Затягивающиеся узлы

Теги: морские узлы, такелаж

Содержание.

· Часть 1. Узлы для утолщения троса

· Часть 2. Незатягивающиеся узлы

· Часть 3. Узлы для связывания двух тросов

· Часть 4. Затягивающиеся узлы

· Часть 5. Незатягивающиеся петли

· Часть 6. Затягивающиеся петли

· Часть 7. Быстроразвязывающиеся узлы

· Часть 8. Особые морские узлы

· Часть 9. Узлы для рыболовных снастей

· Часть 10. Декоративные узлы

Самозатягивающийся узел (рис. 44). Из всех примитивных узлов этот, пожалуй, самый оригинальный, что называется ‘проще не придумаешь’. К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга, тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой конец, узел сам себя затягивает. Это, по существу, простейшая форма удавки (см. рис. 65).

Затягивающиеся узлы

Рис. 44. Самозатягивающийся узел

Применять этот узел следует с большой осторожностью. Всегда помните, что он надежен лишь тогда, когда завязан вокруг бревна и к коренному концу приложено постоянное усилие. Если эти усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может выскользнуть из-под коренного конца троса. Самозатягивающийся узел есть смысл применять в тех случаях, когда подвешенный к коренному концу груз находится без движения и направление тяги на этот конец не меняется.
Этим узлом удобно подвешивать на перекладину в складах мешки с зерном или крупой, чтобы спасти их от грызунов. Потравив ходовой конец троса, подвешенный мешок можно плавно опустить на землю или пол склада.

 

Самозатягивающийся узел с полуштыком (рис. 45). Добавив к самозатягивающемуся узлу один или два полуштыка, мы получим более надежный узел, который можно будет применить для различных надобностей в быту.

Затягивающиеся узлы

Рис. 45. Самозатягивающийся узел с полуштыком

 

Коровий узел (рис. 46). Несмотря на свое прозаичное название, этот узел считается хорошим морским узлом. Он безотказно держит, если к тросу приложена тяга. Коровий узел фактически представляет собой неправильный (перевернутый) штык, работающий в другом качестве.

Затягивающиеся узлы

Рис. 46. Коровий узел

Издавна этот узел применяли на кораблях для крепления с помощью линя выбленок к крайним вантинам, для временного крепления троса за рым при растягивании для клетневания и тренцевания.
На берегу, помимо того, что этим узлом действительно привязывают к колу коров (а также и коз), его применяют при натягивании веревки для ограждений.

 

Глухая петля (рис. 47). Если ходовой и коренной концы коровьего узла (см. рис. 46) соединить вместе и к обоим концам приложить тягу, то полученный таким образом узел уже будет называться глухой петлей. Иногда его называют бирочным узлом, так как им очень удобно пользоваться для связывания вместе ключей, для хранения шайб и других предметов, имеющих отверстие, а также для обтягивания горловины мешка при его завязывании.

Затягивающиеся узлы

Рис. 47. Глухая петля

 

Выбленочный узел (рис. 48). Свое название этот узел получил из-за того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки — поперечные отрезки смоленого троса, служащие ступеньками для подъема на мачты.
Выбленочный узел состоит из двух полуштыков, завязанных в одну и ту же сторону. Это очень надежный затягивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обоим концам троса. Он исключительно удобен для прикрепления тросов к предметам, имеющим гладкую поверхность, как, например, мачта, рей, стрела или просто бревно. Во времена парусного флота, помимо своего основного назначения, выбленочный узел применялся для вязки коренных концов марса-драйрепов на топе стеньги.

