Якорный узел

Дата возникновения

Мнения на этот счёт расходятся. В одних источниках считают, что рыбацкий штык был придуман всего лишь в прошлом столетии, где-то на европейских судах. Однако существует и другая информация, согласно которой данный узел отсчитывает уже пятое тысячелетие. Опираясь на эту теорию можно полагать, что ранее штык использовался и в других целях. Вероятно, он был заимствован кем-то из владельцев судов, после чего получил широкую огласку.

Область применения

Как и следует из названия, якорный узел используется в сфере судоходства. Считается, что не было придумано более надёжного штыка для тросов, которые подвергаются усиленному натяжению. До появления пароходов и других современно оснащённых судов с помощью данного узла осуществлялось крепление скобы якоря к канату. Конечно, сейчас он не пользуется такой популярностью из-за появления иных технологий, но способен пригодиться в других бытовых целях.

Рыбацкий штык схож с другим простым узлом, применяемым в морском деле.
о отличает техника вязки: когда нужный предмет обносят тросом, последний пропускают под первым слоем верёвки, т. е. шлагом. При использовании в судоходстве свободный конец каната скрепляют с неподвижным. Так, якорный узел способен выдержать любую тягу. Главное, верно выбрать трос. Поскольку именно он может порваться вне зависимости от техники крепления его к объекту. Штык часто применяется в других сферах, где в работе используют канаты для поднятия или удержания крупногабаритного предмета. Например, в частном строительстве.

Якорный узел: как вязать?

Чтобы избежать непонимания у читателей, далее будет представлена пошаговая инструкция без применения морской терминологии:

  1. Вокруг предмета дважды обернуть трос. Второй обнос делать без затяга, иначе под него не пройдёт верёвка.
  2. Ходовой конец каната опустить поверх неподвижного, провести под свободно лежащей петлёй, слегка затянуть.
  3. Оставшийся отрезок обернуть вокруг основной части троса. Просунуть его в получившуюся петлю.
  4. Свободный конец закрепить с неподвижным при помощи стяжки или проволоки для дополнительной безопасности.

Как ранее было сказано, якорный узел крайне схож с другим, название которого — простой штык со шлагом. Люди, не связанные с судоходной сферой, обычно часто их путают. И это неудивительно. Однако стоит помнить: при выполнении серьёзных работ данный узел подходит намного лучше.

Дополнительные полуштыки (действия, описанные во 2 и 3 пункте) делают его более безопасным. И если бы тот узел, с которым путают якорный, в действительности использовался для крепления каких-либо частей судна, он быстро получил бы новые модификации. Иначе ему нельзя было доверить тросы с сильной тягой.

Морские узлы


К данной категории относятся штыки — незатягивающиеся узлы, служащие для крепления троса к предмету. Они обеспечивают удобство и надёжность использования. Морские узлы, в отличие от рыболовных, оставляют возможность многократного применения троса без его повреждений. Они позволяют использовать минимум усилия для освобождения груза.

Якорный узел, фото которого представлено выше, относится именно к этой категории. Сейчас его применяют в сфере альпинизма. Популярен он и среди владельцев некоторых моделей яхт. Изначально штыки использовались для пришвартовки судов к причальным быкам, но с течением времени их приспособили и под другие нужды. Однако стоит упомянуть, что узлы этого семейства требуют схватки. Иначе они не смогут выполнять своих функций из-за опасности самопроизвольного распускания.

Источник: fb.ru

Рыбацкий штык (Якорный узел)

Якорный узел

Морской узел рыбацкий штык, называемый еще и якорным узлом, возник в Европе приблизительно сто лет назад.


Рыбацкий штык относится к разряду морских не затягивающихся узлов, вяжется морской штык на основе простого узла.

Применение узла

Узел рыбацкий штык или якорный узел применяется в морском судоходстве для крепления троса или каната к стояночному якорю.

Этот узел за долгие годы службы почти на каждом морском судне зарекомендовал себя как очень надежный, легко развязывающийся (при необходимости) узел, который не портит канат или трос перетиранием и перегибом.

Ведь при сильных и цикличных нагрузках и натяжениях этот узел блестяще справляется со своей задачей — держать якорь.

Пошаговая схема вязки узла рыбацкий штык

  1. Конец веревки продеваем в крепежное отверстие или на крановый крюк и делаем один виток.
  2. Заводим конец веревки за основную веревку и продеваем в две полученные петли.
  3. Второй раз заводим конец веревки за основную веревку и продеваем в одну полученную петлю.
  4. Закрепляем конец веревки и основную веревку нитью, стяжкой или проволокой.
  5. Рыбацкий штык или якорный узел готов!

Видео

Видео о том как вязать якорный узел, или рыбацкий штык:

prouzel.ru

Незатягивающиеся штыки: якорный узел

Якорный узел, иначе называемый рыбацким штыком, относится к категории незатягивающихся. Он является одним из наиболее надёжных в своей группе.

Дата возникновения

Мнения на этот счёт расходятся. В одних источниках считают, что рыбацкий штык был придуман всего лишь в прошлом столетии, где-то на европейских судах. Однако существует и другая информация, согласно которой данный узел отсчитывает уже пятое тысячелетие. Опираясь на эту теорию можно полагать, что ранее штык использовался и в других целях. Вероятно, он был заимствован кем-то из владельцев судов, после чего получил широкую огласку.


Область применения

Как и следует из названия, якорный узел используется в сфере судоходства. Считается, что не было придумано более надёжного штыка для тросов, которые подвергаются усиленному натяжению. До появления пароходов и других современно оснащённых судов с помощью данного узла осуществлялось крепление скобы якоря к канату. Конечно, сейчас он не пользуется такой популярностью из-за появления иных технологий, но способен пригодиться в других бытовых целях.

