затянуть.


Прямой узел

Прямой узел — один из древнейших морских узлов, который древние греки именовали геркулесовым. Основное его назначение — связывание двух тросов одного диаметра. Прямой узел часто используемый, но далеко не самый надёжный морской узел. Его главный недостаток в сползании по тросу и сильном затягивании при больших нагрузках или при намокании, поэтому в таких случаях его лучше не использовать.

Завязывают прямой узел довольно просто: один ходовой конец в одном направлении, второй – в другом (если в одном направлении, то получится ненадёжный т.н. «бабский» узел), а для развязки стоит лишь потянуть ходовой и коренной концы в разные стороны.


Простой полуштык и его более сложные вариации

Простой полуштык

 Простой полуштык – широко распространённый простой не затягивающийся морской узел, который лежит в основе более сложных вариаций такого рода. Для его получения необходимо ходовой конец обвести вокруг предмета, к которому будет крепиться трос, а затем обвести вокруг коренного конца, и пропустить через образовавшуюся петлю. Затем ходовой конец прикрепляют к коренному. Такой узел отличается высокой надёжностью и отлично выдерживает сильную тягу.


Простой штык

 Простой штык – более сложный вариант простого полуштыка, который образуется из двух таких одинаковых узлов. Главное его назначение – закрепление швартовных концов на причалах и буксировка. Такой узел образуется не больше, чем тремя полуштыками. Большее количество никак не повлияет на прочность и надёжность узла, о чём красноречиво свидетельствует английская поговорка, утверждающая, что трёх полуштыков достаточно даже для королевской яхты.


Простой штык со шлагом

 Простой штык со шлагом – морской узел, аналогичный простому штыку, только с одним дополнительным шлагом вокруг того предмета, за который крепится трос. Также используется для швартовки, в особенности при длительных стоянках, поскольку надёжнее простого.


Рыбацкий Штык / Якорный Узел

 Рыбацкий штык/якорный узел – один из древнейших и наиболее надёжных узлов, который используется для крепления троса к якорю, а также при всех работах с тросами под воздействием сильной тяги. Он во многом похож на простой штык со шлагом, только первый полуштык проходит внутри шлага, охватывающего предмет крепления.


Важно выработать настолько хорошие навыки вязания морских узлов, что даже с закрытыми глазами уметь легко завязать требуемый в конкретной ситуации узел, и практика в этом деле – одно из основных условий для успешного освоения этого искусства.

Источник: proboating.ru

1. ПРЯМОЙ УЗЕЛ

Выполнение. Концы связываемых тросов обносят один вокруг другого, загибают во встречных направлениях (рис. 1, а) и связывают так, как показано на рис. 1, б.
Затянутый узел показан на рис. 1, в.

морской узел

Применение. Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины.
При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов, прямой узел сильно затягивает. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш.

2. РИФОВЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Рифовый узел завязывают так же, как и прямой, но один из ходовых концов узла вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое (рис. 2, а, б). Благодаря, этому рифовый узел при необходимости можно легко развязать. Затянутый рифовый узел показан на рис. 2, в.

морской узел

Применение. Рифовым узлом связывают концы рифсезней при взятии рифов на парусах. Этот узел применяют при закреплении штертов чехлов судовых шлюпок, компасов, палубных механизмов; и в других случаях, когда требуется надежный, но быстро развязываемый узел.

3. ДВОЙНОЙ ПРЯМОЙ УЗЕЛ

Выполнение. Конец одного из связываемых тросов дважды обносят вокруг другого, затем концы тросов загибают навстречу друг другу (рис. 3, а) и повторяют начальную операцию (рис. 3, 6). После этого узел затягивают, а концы закрепляют шкимушгаром или тонким линем (рис. 3, в).

морской узел

Применение. Двойной прямой узел рекомендуется для связывания тросов, испытывающих большую нагрузку.