Затягивающиеся узлы

Рис. 48. Выбленочный узел:
а — первый способ вязки; б — второй способ вязки

Существуют два различных способа вязки выбленочного узла. Первый способ применяется в случаях, когда один из концов предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт и доступен (рис. 48, а), второй, когда трос приходится обносить непосредственно вокруг предмета (рис. 48, б).
Диапазон применения этого узла в повседневной жизни весьма широк. С его помощью можно прикрепить веревку к гладкому столбу или перекладине, завязать мешок, натянуть веревку между двумя столбами, привязать тетиву к луку, зачалить лодку за сваю или кол, врытый на берегу, прикрепить шпагат к толстому тросу.
Выбленочный узел очень удобен для подачи инструмента на высоту (например, молотка работающим на мачте). При плетении многих видов рыболовных сетей выбленочные узлы образуют первый ряд вязки.
Однако, пользуясь выбленочным узлом, всегда следует помнить, что он надежен лишь при постоянной тяге на трос или веревку. Разновидностью выбленочного узла является буйрепный узел, служащий для крепления буйрепа к тренду адмиралтейского якоря. В последнем случае ходовой конец троса должен иметь кноп и прихватываться к веретену якоря схваткой или бензелем.

 

Задвижной штык (рис. 49). На парусных кораблях этот узел находил еще большее применение, чем выбленочный. Это объясняется тем, что он еще более совершенен и более надежен, нежели выбленочный. Его можно применять и в тех случаях, когда направление тяги троса находится под острым углом к бревну (рею, мачте и пр.) или к тросу, к которому он прикреплен. Задвижной штык держит даже в том случае, если тяга направлена почти вдоль бревна. В отличие от выбленочного узла у задвижного штыка не два, а три охватывающих предмет шлага: один с одной стороны коренного конца и два — с другой. При завязывании этого узла необходимо учитывать, в какую сторону будет направлена тяга за коренной конец, и в зависимости от этого вязать узел. Легко запомнить: с какой стороны тяга — там два шлага.

Затягивающиеся узлы

Рис. 49. Задвижной штык

Когда-то задвижной штык на флоте применялся для подъема наверх рангоутных деревьев, если трос приходилось вязать за их середину. Им вязали концы горденей при подъеме на реи лисель-спиртов. Им же привязывали блок со свитнем к рею и к лисель-спирту. Концы вымбовок шпилей крепились свистовом также при помощи задвижного штыка. Когда шлюпки стояли близ борта корабля на шкентеле, на бакштове или буксировались, они привязывались фалинями за банку тем же задвижным штыком.
Применяя этот узел в быту, не стоит забывать, что он, так же, как и выбленочный узел, надежен только под нагрузкой и не любит резких ослаблений.

 

‘Констриктор’ (рис. 50). ‘Боа констриктор’ — это зоологическое название удава по латыни. Такие змеи, как удав, питон и анаконда, как известно, убивают свою жертву, сжимая ее тремя петлями своего тела. Узел, известный во всем мире под этим названием, является одним из самых сильно затягивающихся узлов. В то же время он считается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. <Констриктор> хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов предметах; в этом случае он незаменим. Это очень полезный и важный для нашего быта узел. С его помощью можно, например, очень туго завязать мешок, вентиль камеры футбольного мяча, обжать протекающий резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, мешок, ватное одеяло, связать руку хулигану; наложить на раненую конечность жгут и многое другое. С помощью этого удивительного узла можно поднять тушу убитого медведя, не попортив его шкуры. Для этого надо взять драек или короткую прочную палку, вложить её в пасть зверя, за его клыки, и завязать пасть с палкой ‘констриктором’. Его концы прикрепить к гаку или грузовому шкентелю. Профессиональные такелажники с помощью ‘констриктора’ накладывают временные марки на стальной трос в тех местах, где его нужно перерубить. Этим самым они предотвращают саморасплетение троса до наложения постоянных проволочных марок.

Затягивающиеся узлы

Риc. 50. ‘Констриктор’

 

Двойной ‘констриктор’ (рис. 51). Хотя этот узел сложнее только что описанного, но затягивается он еще сильнее. Он, как и одинарный ‘констриктор’, считается незаменимым затягивающимся узлом в быту.

Затягивающиеся узлы

Рис. 51. Двойной ‘констриктор’

 

Питонов узел (рис. 52). Как питон почти ничем не отличается от удава, так и этот узел не имеет особых отличий от ‘констриктора’. По принципу они схожи. Питонов узел применим для тех же случаев, что и ‘констриктор’. Кроме этого, он очень может пригодиться для связывания двух поперечных реек (рис. 52, б). Их соединение с помощью этого узла будет намного прочнее, чем на гвоздях.
Например, питоновым узлом удобно связывать деревянные рейки воздушного змея. Им можно воспользоваться при сооружении плетеной изгороди, когда одну веревку нужно привязывать к другой под прямым углом.