Якорный узел

Рыбацкий штык схож с другим простым узлом, применяемым в морском деле. Его отличает техника вязки: когда нужный предмет обносят тросом, последний пропускают под первым слоем верёвки, т. е. шлагом. При использовании в судоходстве свободный конец каната скрепляют с неподвижным. Так, якорный узел способен выдержать любую тягу. Главное, верно выбрать трос. Поскольку именно он может порваться вне зависимости от техники крепления его к объекту. Штык часто применяется в других сферах, где в работе используют канаты для поднятия или удержания крупногабаритного предмета. Например, в частном строительстве.

Якорный узел: как вязать?

Чтобы избежать непонимания у читателей, далее будет представлена пошаговая инструкция без применения морской терминологии:


  1. Вокруг предмета дважды обернуть трос. Второй обнос делать без затяга, иначе под него не пройдёт верёвка.
  2. Ходовой конец каната опустить поверх неподвижного, провести под свободно лежащей петлёй, слегка затянуть.
  3. Оставшийся отрезок обернуть вокруг основной части троса. Просунуть его в получившуюся петлю.
  4. Свободный конец закрепить с неподвижным при помощи стяжки или проволоки для дополнительной безопасности.

Как ранее было сказано, якорный узел крайне схож с другим, название которого — простой штык со шлагом. Люди, не связанные с судоходной сферой, обычно часто их путают. И это неудивительно. Однако стоит помнить: при выполнении серьёзных работ данный узел подходит намного лучше.

Дополнительные полуштыки (действия, описанные во 2 и 3 пункте) делают его более безопасным. И если бы тот узел, с которым путают якорный, в действительности использовался для крепления каких-либо частей судна, он быстро получил бы новые модификации. Иначе ему нельзя было доверить тросы с сильной тягой.

Морские узлы

К данной категории относятся штыки — незатягивающиеся узлы, служащие для крепления троса к предмету. Они обеспечивают удобство и надёжность использования. Морские узлы, в отличие от рыболовных, оставляют возможность многократного применения троса без его повреждений. Они позволяют использовать минимум усилия для освобождения груза.


Якорный узел

Якорный узел, фото которого представлено выше, относится именно к этой категории. Сейчас его применяют в сфере альпинизма. Популярен он и среди владельцев некоторых моделей яхт. Изначально штыки использовались для пришвартовки судов к причальным быкам, но с течением времени их приспособили и под другие нужды. Однако стоит упомянуть, что узлы этого семейства требуют схватки. Иначе они не смогут выполнять своих функций из-за опасности самопроизвольного распускания.

fb.ru

Как вязать морской узел правильно: научиться в схемах, видео и картинках

Умение вязать морские узлы пригодится не только морякам, рыбакам, но путешественникам и даже домоседу. В мире насчитывается более пяти сотен разновидностей морских узлов. Основными и часто применяемыми из них являются 40 штук.

Первое упоминание

Морской узел – это петля, изготовленная вокруг снасти, мачт, рангоутов и прочих корабельных элементов, а также определенные соединения концов тросов друг с другом.

Якорный узелИстория его появления насчитывает более 6 000 лет. Изобрели хитросплетения моряки, которым требовалась надежная фиксация деталей парусных суден, которых насчитывалось не один десяток. При этом крепление должно выдерживать огромные нагрузки, штормовые рывки и осуществляться максимально быстро.

Как их применяют в рыболовстве?

С развитием кораблестроения и появлением пароходов, потребность в огромном количестве хитрых узлов исчезла. Тем не менее многие применяются в любительском и профессиональном спорте, туризме и рыбалке. В последнем случае, морские узлы используют для того, чтобы:


  • зафиксировать приманку на спиннинг либо крючок к леске;
  • установить леску на шпуле;
  • пришвартовать лодку или баркас.

Основные понятия, которые необходимо знать

Для того чтобы быстро научиться вязать несколько основных морских узлов, следует выучить понятия и термины, которые помогут в освоении этого дела. Поскольку, технология вязания имеет процесс соединения тем или иным образом краев троса, веревки, лески и прочее, нужно запомнить следующее:

  • Коренной конец – часть троса, зафиксированная неподвижно;
  • Ходовой конец — незакрепленный, который и является основным элементом при вязке узла.

Классификация

Поскольку, морские терминологии, в том числе и при вязании морских узлов, походят из иностранных языков, следует знать следующие понятия вязки:

  • Knot – переплетение или соединение ходового и коренного концов.
  • Hitch – определение узла, при привязке его внутреннего конца к любому предмету.
  • Bend – соединение ходовых концов двух и более тросов для получения одного изделия.

Основные виды: Техника выполнения

Беседочный или булинь

Представленный узел при сильной нагрузке не затягивается и легко развязывается. Он также популярен для крепления парусов на рангоуте на прогулочных и спортивных суднах, швартовки и страховки суден. Из-за его универсальности, беседочный называют царем морских узлов.

Технология его завязывания заключается в следующем:

  • ходовой кончик ввязывается в малую петлю, которая делается перегибом наружного конца;
  • после вдевания в петлю, с оборотом вокруг коренного и обратно направляют в получившуюся петлю;
  • диаметр основной петли определяется в зависимости от предназначения узла, длины и объема груза или прочего элемента.

Удавка

Этот тип является широко применяемым для поднятия различных грузов на определенную высоту. Применяется в портах, строительстве, лесном хозяйстве и прочих сферах промышленного и индивидуального хозяйства.