4. ПЛОСКИЙ УЗЕЛ

Выполнение. Плоский узел удобно завязывать, разложив тросы на палубе. Один из связываемых тросов (более толстый) укладывают в виде петли (рис. 4, а). Конец другого троса подводят под петлю (рис. 4, б) и последовательно проводят сверху коренного, но снизу ходового, конца толстого троса (рис.4, в). Затем тонкий трос проводят сверху петли толстого троса, но под своей коренной частью (рис. 4, г). Таким образом, тонкий трос образует такую же петлю, как и трос большего диаметра. Ходовые концы обоих тросов завязывают полуштыками и закрепляют тонким линем, шкимушгаром или каболкой. Завязанный плоский узел изображен на рис. 4, д.

морской узел

Применение. Плоский узел применяют при связывании тросов различного диаметра. Он также может применяться для связывания тросов одинаковой толщины, особенно в тех случаях, когда тросы подвергаются сильному натяжению или намоканию.

5. ПРОСТОЙ ШТЫК

Выполнение. Ходовой конец троса, заведенного за пал, битенг или рым (рис. 5,а), обносят вокруг коренной части троса и пропускают в образующуюся при этом петлю (рис. 5, б). В таком виде узел носит название полуштыка. Далее ходовой конец еще раз обвязывают вокруг троса полуштыком (рис. 5, в) и прочно закрепляют с помощью тонкого линя или шкимушгара. Завязанный узел показан на рис. 5, г. Из приведенных рисунков видно, что при правильно завязанном узле сближенные шлаги полуштыков образуют выбленочный узел.

морской узел

Применение. Простой штык применяют для крепления швартовных тросов к причальным приспособлениям, временных оттяжек к стропу, а также при креплении лопарей оттяжек грузовых стрел за рымы (обухи).

6. ШТЫК СО ШЛАГОМ

Выполнение. Ходовой конец троса дважды обносят вокруг причального приспособления (рис. 6, а), после чего завязывают за коренную часть троса полуштыками и закрепляют тонким линем или шкимушгаром (рис. 6, е).
Как видно из рисунков, штык со шлагом отличается от простого штыка только тем, что имеет дополнительный шлаг, охватывающий предмет.

морской узел

Применение. Штык со шлагом применяется при креплении швартовных тросов, лопарей оттяжек грузовых стрел и во многих других случаях.

7. ШТЫК С ОБНОСОМ

Выполнение. Конец троса пропускают снизу вверх через рым (рис. 7, а), проводят под тросом и вновь продевают в рым, но в обратном направлении (рис. 7, б). Затем ходовой конец завязывают за коренную часть троса полуштыком и закрепляют тонким линем или шкимушгаром.
Законченный узел изображен на рис. 7, в.

морской узел

Применение. Штык с обносом применяют при креплении швартовных концов за рымы или битенги, креплении тросов за скобы верпов и при накладывании предохранительных сеток на грузовые люки. Часто используется на практике.

8. РЫБАЦКИЙ ШТЫК

Выполнение. Конец троса дважды продевают в рым (рис. 8, а), затем обносят вокруг коренной части троса и пропускают в обе образовавшиеся петли, стягивая их полуштыком (рис. 8, б). После образования второго полуштыка (рис. 8, в) конец крепят к коренной части троса тонким линем или шкимушгаром (рис. 8, г).

морской узел

Применение. Рыбацким штыком завязывают дректовы за скобы якорей, концы троса при накла-дывании предохранительных сеток на грузовые люки. Рыбацкий штык применяют во всех случаях, когда требуется закрепить трос надежным и легко развязываемым узлом.

9. СВЯЗЫВАНИЕ ТРОСОВ ШТЫКАМИ

Выполнение. Связывание тросов штыками может быть выполнено двумя способами. Конец одного из тросов складывают в виде петли и крепят за коренную часть двумя-тремя полуштыками; в петлю вводят конец второго троса, который также завязывают за коренную часть полуштыками; концы тросов закрепляют тонким линем или шкимушгаром. Этот способ связывания тросов показан на рис. 9, а, б, в.