Затягивающиеся узлы

Рис. 52. Питонов узел:
а — первый способ вязки; б — второй способ вязки

 

Шахтерский узел (рис. 53). Прост, оригинален и надежен этот узел. При постоянной нагрузке он хорошо держит. Видимо, свое название он получил ввиду того, что им пользовались в шахтах. И хотя он не считается морским узлом, его можно успешно применять как на суше, так и на море.

Затягивающиеся узлы

Рис. 53. Шахтерский узел

 

Пикетный узел (рис. 54). Этот узел чем-то напоминает выбленочный, хотя его схема иная. Он может быть применен для тех же целей. Очевидно, свое название он получил оттого, что им привязывали к стоякам трос, когда делали пикеты.

Затягивающиеся узлы

Рис. 54. Пикетный узел

 

Гафельный узел (рис. 55). Само название уже свидетельствует о том, что он из семьи морских узлов. В наше время его уже забыли, видимо, потому, что необходимость в нем отпала. Им всегда можно воспользоваться в быту, когда возникает необходимость быстро прикрепить трос к какому-нибудь предмету цилиндрической формы.

Затягивающиеся узлы

Рис. 55. Гафельный узел

 

Лисельный узел (рис. 56). На парусных судах лиселями назывались дополнительные паруса, которые ставились с каждой стороны прямых парусов на особых рангоутных деревьях — лисель-спиртах. Этим узлом лисель пришнуровывался штортами к лисель-рейке. Хотя теперь лисельный узел больше на флоте не применяется, им можно воспользоваться для крепления троса к круглому рангоутному дереву.

Затягивающиеся узлы

Рис. 56. Лисельный узел

 

Фаловый узел (рис. 57). На парусном корабле прямые паруса, которые ставились между марса-реем и нижним реем, назывались марселями. Смотря по тому, к какой мачте принадлежал парус, он назывался ‘грот-марсель’ на грот-мачте или ‘фор-марсель’ на фок-мачте. Снасти, которой поднимали реи этих парусов, назывались грот-марса-фал и фор-марса-фал. К рею эти снасти прикреплялись фаловым узлом. Как и лисельный, фаловый узел считается надежным морским узлом. Он может сослужить неплохую службу и в нашем быту.

Затягивающиеся узлы

Рис. 57. Фаловый узел

 

Щучий узел (рис. 58). Он так же, как и два предыдущих узла, служит для прикрепления троса к предметам цилиндрической формы. Щучий узел намного проще фалового узла.

Затягивающиеся узлы

Рис. 58. Щучий узел

 

Верблюжий узел (рис. 59). Если вам нужно привязать тонкую веревку к другой, более толстой веревке для тяги под любым углом, советуем воспользоваться этим удлинительным узлом. Будучи правильно завязан, он не скользит ни влево, ни вправо. Его всегда легко развязать даже в том случае, если он намок и сильно затянулся.

Затягивающиеся узлы

Рис. 59. Верблюжий узел

 

Стопорный узел (рис. 60). При выполнении различных судовых работ на палубе иногда возникает необходимость задержать находящийся под натяжением трос. Это выполняется с помощью другого троса, прикрепляемого стопорным узлом к тросу, который нужно задержать. Если тяга троса, который нужно остановить, будет вправо, то ходовой конец стопорного троса кладут сверху троса шлагом влево, ютом делают еще шлаг и ходовой конец стопорного троса ведут навстречу первому и второму шлагам, в зажим их, а далее вправо вокруг троса в обвивку, делая еще один-два шлага, и в двух-трех местах кладут прочные схватки или закрепляют ‘под себя’.

Затягивающиеся узлы

Рис. 60. Стопорный узел

 

Качельный узел (рис. 61). При устройстве своими силами качелей выбор троса и узла, которым этот трос будет прикреплен к перекладине, имеет большое значение. От этого в основном и зависит надежность вашего самодельного сооружения.
Если вы надумаете сделать на даче или во дворе своего дома качели, не ищите другой узел.