Якорный узелЗавязывается он по такому образцу:

  • ходовой кончик требуется обнести вокруг предмета или груза;
  • затем обводится наружный (коренной) конец и несколько раз вокруг ходового края;
  • на тросе из 3 прядей, такая операция производится в направлении свивки;
  • для надежной фиксации длинного предмета при поднятии, используют удавку со шлагом, который делается на некотором расстоянии от основного узла.

Восьмерка

Название свое получил благодаря соответствующей форме. Является классическим и служит для стопора снастей и блоков. Легко завязывается и развязывается даже с мокрым тросом.

Технология:

  • ходовой обносится вокруг наружного конца и вытягивается вверх для получения петли;
  • в нее продевается ходовой, предварительно заведенный за себя;
  • затягивается с максимальным усилием.

Прямой

Известный с давних времен, но не самый удобный и надежный. Применяется для соединения двух тросов в один. При намокании и сильном затягивании его очень сложно развязать.

Процесс завязывания:

  • оба ходовых кончика выводятся с той же стороны, что и коренные, для соблюдения симметрии. Этот момент важен в надежности узла, поскольку несоблюдение этого условия позволит развязать конструкцию, потянув с разных сторон за основные края («бабий»);
  • завязываются путем соединения основных кончиков, перемещающихся по отношению друг к другу;
  • для облегчения развязывания, используют разновидность прямого узла с петлей на одном из ходовых концов (рифовый).

Простой полуштык

Надежная и широко распространенная вариация из серии однотипных. Отличается тем, что при правильной завязке, исключено самовольное развязывание и чрезмерная затяжка.

Как вязать:

  • ходовой край обводится вокруг предмета;
  • далее, та же процедура производится вокруг коренного, и ходовой край продевается в образованную петлю.

Простой штык

Более сложный вариант предыдущего. Основной сферой его применения является буксировка и швартовка суден. Способ его завязывания идентичен методу с полуштыком. А, вернее, объединение их в одном.

Трех полуштыков вполне достаточно для одного рассматриваемого варианта, поскольку большее количество никак не скажется на прочности, а вариант из 3 полуштыков способен выдержать нагрузку большого корабля.

Простой штык со шлагом

Его предназначение и способ завязки идентичны простому штыку. Благодаря наличию дополнительного шлага в месте крепления к объекту троса считается несколько надежней.

Рыбацкий штык

Считается самым надежным и давно используемым. Его предназначение очень ответственное: удержание якоря и прочих важных элементов корабля, на которые действует сильная тяга. Второе его название – якорный.

Способ завязывания схож с простым штыком, только с двумя шлагами. Заключается в следующем:

  • вокруг скобы якоря вяжется два шлага (без чрезмерного усилия);
  • далее, ходовой кончик пропускают под шлаги;
  • завершается завязывание узла одним, двумя штыками;
  • окончательным действием является фиксация коренного и основного концов перетяжкой страховочным тросиком.

Калифорнийский

Используется в рыбалке, для крепления нейлоновой лески. Придуман рыбаками из Калифорнии несколько десятков лет назад, чем и заслужил свое название. Его используют не только для крепления крючков, но и грузил и вертлюг. Считается вполне надежным. К минусам можно отнести его малую компактность.

В ушко крючка продевается петля из лески, затем оборачивается вокруг коренного конца и затягивается через образовавшуюся двойную петлю.

Ступенчатый

В рыбалке применяется для крючков, которые не имеют ушка. Многие рыбаки считают такую снасть прочнее стандартного крючка. Как раз для таких случаев используется ступенчатый, который выполняется в виде затягивающейся удавки.

Поводковый

Различают 4 вида, а именно:

  • Выполнен на основе простого и применяется, если имеется потребности в быстрой смене поводков. Для начала, делается обычный узелок и не затягивается основательно. Далее, поперечный поводок с крючками прЯкорный узелодевается через незатянутый узелок, обводится вокруг петли и обратно через середину полуузла. Окончательно затягивается после выравнивания обоих поводков по длине.
  • Поводковый по принципу бегущего варианта. Сначала, на леске готовится простой бегущий, который не затягивается основательно. На кончике поводка затягивается восьмерка, и конец пропускается в основу бегущего. Далее, следует затянуть его до конца для надежной фиксации поводка.
  • Поводковый на основе змеиного варианта. Отличается некоторой сложностью завязывания, но считается более надежным. Перед затяжкой змеиного узла на леске, следует провести кончик поводка с восьмеркой через его середину. Затем затягивается, а поводок надежно фиксируется благодаря тому, что обе части змеиного узла плотно сходятся.
  • Роликовый поводковый. Готовиться простой узел, в который продевается ходовой конец. Его крепят вокруг лески и коренного конца при помощи нескольких восьмерок. Представленное крепление считается весьма надежным и простым.

Глухой

Якорный узелОтличается в среде рыбаков своей надежностью и простотой завязывания. Следует протянуть конец лески в ушко крючка и перекинуть ее для образования глухой петли.

Представленный узел подходит для всех типов лесок, а также хорош для крепления грузил.

Рыбацкая восьмерка

Якорный узелОдин из самых надежных для крючков с ушком. Технология вязания имеет следующую последовательность:

  • ходовой конец проводится через кольцо крючка;
  • оборачивается вокруг цевья;
  • ходовой край снова пропускается через колечко для образования закрытой петли;
  • далее, обносится вокруг коренного края;
  • для окончательного завязывания, нужно пропустить ходовой конец в петлю, которая охватывает цевье.