морской узел

По другому, конец одного из тросов крепят тремя полуштыками ко второму тросу, а конец второго троса охватывает полуштыками первый трос. Этот способ связывания тросов показан на рис. 9, г, д.

10. ВЫБЛЕНОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Ходовой конец троса обносят вокруг предмета, перекрещивают наложенный шлаг (рис. 10, а), вновь обносят вокруг предмета в первоначальном направлении и подводят под перекрещивающий шлаг (рис. 10, б). Затянутый узел показан на рис. 10, в.
В некоторых случаях выбленочный узел завязывают другим способом: держа трос в руках, делают на нем две колышки (рис. 10, г, д), надевают их на предмет (рис. 10, е) и затягивают узел (рис. 10, ж).

морской узел

Применение. Выбленочный узел — один из наиболее надежных, сильно затягивающихся узлов. Его применяют при привязывании выбленок к вантам, для крепления временных оттяжек к стропу при работах с бимсами грузовых люков, при подъеме шлангов для просушивания и во многих других случаях, в особенности при вязании тросов за предметы, имеющие гладкую и ровную поверхность (якоря-кошки, штоки швабр и пр.). Кроме того, выбленочный узел применяют при креплении бросательного конца к швартовному тросу. В последнем случае узел дополняется петлей.

11. ЗАДВИЖНОЙ ШТЫК

Выполнение. Задвижной штык, часто называемый выбленочным узлом со шлагом, завязывают следующим образом: ходовой конец троса дважды обносят вокруг предмета, перекрещивают оба шлага (рис. 11, а), обносят вокруг предмета еще один раз и проводят под перекрещивающий шлаг (рис. 11, б). Затянутый узел показан на рис. 11, в. Таким образом, задвижной штык отличается от выбленочного узла только тем, что имеет не два, а три охватывающих предмет шлага.

морской узел
Применение. Задвижной штык применяют при подъеме деталей рангоута, бревен, досок и т. п.

12. БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На тросе делают небольших размеров колышку (рис. 12, а). Конец троса проводят в колышку (рис. 12, б), обносят вокруг коренной части троса и снова пропускают в колышку, но в обратном направлении (рис. 12, в). Затянутый узел изображен на рис. 12, г.

морской узел

Применение. Беседочный узел применяют при креплении предохранительного троса вокруг пояса человека при работах на мачте и за бортом; узел также применяют вместо огона при креплении троса на гаке, битенге или кнехте, так как петля беседочного узла не затягивается независимо от величины нагрузки на трос. Один из самых нужных узлов.

13. ДВОЙНОЙ БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На некотором расстоянии от конца сложенного вдвое троса делают двухшлажную колышку (рис. 13, а). В нее вводят петлевидный ходовой конец троса (рис. 13, б), который затем расширяют и обносят вокруг узла. Узел затягивают с таким расчетом, чтобы его петли имели различные размеры.
Двойной беседочный узел можно завязывать и другим способом: на тросе вяжут одинарный беседочный узел (см. п. 12), после чего ходовой конец троса проводят параллельно ему самому, образуя вторую петлю и второй шлаг колышки.

морской узел

Применение. Двойной беседочный узел применяют вместо беседки при работах на мачтах и за бортом, причем большая петля узла служит сиденьем, а меньшая охватывает туловище под мышками.

14. КАЛМЫЦКИЙ УЗЕЛ

Выполнение. Коренную часть троса обносят вокруг ходового конца (рис. 14, а, б), после этого ходовой конец складывают вдвое и вводят в образовавшуюся колышку (рис.14, в, г). Затянутый узел показан на рис. 14, д. Для развязывания узла достаточно потянуть ходовой конец.

морской узел

Применение. Калмыцкий узел применяют при подаче различных, инструментов, ведер, кистей и других предметов на мачты, трубы и за борт, узел также применяют при привязывании бросательного конца к огону швартова.

15. СВАЕЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На тросе в там месте, где предполагается завязать узел, делают небольших размеров колышку (рис. 15, а), в которую вводят сложенный вдвое трос (рис. 15, б). Затянутый сваечный узел показан на рис. 15, в.