Затягивающиеся узлы

Рис. 61. Качельный узел

 

Зигзаговый узел (рис. 62). Название узла как нельзя лучше соответствует его форме. При вязке этого узла ходовой конец проходит как бы зигзагами то в одну, то в другую сторону. Зигзаговый узел весьма специфичен. Он в основном применяется для утягивания и закрепления высокого штабеля груза в открытом кузове грузового автомобиля, оборудованного высокими стойками. Если, например, на таком грузовике требуется перевезти несколько сотен легких ящиков, то их, прежде всего, необходимо надежно закрепить. Сделать это можно с помощью длинной веревки, применив зигзаговый узел. Крепить веревку вокруг стоек грузовика лучше всего, держа ее моток в руке, иначе придется каждый раз протаскивать всю длину веревки.

Затягивающиеся узлы

Рис. 62. Зигзаговый узел

 

Паловый узел (рис. 63). Этот нехитрый узел очень удобен для закрепления фалиня шлюпки или катера за пал, битенг или одинарный кнехт. Чтобы правильно завязать его, ходовой конец фалиня нужно сложить вдвое, обнести пал сбоку, пропустить петлю под оба конца и накинут сверху на пал.

Затягивающиеся узлы

Рис. 63. Паловый узел

 

Битенговый узел (рис. 64). Он также служит при швартовке небольших судов для зачаливания на битенг, пал или причальную тумбу. Ходовой конец фалиня или швартова обносят вокруг битенга, потом складывают его вдвое петлей и пропускают под коренной конец. Здесь петлю перекручивают один раз на 180 градусов и надевают сверху на битенг. Такой способ закрепления швартовного конца прост и вполне надежен.

Затягивающиеся узлы

Рис. 64. Битенговый узел

 

Удавка с полуштыками (рис. 65). Лет сто назад в парусном флоте без этого узла выполнение многих корабельных работ было бы просто немыслимо.
Удавка с полуштыками, наряду с задвижным штыком, применялась на кораблях для подъема наверх рангоутных деревьев — стеньг, реев, гафелей и пр. Ею обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Этот же узел использовался для крепления коренных концов марса-шкотов, марса-гитовов и других снастей, где нужно было иметь концы готовыми для быстрой отдачи. Удавка без полуштыков нередко применялась для крепления швартова за береговой пал.

Затягивающиеся узлы

Рис. 65. Удавка:
а — схема вязки;
б — вязка удавки с полуштыками

Этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу. Его широко используют лесорубы. На многих иностранных языках название этого узла ‘лесной узел’ или ‘бревенчатый узел’.
Удавка с полуштыками — надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета. Ходовой конец троса нужно пропускать поверх коренного конца внутрь петли в сторону зажимаемого предмета. После того как петля обнесена ходовым концом 3-4 раза, его выводят из петли в сторону дальнего конца, с которого будет тяга. В то же время удавку очень легко и просто развязать, когда тяга на трос прекращается.
Чтобы без риска для человеческой жизни поднять ствол дерева в несколько тонн или тяжелую металлическую трубу, не обязательно иметь какие-то особые такелажные приспособления для крана. Можно прекрасно обойтись растительным тросом соответствующей прочности или стальным. Но для этого необходимо уметь правильно завязывать этот узел. Его всегда нужно вязать немного в сторону от середины бревна (трубы). Выведя ходовой конец троса из петли, составляющей узел, его тянут в сторону конца поднимаемого предмета, с которого будет тяга, и делают два полуштыка. Но, как правило, два полуштыка делают до начала вязки удавки, так как коренной конец снасти уже закреплен (ряс. 65, б). Слабина троса между удавкой и полуштыками перед подъемом должна быть выбрана. Подняв предмет краном, его лучше за один прием, не опуская на землю, доставить на место. Всегда следует помнить, что этот узел нужно проверять перед каждым подъемом (если он осуществляется в два приема). Немаловажным является и то, в какую сторону делать на бревне полуштыки. Их следует укладывать по ходу спуска троса. Подъем тяжелых предметов удавкой без полуштыков считается опасным.