Акулий

Якорный узелСложный тип. Техника вязания имеет следующую последовательность:

  • перед введением ходового конца лески в петлю, приближаем шлаги друг к другу и плотно их затягиваем;
  • шлаги готовятся предварительно вокруг коренного и ходового концов;
  • данный способ используется, как правило, для синтетической лески.

Выводы

Навыками вязания морских узлов непременно должны обладать моряки, рыбаки, туристы, спортсмены (скалолазы, парусники) и любители экстремального спорта.

Необязательно досконально изучать сотни видов морских узлов. Знание нескольких основных типов вполне достаточно.

Рядовому человеку в обыденной жизни также не помешает знание технологии вязания хотя бы 2-3 узлов, ведь в жизни всякое может случиться.

poklevok.net

Морские узлы

Якорный узел Беседочный узел

На тросе делают небольших размеров колышку (рисунок а). Конец троса проводят в колышку (рисунок б), обносят вокруг коренной части троса и снова пропускают в колышку, но в обратном направлении (рисунок в). Затянутый узел изображен на рисунке г.

Применение.

Беседочный узел применяют при креплении предохранительного троса вокруг пояса человека при работах на мачте и за бортом; узел также применяют вместо огона при креплении троса на гаке, битенге или кнехте, так как петля беседочного узла не затягивается независимо от величины нагрузки на трос.

Брамшкотовый узел

Выполнение.

Конец троса проводят в коуш (рисунок а) и дважды обносят вокруг шейки коуша под коренной частью троса (рисунок б, в).

Затянутый узел показан на рисунке г.

Якорный узел Брамшкотовый узел

Применение.

Брамшкотовый узел используют в в тех же случаях, что и шкотовый, но он более надежен и его применяют при работах с парусами, такелажными и якорными цепями.

Применение узла в последнем случае показано на рисунках д, е, ж.

Буксирный узел.

Выполнение.

На свободной, идущей к бухте части заложенного в гак буксирного троса делают небольших размеров петлю (рисунок а). Ее проводят под буксирным тросом и надевают на гак (рисунок б), Далее трос накладывают петлей на гак с правой стороны, затем опять с левой и т. д. (рисунок в, г).

Ходовой конец троса (буксира) закрепляют линем или шкимушгаром (рисунок д).

Якорный узелБуксирный узел

Применение.

Буксирный узел применяют при закреплении буксирного троса па гаке или битинге. Он дает возможность быстро потравить или подобрать буксирный трос. Этот узел также применяют при закреплении на битинге швартовов и других тросов.

Буйрепный узел.

Выполнение.

Трос, на ходовом конце которого изготовлен кноп, поочередно обносят вокруг обеих лап якоря (рисунок а, б), проводят под перекрещивающий шлаг и прочно крепят к веретену якоря линем или шкимушгаром (рисунок в).

Якорный узелБуйрепный узел

Применение.

Буйрепный узел применяют при креплении буйрепа к якорю.

Узел Восьмерка — первый вариант.

Выполнение.

На конце троса делают небольших размеров петлю (рисунок а), в которую пропускают обнесенный вокруг троса ходовой конец (рисунок б).

Затянутый узел изображен на рисунке в.

Якорный узелУзел Восьмерка — первый вариант

Применение.

Восьмерку завязывают на концах снастей или лопарей, чтобы они не выскальзывали из блоков.

Узел Восьмерка — второй вариант.

Выполнение.

Этот узел отличается от предыдущего тем, что пропускаемый в петлю конец троса предварительно обносят вокруг коренной части троса не один, а два раза.

Выполнение узла приведено на рисунке а, б, в.

Якорный узелУзел Восьмерка — второй вариант

Применение.

Восьмерку завязывают на концах снастей или лопарей, чтобы они не выскальзывали из блоков.

Выбленочный узел.

Якорный узелВыбленочный узел

Выполнение.

Ходовой конец троса обносят вокруг предмета, перекрещивают наложенный шлаг (рисунок а), вновь обносят вокруг предмета в первоначальном направлении и подводят под перекрещивающий шлаг (рисунок б).

Затянутый узел показан на рисунке в.

В некоторых случаях выбленочный узел завязывают другим способом: держа трос в руках, делают на нем две колышки (рисунок г, д), надевают их на предмет (рисунок е) и затягивают узел (рисунок ж).

Применение.

Выбленочный узел — один из наиболее надежных, сильно затягивающихся узлов.

Его применяют при привязывании выбленок к вантам, для крепления временных оттяжек к стропу при работах с бимсами грузовых люков, при подъеме шлангов для просушивания и во многих других случаях, в особенности при вязании тросов за предметы, имеющие гладкую и ровную поверхность (якоря-кошки, штоки швабр и пр.).

Кроме того, выбленочный узел применяют при креплении бросательного конца к швартовному тросу. В последнем случае узел дополняется петлей.

Выполнение.

Обнесенный вокруг спинки гака конец троса (рисунок. а) закладывают в гак (рисунок. б) и накрывают сверху коренной частью троса (рисунок в).

Ходовой конец закрепляют тонким линем или шкимушгаром. Гачный узел может быть завязан в любой части троса.

Якорный узел Гачный узел

Применение.

Гачный узел применяют при закреплении на гаке толстых тросов. Узел выдерживает только сравнительно небольшие нагрузки на трос.

Двойной беседочный узел.

Выполнение.

На некотором расстоянии от конца сложенного вдвое троса делают двухшлажную колышку (рисунок а). В нее вводят петлевидный ходовой конец троса (рисунок б), который затем расширяют и обносят вокруг узла (рисунок в, г).