морской узел

Применение. Сваечный узел применяют при подаче работающему на мачте, или за бортом различных инструментов (свайки, кисти и пр.) и при обтягивании линя или шкимушгара во время наложения клетня, бензеля, марки. Помимо этого, сваечный узел применяют при закреплении тросов за упоры, заводимые между бортом и причалом во время стоянки судна. Последний случай применения сваечного узла иллюстрирует рис. 15, г.

16. ШКОТОВЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Ходовой конец троса пропускают снизу вверх в коуш (огон, петлю), обносят вокруг его шейки по часовой стрелке (рис. 16, а) и проводят между коушем и коренной частью троса (рис. 16, б). Затянутый узел показан на рис. 16, в.

морской узел

Применение. Шкотовый узел применяют при связывании тросов, один из которых имеет огон или коуш, и при ввязывании в коуш или кренгельс различных снастей (например, шкота, фала). Кроме того, шкотовым узлом привязывают фалы к сигнальным и другим флагам. Шкотовый узел, ввязанный в коуш, надежен только тогда, когда трос натянут. Его нельзя применять в том случае, если трос крепят к коушу больших размеров или к жесткому огону.

17. БРАМШКОТОВЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Конец троса проводят в коуш (рис. 17, а) и дважды обносят вокруг шейки коуша под коренной частью троса (рис. 17, б, в). Затянутый узел показан на рис. 17, г.

морской узел

Применение. Брамшкотовый узел используют в тех же случаях, что и шкотовый, но он более надежен и его применяют при работах с парусами, такелажными и якорными цепями. Применение узла в последнем случае показано на рис. 17, д, е, ж.

18. УДАВКА

Выполнение. Ходовой конец обносят вокруг предмета (бревно, рангоутное дерево и т. д.) и коренной части троса, а затем несколько раз обвивают вокруг наложенного на предмет шлага (рис. 21, а, б). Затянутый узел изображен на рис. 18, в. Для увеличения прочности узла его дополняют отдельным шлагом (рис. 18, г). В этом случае узел называется удавкой со шлагом.

морской узел

Применение. Удавку применяют при буксировке бревен, подъеме бревен, и других предметов на борт судна, при работах по установке рангоута.

19. ЗАТЯГИВАЮЩАЯСЯ УДАВКА

Выполнение. Трос укладывают в виде двух одинакового размера петель (рис. 19, а). Обе петли четыре-пять раз обвивают ходовым концом троса (рис. 19, б), после чего ходовой конец пропускают в петлю, обращенную к коренной части троса, и зажимают в ней. Готовый узел изображен на рис. 19, е. Узел легко развязывается, если потянуть за коренную часть троса.

морской узел

Применение. Узел «затягивающаяся удавка» применяют при временном креплении троса за плавающие предметы (бревна, доски и т. д.) или при накидывании троса на нок рангоутного дерева.

20. ГАЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Обнесенный вокруг спинки гака конец троса (рис. 20, а) закладывают в гак (рис. 20,6) и накрывают сверху коренной частью троса (рис. 20, е). Ходовой конец закрепляют тонким линем или шкимушгаром. Гачный узел может быть завязан в любой части троса.

морской узел

Применение. Гачный узел применяют при закреплении на гаке толстых тросов. Узел выдержи-вает только сравнительно небольшие нагрузки на трос.

21. БУКСИРНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. На свободной, идущей к бухте части заложенного в гак буксирного троса делают небольших размеров петлю (рис. 21, а). Её проводят под буксирным тросом и надевают на гак (рис. 21, б). Далее трос накладывают петлей на гак с правой стороны, затем опять с левой и т. д. (рис. 21, в, г). Ходовой конец троса (буксира) закрепляют линем или шкимушгаром (рис. 21, д).

морской узел

Применение. Буксирный узел применяют при закреплении буксирного троса на гаке или битинге. Он дает возможность быстро потравить или подобрать буксирный трос. Этот узел также применяют при закреплении на битинге швартовов и других тросов.