Материал отредактирован и предоставлен
Александром Бойцовым
mailto:boyetz@inbox.ru

studopedia.info

История, преимущества и недостатки

Самозатягивающийся узел, как и множество других узлов, пришел в другие виды деятельности из флота. Именно этот вариант на море использовался, да и сейчас применяется не очень часто, так как надежно держится он только при наличии постоянной на него нагрузки, в случае, если нагрузка происходит рывками, он вполне может развязаться. Этот недостаток серьезно ограничивает область применения на флоте (где в основном применялся для крепления тросов к различным предметам цилиндрической формы), однако в рыбной ловле для данного узла все же находится место. К преимуществам стоит отнести также простоту и скорость вязания, а, следовательно, и минимальное время освоения данного узла. Этот вариант крепления довольно просто развязывается после того, как с него снято усилие. Использовалось подобное крепление и на складах. При помощи подобных узлов подвешивали мешки, что предотвращало порчу продуктов и других товаров грызунами.

Существует и несколько улучшенный вариант, который называют удавка с полуштыками (или самозатягивающийся узел с полуштыками). На флоте такой вариант пользуется большей популярностью, так как менее склонен к самороспуску. Используется для буксировки, крепления различных элементов такелажа. Довольно широко применяется в других сферах деятельности – в строительстве, а также при лесозаготовительных работах.

Не следует использовать данный узел в тех случаях, когда не предполагается постоянной нагрузки на трос или леску. В противном случае довольно высока вероятность самороспуска, особенно у простой удавки.

fishelovka.com

Применение

Вязать узлы люди начали с глубокой древности. При этом свое наибольшее применение узлы получили на флоте. И одно из достойных мест в классификации морских связок занимают самозатягивающиеся узлы – самые простые и легкие в исполнении.

Самозатягивающиеся узлы активно используются в альпинизме и «морском деле», однако полезны они будут и в повседневной жизни.

Например, такая связка поможет:

  • на отдыхе: повесить гамак, прикрепить навес;
  • в быту: натянуть бельевую веревку, соорудить сушку для трав;
  • на улице: привязать домашнее животное к опоре, также при выгуле привязывают коров и коз;
  • на рыбалке: закрепить лодку, привязать леску.
  • при изготовлении изделий ручной работы: завязать браслет, бижутерию.

Основное предназначение самозатягивающейся связки – фиксирование веревки на стационарной основе или возможность зафиксировать груз на тросе с возможностью его перемещения вдоль троса.

Как сделать самозятягивающуюся петлю?

Особенность самозатягивающегося узла: он будет держаться крепко при условии присутствия нагрузки на ходовой конец. При этом она должна быть постоянной, если же нагрузка переменная, то связка может развязаться.

Этапы вязания классического самозатягивающегося узла:

Выбрать опору, на которой будет крепиться узел, например, ствол дерева, толстая ветка, столб.

Сделать полукольцо вокруг основания.

Затягивающиеся узлы
При дальнейшем движении провести конец под основной веревкой и просунуть в получившуюся петлю. Затягивающиеся узлы
При натяжении ходового конца, узел затянется. Затягивающиеся узлы

Завязанный таким образом узел, под нагрузкой, будет прижимать ходовой конец к основе не давая связке развязаться.

Виды самозатягивающихся узлов

Самозатягивающихся узлов существует несколько видов, отличаются они сложностью вязания. Рассмотрим основные виды:

Классический узел. Способ его вязки рассмотрен выше.

Узел с полуштыком

Завязывается аналогично простому узлу, однако потом свободный конец опять пропускают вокруг опоры, заводят за основную веревку и протягивают в образовавшуюся петлю. Таким образом можно сделать и большее количество обвязок, если позволяет дина веревки.

Коровий узел

Данная связка активно используется в морском флоте, однако она также нашла применение и на суше.  Завязывается она в виде перевернутого штыка.