Узел затягивают с таким расчетом, чтобы его петли имели различные размеры (рисунок д).

Двойной беседочный узел можно завязывать и другим способом: на тросе вяжут одинарный беседочный узел, после чего ходовой конец троса проводят параллельно ему самому, образуя вторую петлю и второй шлаг колышки.

Этот способ завязывания узла приведен на рисунках е,ж,з.

Якорный узел Двойной беседочный узел

Применение.

Двойной беседочный узел применяют вместо беседки при работах на мачтах и за бортом, причем большая петля узла служит сиденьем, а меньшая охватывает туловище под мышками.

Задвижной штык — узел.

Выполнение.

Задвижной штык, часто называемый выбленочным узлом со шлагом, завязывают следующим образом: ходовой конец троса дважды обносят вокруг предмета, перекрещивают оба шлага (рисунок а), обносят вокруг предмета еще один раз и проводят под перекрещивающий шлаг (рисунок б).

Затянутый узел показан на рисунке в.

Таким образом, задвижной штык отличается от выбленочного узла только тем, что имеет не два, а три охватывающих предмет шлага.

Якорный узелЗадвижной штык — узел

Применение.

Задвижной штык применяют при подъеме деталей рангоута, бревен, досок и т. п.

Плоский узел.

Якорный узел Плоский узел

Выполнение.

Плоский узел удобно завязывать, разложив тросы на палубе.

Один из связываемых тросов (более толстый) укладывают в виде петли (рисунок а). Конец другого троса подводят под петлю (рисунок б) и последовательно проводят сверху коренного, но снизу ходового конца толстого троса (рисунок в). Затем тонкий трос проводят сверху петли толстого троса, но под своей коренной частью (рисунок г). Таким образом, тонкий трос образует такую же петлю, как и трос большего диаметра.

Ходовые концы обоих тросов завязывают полуштыками и закрепляют тонким линем, шкимушгаром или каболкой.

Завязанный плоский узел изображен на рисунке д.

Применение.

Плоский узел применяют при связывании тросов различного диаметра.

Он также может применяться для связывания тросов одинаковой толщины, особенно в тех случаях, когда тросы подвергаются сильному натяжению или намоканию.

Выполнение.

Ходовой конец троса, заведенного за пал, битенг или рым (рисунок а), обносят вокруг коренной части троса и пропускают в образующуюся при этом петлю (рисунок б).

В таком виде узел носит название полуштыка. Далее ходовой конец еще раз обвязывают вокруг троса полуштыком (рисунок в) и прочно закрепляют с помощью тонкого линя или шкимушгара.

Завязанный узел показан на рисунке г.

Из приведенных рисунков видно, что при правильно завязанном узле сближенные шлаги полуштыков образуют выбленочный узел.

Якорный узелПростой штык

Применение.

Простой штык применяют для крепления швартовных тросов к причальным приспособлениям, временных оттяжек к стропу, а также при креплении лопарей оттяжек грузовых стрел за рымы (обухи).

Прямой узел.

Якорный узел Прямой узел

Выполнение.

Концы связываемых тросов обносят один вокруг другого, загибают во встречных направлениях (рисунок а) и связывают так, как показано на рисунке б.

Затянутый узел показан на рисунке в. На рисунке г представлен неправильно завязанный прямой узел.

Применение.

Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины.

При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов, прямой узел сильно затягивает. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш (рисунок д).

Якорный узел Рифовый узел

Выполнение.

Рифовый узел завязывают так же, как и прямой, но один из ходовых концов узла вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое (рисунки а, б). Благодаря этому рифовый узел при необходимости можно легко развязать. Затянутый рифовый узел показан на рисунке в.

Применение.

Рифовым узлом связывают концы рифсезней при взятии рифов на парусах.

Этот узел применяют при закреплении штертов чехлов судовых шлюпок, компасов, палубных механизмов; при наложении схваток на верхние шлаги швартовов, закрепленных на кнехтах; при закреплении ходовых концов тросов, связываемых штыками или другими узлами, и в других случаях, когда требуется надежный, но быстро развязываемый узел.

Выполнение.

Конец троса дважды продевают в рым (рисунке а), затем обносят вокруг коренной части троса и пропускают в обе образовавшиеся петли, стягивая их полуштыком (рисунке б). После образования второго полуштыка (рисунке в) конец крепят к коренной части троса тонким линем или шкимушгаром (рисунке г).

Якорный узел Рыбацкий штык

Применение.

Рыбацким штыком завязывают дректовы за скобы якорей, концы троса при накладывании предохранительных сеток на грузовые люки.

Рыбацкий штык применяют во всех случаях, когда требуется закрепить трос надежным и легко развязываемым узлом.

Сваечный узел.

Выполнение.

На тросе в том месте, где предполагается завязать узел, делают небольших размеров колышку (рисунок а), в которую вводят сложенный вдвое трос (рисунок б).

Затянутый сваечный узел показан на рисунок в.

Якорный узел Сваечный узел

Применение.

Сваечный узел применяют при подаче работающему на мачте или за бортом различных инструментов (свайки, кисти и пр.) и при обтягивании линя или шкимушгара во время наложения клетня, бензеля, марки.

Помимо этого, сваечный узел применяют при закреплении тросов за упоры, заводимые между бортом и причалом во время стоянки судна. Последний случай применения сваечного узла иллюстрирует рисунок г.

Стопорный узел.