22. УЗЕЛ «КОШАЧЬИ ЛАПКИ»

Выполнение. Конец сложенного вдвое троса отводят вниз так, чтобы образовались две петли (рис. 22, а), которые затем одновременно закручивают несколько раз в противоположных направлениях (рис.22, б) и надевают на гак (рис. 22, в).

морской узел

Применение. Узел «кошачьи лапки» применяют для уменьшения длины стропа (рис. 22, г). Следует иметь в виду, что этот узел позволяет сравнительно немного уменьшить длину стропа.

23. УЗЕЛ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ДЛИНЫ ТРОСА

Выполнение. Укорачиваемый трос складывают втрое, образуя две петли (рис. 23, а), после чего каждую из петель узла стягивают полуштыком и скрепляют с тросом линем, шкимушгаром или каболкой (рис. 23, б).

морской узел

24. УЗЕЛ «ВОСЬМЕРКА» (первый вариант)

Выполнение. На конце» троса делают небольших размеров петлю (рис. 24, а), в которую пропускают обнесенный вокруг троса ходовой конец (рис. 24, б). Затянутый узел изображен на рис. 24, в.

морской узел

Применение. Восьмерку завязывают на концах снастей или лопарей, чтобы они не выскальзывали из блоков.

25. УЗЕЛ «ВОСЬМЕРКА» (второй- вариант)

Выполнение. Этот узел отличается от предыдущего, тем, что пропускаемый в петлю конец троса предварительно обносят вокруг коренной части троса не один, а два раза. Выполнение узла приведено на рис. 25, а, б, в.

морской узел

Применение. См. применение узла «восьмерка» (первый вариант).

26. СТОПОРНЫЙ УЗЕЛ

Стопор накладывают на трос двумя шлагами (рис. 26, а, б), после чего ходовой конец стопора два-четыре раза обматывают вокруг троса в направлении тяги, показанном на рисунках стрелкой, и крепят к нему линем или шкимушгаром (рис. 26, в). Стопор может быть наложен на трос не только против спуска троса, как это показано на предыдущих рисунках, но и по направлению спуска (рис. 26, г).

морской узел

В качестве стопора для стальных тросов употребляют такелажную день, которую накладывают на трос так же, как и стопор из растительного троса (рис. 26, д). Для цепей применяют специальный стопор, который состоит из короткого троса с гаком и кнопом на концах. Этот стопор крепят к цепи при помощи линя (рис. 26, е).

27. КРЕПЛЕНИЕ ТРОСА НА КНЕХТАХ

Закрепляемый на кнехтах швартовный или буксирный трос проводят между тумбами кнехта и после этого поочередно обносят вокруг них в виде восьмерки (рис. 27, а, б, в). Практика показывает, что для надежного закрепления троса необходимо наложить на кнехты три — пять шлагов — восьмерок.

морской узел

С этой же целью верхние шлаги наложенного на кнехты троса скрепляют прочным линем или шкимушгаром, причем концы линя (шкимушгара) должны быть связаны рифовым узлом (рис.27, г, д). На рис. 27, е, ж, з, и, а также 27, к, показаны два способа закрепления троса на так называемых крестовых кнехтах.

28. ШЛЮПОЧНЫЙ УЗЕЛ

Выполнение. Ходовой конец троса продевают в носовой рым шлюпки (или крепят к рыму с по-мощью шкимушгара) и пропускают под первую банку. Затем ходовой конец обносят вокруг второй банки (рис. 28, а), проводят над тросом, — перекрещивая его, и вновь пропускают под банку. После этого конец троса складывают в виде петли и подводят под опоясывающий банку шлаг (рис. 28, б). Завязанный шлюпочный узел изображен на рис. 28, в.

морской узел

Применение. Шлюпочный узел применяют для закрепления троса при постановке шлюпки на бакштов или при ее буксировке.

Источник: xn--80atfchm9h.xn--p1ai


Categories: Фидеры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.