Глухая петля

Данная связка не зависит от наличия постоянной нагрузки, чтобы она держалась достаточно завязать и крепко ее затянуть. Для вязки узла надо одну петлю продеть в другую и затянуть.

Констриктор

Самый крепкий узел, который после затягивания не развязывается. Чаще всего, чтобы его снять приходится разрезать веревку. Данная связка необходима в быту, с ее помощью можно связать ковер, обвязать резиновый шланг, мешок, также можно обозначить на тросе конкретные места, не беспокоясь, что метка может сползти. Идеален этот узел при завязывании на круглых предметах.

Обычный самозатягивающийся узел может быть использован на тросе, который закреплен за перекладину для подвешивания в складах мешков с крупой, сахаром, мукой, чтобы уберечь их от сырости и грызунов. Его можно также сделать быстро развязывающимся. Для этого надо в петлю пропустить ходовой конец сложенный петлей, тогда при необходимости быстро развязать, достаточно будет потянуть за этот конец.

Самозатягивающийся узел на браслете

При изготовлении изделий ручной работы часто требуется закрепить нить самостягивающимся узлом. Например, пользуются популярностью украшения «застегивающиеся» скользящим узлом, что позволяет легко увеличивать или уменьшать длину шнура.

Делаются самозатягивающиеся петли таким образом:

  1. Концы шнура сложить параллельно друг другу, смотреть они должны в разные стороны.
  2. Одним концом шнура обхватить проходящий шнур. При этом конец полностью обхватывает шнур и, проходя через себя, выходит в получившуюся петлю.
  3. Вторым концом завязать узел аналогично.
  4. Затягиваем узлы и получаем готовый регулируемый браслет.

Если надо создать фиксируемый узел, то можно сделать его так:

  • один конец шнура сложить петлей (конец ходового шнура выходит под основной его частью);
  • второй конец пропустить в получившуюся петлю через верх;
  • вывести снизу петли, обхватить основную часть шнура и вывести конец в ту же петлю снизу вверх;
  • получившийся узел затянуть. Получится крепкий фиксируемый узел.

Один из видов самозатягивающихся узлов – это выбленочный узел. Он интересен тем, что имеет широкое применение в жизни человека. Вяжется он двумя полуштыками завязанными в одну сторону. Узел можно закрепить как на предмет, один конец которого открыт и доступен, так и на предмет закрытый с двух сторон.

С помощью такой вязки получается самозатягивающаяся петля для веника. Она удобна тем, что при высыхании веток ее легко затянуть туже. Также узел применяется, например, для прикрепления веревки между столбами, привязке тетивы к луку, подачи инструмента на высоту.

Узлы присутствуют в разных сферах деятельности человека. Рыбалка – одна из этих сфер. Нельзя представить рыбака, который не пользуется связками. Они необходимы, чтобы привязать леску, крючок, блесны и воблеры, для фиксации рыболовной фурнитуры.

Самозатягивающаяся петля для лески эффективна и популярна в использовании у рыбаков. Поскольку получается качественный узел, не требующий специальных навыков вязания. Он получается надежным, так как с противоположной стороны лески привязан грузок.

Рыбаками активно используется самозатягивающийся узел для макушатника. Это конструкция, состоящая из бруска макухи и грузика. Тут данная связка используется для обвязки бруска макухи и прикреплении его к грузку.

Таким образом, применение самозатягивающихся узлов достаточно широко, однако надо помнить, что некоторые такие связки работают надежно только при наличии постоянной нагрузки на ходовой конец. Также они выдерживают нагрузку пропорциональную плотности материала, из которого сделана связка.

prouzel.ru

Особенности

Самозатягивающийся узел для лески имеет множество вариаций. Каждый рыбак выбирает оптимальную для себя технологию создания оснастки. Её применяют и для привязывания лески к шпуле, и при монтаже крючка. Особенно часто самозатягивающиеся узлы применяют для сборки макушатника.

Самой большой популярностью представленный узел пользуется при донной ловле для катушки достаточно большого размера. Это позволяет намотать необходимое количество лески для дальнего заброса.