Стопор накладывают на трос двумя шлагам: (рисунок а, б), после чего ходовой конец стопор два—четыре раза обматывают вокруг троса в направлении тяги, показанном на рисунках стрелкой и крепят к нему линем или шкимушгаром (рисунок в).

Стопор может быть наложен на трос не только против спуска троса, как это показано на предыдущих рисунках, но и по направлению спуска (рисунок г).

В качестве стопора для стальных тросов употребляют такелажную цепь, которую накладывают на трос так же, как и стопор из растительного троса (рисунок д).

Для цепей применяют специальный стопор, который состоит из короткого троса с гаком и кнопом на концах. Этот стопор крепят к цепи при помощи линя (рисунок е).

Якорный узелСтопорный узел

Удавка со шлагом.

Ходовой конец обносят вокруг предмета (бревно, рангоутное дерево и т. д.) и коренной части троса, а затем несколько раз обвивают вокруг наложенного на предмет шлага (рисунок а, б).

Затянутый узел изображен на рисунке в.

Для увеличения прочности узла его дополняют отдельным шлагом (рисунок г). В этом случае узел называется удавкой со шлагом.

Якорный узел Удавка со шлагом

Применение.

Удавку применяют при буксировке бревен, подъеме бревен и других предметов на борт судна, при работах по установке рангоута.

Удавка со шлагом.

Ходовой конец троса пропускают снизу вверх в коуш (огон, петлю), обносят вокруг его шейки по часовой стрелке (рисунок а) и проводят между коушем и коренной частью троса (рисунок б).

Затянутый узел показан на рисунке в.

Якорный узел Удавка со шлагом

Применение.

Шкотовый узел применяют при связывании тросов, один из которых имеет огон или коуш, и при ввязывании в коуш или кренгельс различных снастей (например, шкота, фала). Кроме того, шкотовым узлом привязывают фалы к сигнальным и другим флагам.

Шкотовый узел, ввязанный в коуш, надежен только тогда, когда трос натянут. Его нельзя применять в том случае, если трос крепят к коушу больших размеров или к жесткому огону.

Шлюпочный узел.

Ходовой конец троса продевают в носовой рым шлюпки (или крепят к рыму с помощью шкимушгара) и пропускают под первую банку.

Затем ходовой конец обносят вокруг второй банки (рисунок а), проводят над тросом, перекрещивая его, и вновь пропускают под банку. После этого конец троса складывают в виде петли и подводят под опоясывающий банку шлаг (рисунок б).

Завязанный шлюпочный узел изображен на рисунок в.

Якорный узел Шлюпочный узел

Применение.

Шлюпочный узел применяется для закрепления троса при постановке шлюпки на бакштов или при ее буксировке.

Штык со шлагом.

Ходовой конец троса дважды обносят вокруг причального приспособления (рисунок а), после чего завязывают за коренную часть троса полуштыками и закрепляют тонким линем или шкимушгаром (рисунок б, в).

Как видно из рисунков, штык со шлагом отличается от простого штыка только тем, что имеет дополнительный шлаг, охватывающий предмет.

Якорный узел Штык со шлагом

Применение.

Штык со шлагом применяется при креплении швартовных тросов, лопарей оттяжек грузовых стрел и во многих других случаях.

Дата: 10.01.2015 Авторы: Источники: http://www.slokam.ru

simplesail.ru


Источник: www.mod-niki.ru

Беседочный узел

Беседочный узел

На тросе делают небольших размеров колышку (рисунок а). Конец троса проводят в колышку (рисунок б), обносят вокруг коренной части троса и снова пропускают в колышку, но в обратном направлении (рисунок в). Затянутый узел изображен на рисунке г.

Применение.

Беседочный узел применяют при креплении предохранительного троса вокруг пояса человека при работах на мачте и за бортом; узел также применяют вместо огона при креплении троса на гаке, битенге или кнехте, так как петля беседочного узла не затягивается независимо от величины нагрузки на трос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брамшкотовый узел

Выполнение.

Конец троса проводят в коуш (рисунок а) и дважды обносят вокруг шейки коуша под коренной частью троса (рисунок б, в).

Затянутый узел показан на рисунке г.

Брамшкотовый узел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение.

Брамшкотовый узел используют в в тех же случаях, что и шкотовый, но он более надежен и его применяют при работах с парусами, такелажными и якорными цепями.

Применение узла в последнем случае показано на рисунках д, е, ж.

Буксирный узел.

Выполнение.

На свободной, идущей к бухте части заложенного в гак буксирного троса делают небольших размеров петлю (рисунок а). Ее проводят под буксирным тросом и надевают на гак (рисунок б), Далее трос накладывают петлей на гак с правой стороны, затем опять с левой и т. д. (рисунок в, г).

Ходовой конец троса (буксира) закрепляют линем или шкимушгаром (рисунок д).

Буксирный узел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение.

Буксирный узел применяют при закреплении буксирного троса па гаке или битинге. Он дает возможность быстро потравить или подобрать буксирный трос. Этот узел также применяют при закреплении на битинге швартовов и других тросов.

Буйрепный узел.

Выполнение.

Трос, на ходовом конце которого изготовлен кноп, поочередно обносят вокруг обеих лап якоря (рисунок а, б), проводят под перекрещивающий шлаг и прочно крепят к веретену якоря линем или шкимушгаром (рисунок в).

Буйрепный узел

Применение.

Буйрепный узел применяют при креплении буйрепа к якорю.

Узел Восьмерка — первый вариант.

Выполнение.

На конце троса делают небольших размеров петлю (рисунок а), в которую пропускают обнесенный вокруг троса ходовой конец (рисунок б).

Затянутый узел изображен на рисунке в.