Самозатягивающийся узел для катушки можно начинать вязать с недорогих разновидностей нити, например бекинга. Продолжается же оснастка более прочной плетенкой или качественной монолеской. Делать оснастку быстро и правильно может научиться каждый рыболов.

Как вязать узел?

Чтобы разобраться в том, как завязать самозатягивающийся узел, необходимо рассмотреть эту технику поэтапно. Для этого нужно подготовить шпулю, а также соответствующую леску. Нить нужно обернуть один раз вокруг катушки. Ее кончик нужно оставить достаточной длины. Так будет удобно производить дальнейшие манипуляции.

Из кончика лески нужно сделать петлю, развернутую в обратном направлении. Этот конец необходимо также предварительно обмотать с ведущей нитью.

Самозатягивающийся узел для катушки

Далее свободный край пропускается через петлю, которая образовалась у основания. Узел затягивается. Для этого его нужно намочить любой жидкостью. Когда образуется кольцо, его нужно надеть на шпулю. При этом леска затягивается. Для этого нужно потянуть за основную леску. Этот простой способ применяет множество рыбаков при наматывании нити на шпулю. Он доказал свою надежность и эффективность.

Завершение работы

После того как леска стянется, нужно убрать ненужные концы. Их обрезают ножницами или острым ножом. Узел впоследствии можно будет ослабить. Так снимается леска со шпули.

Рассмотрев технологию того, как сделать самозатягивающийся узел, рыбак должен учесть несколько важных моментов. Чтобы снасть была надежной, необходимо соблюдать простые правила намотки. До катушки при намотке лески рыбак должен оставлять несколько миллиметров. Такой прием поможет избежать соскальзывания нити со шпули. Забросить приманку при этом получится максимально далеко.

При затягивании узла нужно помнить, что самым слабым местом теперь будет участок над ним. Здесь леска немного растянута, поэтому ее прочностные характеристики на этом участке лески будут нарушены. Поэтому требуется быть аккуратным с нитью.

Зачем делать узел на катушке?

Узел самозатягивающийся признан в кругу рыбаков классикой. Однако некоторые любители отдыха на водоеме предпочитают вообще не использовать узлы для крепления лески к шпуле. Для этого они приобретают катушки, снабженные специальным стопором или клипсой.

Как сделать самозатягивающийся узел

Для более простых снастей придется осваивать технологию вязания узлов. Некоторые рыбаки крепят леску к шпуле при помощи наматывания большого количества монофила. Леска сама удерживает себя на катушке. Если рыбак использует всего 100 м лески, он должен намотать на шпулю около 200 м.

Минус такого подхода проявляется в процессе рыбалки. Леска будет постепенно снашиваться. В условиях водоема придется избавляться от некоторых ее участков. Со временем настанет момент, когда имеющегося количества нити станет недостаточно для удержания ее на катушке. В этом случае рыбаку все-таки придется вязать самозатягивающийся узел, дабы иметь возможность продолжить рыбалку.

Узел для макушатника

Очень часто рыбаки применяют самозатягивающийся узел для макушатника. Эта снасть выглядит как прямоугольный брикет из жмыха (макухи), зажатый на грузиле. Можно потренироваться в затягивании такого узла на проводе.

Самозатягивающийся узел для макушатника

Леску огибают через руку, чтобы получилась петля. Далее ладонь поворачивают от себя, при этом нить поворачивают тоже и закручивают ее на 1,5 оборота. Через эту петлю нужно протянуть основную леску. Лучше ее намочить, чтобы процесс происходил легче.

Образовавшаяся петля предназначена для брикета из макухи. Если потянуть за свободный конец лески, узел ослабнет. Так можно будет сменить прикормку. Поэтому лучше оставлять свободный конец длиной около 2 см. Так можно быстро и просто собрать макушатник в условиях водоема.

Преимущества

Узел самозатягивающийся хоть и считается простым, предоставляет рыбаку массу преимуществ. Это самая удачная технология для затягивания нити на катушке. Его применяют в условиях водоема. Рыбаку не потребуется для этого никаких дополнительных приспособлений. Также необязательно владеть какими-то особыми профессиональными навыками для создания такого узла.