Узел Восьмерка - первый вариант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение.

Восьмерку завязывают на концах снастей или лопарей, чтобы они не выскальзывали из блоков.

Узел Восьмерка — второй вариант.

Выполнение.

Этот узел отличается от предыдущего тем, что пропускаемый в петлю конец троса предварительно обносят вокруг коренной части троса не один, а два раза.

Выполнение узла приведено на рисунке а, б, в.

Узел Восьмерка - второй вариант

Применение.

Восьмерку завязывают на концах снастей или лопарей, чтобы они не выскальзывали из блоков.

Выбленочный узел.

Выбленочный узел

Выполнение.

Ходовой конец троса обносят вокруг предмета, перекрещивают наложенный шлаг (рисунок а), вновь обносят вокруг предмета в первоначальном направлении и подводят под перекрещивающий шлаг (рисунок б).

Затянутый узел показан на рисунке в.

В некоторых случаях выбленочный узел завязывают другим способом: держа трос в руках, делают на нем две колышки (рисунок г, д), надевают их на предмет (рисунок е) и затягивают узел (рисунок ж).

Применение.

Выбленочный узел — один из наиболее надежных, сильно затягивающихся узлов.

Его применяют при привязывании выбленок к вантам, для крепления временных оттяжек к стропу при работах с бимсами грузовых люков, при подъеме шлангов для просушивания и во многих других случаях, в особенности при вязании тросов за предметы, имеющие гладкую и ровную поверхность (якоря-кошки, штоки швабр и пр.).

Кроме того, выбленочный узел применяют при креплении бросательного конца к швартовному тросу. В последнем случае узел дополняется петлей.

Гачный узел.

Выполнение.

Обнесенный вокруг спинки гака конец троса (рисунок. а) закладывают в гак (рисунок. б) и накрывают сверху коренной частью троса (рисунок в).

Ходовой конец закрепляют тонким линем или шкимушгаром. Гачный узел может быть завязан в любой части троса.

Гачный узел

Применение.

Гачный узел применяют при закреплении на гаке толстых тросов. Узел выдерживает только сравнительно небольшие нагрузки на трос.

Двойной беседочный узел.

Выполнение.

На некотором расстоянии от конца сложенного вдвое троса делают двухшлажную колышку (рисунок а). В нее вводят петлевидный ходовой конец троса (рисунок б), который затем расширяют и обносят вокруг узла (рисунок в, г).

Узел затягивают с таким расчетом, чтобы его петли имели различные размеры (рисунок д).

Двойной беседочный узел можно завязывать и другим способом: на тросе вяжут одинарный беседочный узел, после чего ходовой конец троса проводят параллельно ему самому, образуя вторую петлю и второй шлаг колышки.

Этот способ завязывания узла приведен на рисунках е,ж,з.

Двойной беседочный узел

Применение.

Двойной беседочный узел применяют вместо беседки при работах на мачтах и за бортом, причем большая петля узла служит сиденьем, а меньшая охватывает туловище под мышками.

Задвижной штык — узел.

Выполнение.

Задвижной штык, часто называемый выбленочным узлом со шлагом, завязывают следующим образом: ходовой конец троса дважды обносят вокруг предмета, перекрещивают оба шлага (рисунок а), обносят вокруг предмета еще один раз и проводят под перекрещивающий шлаг (рисунок б).

Затянутый узел показан на рисунке в.

Таким образом, задвижной штык отличается от выбленочного узла только тем, что имеет не два, а три охватывающих предмет шлага.

Задвижной штык - узел

Применение.

Задвижной штык применяют при подъеме деталей рангоута, бревен, досок и т. п.

Плоский узел.

Плоский узел

Выполнение.

Плоский узел удобно завязывать, разложив тросы на палубе.

Один из связываемых тросов (более толстый) укладывают в виде петли (рисунок а). Конец другого троса подводят под петлю (рисунок б) и последовательно проводят сверху коренного, но снизу ходового конца толстого троса (рисунок в). Затем тонкий трос проводят сверху петли толстого троса, но под своей коренной частью (рисунок г). Таким образом, тонкий трос образует такую же петлю, как и трос большего диаметра.

Ходовые концы обоих тросов завязывают полуштыками и закрепляют тонким линем, шкимушгаром или каболкой.

Завязанный плоский узел изображен на рисунке д.

Применение.

Плоский узел применяют при связывании тросов различного диаметра.

Он также может применяться для связывания тросов одинаковой толщины, особенно в тех случаях, когда тросы подвергаются сильному натяжению или намоканию.

Простой штык.

Выполнение.

Ходовой конец троса, заведенного за пал, битенг или рым (рисунок а), обносят вокруг коренной части троса и пропускают в образующуюся при этом петлю (рисунок б).

В таком виде узел носит название полуштыка. Далее ходовой конец еще раз обвязывают вокруг троса полуштыком (рисунок в) и прочно закрепляют с помощью тонкого линя или шкимушгара.

Завязанный узел показан на рисунке г.

Из приведенных рисунков видно, что при правильно завязанном узле сближенные шлаги полуштыков образуют выбленочный узел.

Простой штык

Применение.

Простой штык применяют для крепления швартовных тросов к причальным приспособлениям, временных оттяжек к стропу, а также при креплении лопарей оттяжек грузовых стрел за рымы (обухи).

Прямой узел.

Прямой узел

Выполнение.

Концы связываемых тросов обносят один вокруг другого, загибают во встречных направлениях (рисунок а) и связывают так, как показано на рисунке б.

Затянутый узел показан на рисунке в. На рисунке г представлен неправильно завязанный прямой узел.

Применение.

Прямой узел применяют при связывании тросов примерно одинаковой толщины.

При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов, прямой узел сильно затягивает. Для предотвращения чрезмерного затягивания в петли узла вводят деревянный вкладыш (рисунок д).

Рифовый узел.

Рифовый узел

Выполнение.

Рифовый узел завязывают так же, как и прямой, но один из ходовых концов узла вводят в соответствующую петлю сложенным вдвое (рисунки а, б). Благодаря этому рифовый узел при необходимости можно легко развязать. Затянутый рифовый узел показан на рисунке в.

Применение.

Рифовым узлом связывают концы рифсезней при взятии рифов на парусах.

Этот узел применяют при закреплении штертов чехлов судовых шлюпок, компасов, палубных механизмов; при наложении схваток на верхние шлаги швартовов, закрепленных на кнехтах; при закреплении ходовых концов тросов, связываемых штыками или другими узлами, и в других случаях, когда требуется надежный, но быстро развязываемый узел.

Рыбацкий штык.

Выполнение.

Конец троса дважды продевают в рым (рисунке а), затем обносят вокруг коренной части троса и пропускают в обе образовавшиеся петли, стягивая их полуштыком (рисунке б). После образования второго полуштыка (рисунке в) конец крепят к коренной части троса тонким линем или шкимушгаром (рисунке г).

Рыбацкий штык

Применение.

Рыбацким штыком завязывают дректовы за скобы якорей, концы троса при накладывании предохранительных сеток на грузовые люки.

Рыбацкий штык применяют во всех случаях, когда требуется закрепить трос надежным и легко развязываемым узлом.

Сваечный узел.

Выполнение.

На тросе в том месте, где предполагается завязать узел, делают небольших размеров колышку (рисунок а), в которую вводят сложенный вдвое трос (рисунок б).

Затянутый сваечный узел показан на рисунок в.

Сваечный узел

Применение.

Сваечный узел применяют при подаче работающему на мачте или за бортом различных инструментов (свайки, кисти и пр.) и при обтягивании линя или шкимушгара во время наложения клетня, бензеля, марки.

Помимо этого, сваечный узел применяют при закреплении тросов за упоры, заводимые между бортом и причалом во время стоянки судна. Последний случай применения сваечного узла иллюстрирует рисунок г.

Стопорный узел.

Стопор накладывают на трос двумя шлагам: (рисунок а, б), после чего ходовой конец стопор два—четыре раза обматывают вокруг троса в направлении тяги, показанном на рисунках стрелкой и крепят к нему линем или шкимушгаром (рисунок в).

Стопор может быть наложен на трос не только против спуска троса, как это показано на предыдущих рисунках, но и по направлению спуска (рисунок г).

В качестве стопора для стальных тросов употребляют такелажную цепь, которую накладывают на трос так же, как и стопор из растительного троса (рисунок д).

Для цепей применяют специальный стопор, который состоит из короткого троса с гаком и кнопом на концах. Этот стопор крепят к цепи при помощи линя (рисунок е).

Стопорный узел

Удавка со шлагом.

Ходовой конец обносят вокруг предмета (бревно, рангоутное дерево и т. д.) и коренной части троса, а затем несколько раз обвивают вокруг наложенного на предмет шлага (рисунок а, б).

Затянутый узел изображен на рисунке в.

Для увеличения прочности узла его дополняют отдельным шлагом (рисунок г). В этом случае узел называется удавкой со шлагом.

Удавка со шлагом

Применение.

Удавку применяют при буксировке бревен, подъеме бревен и других предметов на борт судна, при работах по установке рангоута.

Удавка со шлагом.

Ходовой конец троса пропускают снизу вверх в коуш (огон, петлю), обносят вокруг его шейки по часовой стрелке (рисунок а) и проводят между коушем и коренной частью троса (рисунок б).

Затянутый узел показан на рисунке в.

Удавка со шлагом

Применение.

Шкотовый узел применяют при связывании тросов, один из которых имеет огон или коуш, и при ввязывании в коуш или кренгельс различных снастей (например, шкота, фала). Кроме того, шкотовым узлом привязывают фалы к сигнальным и другим флагам.

Шкотовый узел, ввязанный в коуш, надежен только тогда, когда трос натянут. Его нельзя применять в том случае, если трос крепят к коушу больших размеров или к жесткому огону.

Шлюпочный узел.

Ходовой конец троса продевают в носовой рым шлюпки (или крепят к рыму с помощью шкимушгара) и пропускают под первую банку.

Затем ходовой конец обносят вокруг второй банки (рисунок а), проводят над тросом, перекрещивая его, и вновь пропускают под банку. После этого конец троса складывают в виде петли и подводят под опоясывающий банку шлаг (рисунок б).

Завязанный шлюпочный узел изображен на рисунок в.

Шлюпочный узел

Применение.

Шлюпочный узел применяется для закрепления троса при постановке шлюпки на бакштов или при ее буксировке.

Штык со шлагом.

Ходовой конец троса дважды обносят вокруг причального приспособления (рисунок а), после чего завязывают за коренную часть троса полуштыками и закрепляют тонким линем или шкимушгаром (рисунок б, в).

Как видно из рисунков, штык со шлагом отличается от простого штыка только тем, что имеет дополнительный шлаг, охватывающий предмет.

Штык со шлагом

Применение.

Штык со шлагом применяется при креплении швартовных тросов, лопарей оттяжек грузовых стрел и во многих других случаях.

Источник: simplesail.ru


Categories: Фидеры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.