Самозатягивающийся узел для лески

Его просто регулировать. Чем больше усилий приложит рыбак, тем крепче затянутся нити. Узел не сможет самостоятельно развязаться. Единственное, что требуется от рыбака, так это обеспечить постоянное натяжение нити. Это снижает риск выскальзывания ходового кольца.

При желании самозатягивающийся узел можно ослабить и распустить. Это делает его оптимальным вариантом при создании макушатника. Такие качества объясняют популярность этого узла среди опытных и начинающих рыболовов. Он простой и надежный, поэтому его применяют повсеместно.

Рассмотрев технологию того, как создать узел самозатягивающийся, даже начинающий рыболов сможет создать крепкую, надежную снасть. Она не подведет в процессе выуживания добычи из воды. Простота исполнения позволяет без каких-либо дополнительных приспособлений завязать такой узел прямо на водоеме. Присущие этому узлу положительные качества делают его популярным и повсеместно применяемым как опытными, так и начинающими рыбаками.

fb.ru

Самозатягивающийся узел (рис. 44).

Затягивающиеся узлы

Рис. 44.Самозатягивающийся узел

Из всех прими­тивных узлов этот, пожалуй, самый оригинальный, что называется «проще не придумаешь». К коренной части троса этого узла можно приложить тягу, соразмерную прочности троса, и он будет надежно держать. Чем больше тяга, тем сильнее шлагом прижимается свободный ходовой конец, узел сам себя затягивает. Это, по существу, простейшая форма удавки (см. рис. 65).

Применять этот узел следует с большой осторожностью. Всегда помните, что он надежен лишь тогда, когда завязан вокруг бревна и к коренному концу приложено постоянное усилие. Если это усилие будет прикладываться к тросу попеременно, как бы рывками, то ходовой конец может вы­скользнуть из-под коренного конца троса.

Самозатягивающийся узел есть смысл применять в тех случаях, когда подвешенный к коренному концу груз нахо­дится без движения и направление тяги на этот конец не меняется.

Этим узлом удобно подвешивать на перекладину в скла­дах мешки с зерном или крупой, чтобы спасти их от грызу­нов. Потравив ходовой конец троса, подвешенный мешок можно плавно опустить на землю или пол склада.

Самозатягивающийся узел с полуштыком (рис. 45).

Затягивающиеся узлы

Рис. 45. Самозатягивающийся узел с полуштыком

Добавив к самозатягивающемуся узлу один или два полу­штыка, мы получим более надежный узел, который можно будет применить для различных надобностей в быту.

Коровий узел (рис. 46).

Затягивающиеся узлы

Рис. 46. Коровий узел

Несмотря на свое прозаичное название, этот узел считается хорошим морским узлом. Он безотказно держит, если к тросу приложена тяга. Коровий узел фактически представляет собой неправильный (пере­вернутый) штык, работающий в другом качестве.

Издавна этот узел применяли на кораблях для крепле­ния с помощью линя выбленок к крайним вантинам, для временного крепления троса за рым при растягивании для клетневания и тренцевания.

На берегу, помимо того, что этим узлом действительно привязывают к колу коров (а также и коз), его применяют при натягивании веревки для ограждений.

Глухая петля (рис. 47).

Затягивающиеся узлы

Если ходовой и коренной концы коровьего узла (см. рис. 46) соединить вместе и к обоим концам приложить тягу, то полученный таким образом узел уже будет называться глухой петлей. Иногда его на­зывают бирочным узлом, так как им очень удобно пользо­ваться для связывания вместе ключей, для хранения шайб и других предметов, имеющих отверстие, а также для об-тягивания горловины мешка при его завязывании.

Выбленочный узел (рис. 48).

Затягивающиеся узлы Затягивающиеся узлы

А Рис. 48. Выбленочный узел:

а — первый способ вязки; б — второй способ вязки

Свое название этот узел получил из-за того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки — поперечные отрезки смоленого троса, служащие ступеньками для подъема на мачты.

Выбленочный узел состоит из двух полуштыков, завя­занных в одну и ту же сторону. Это очень надежный затя­гивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обоим концам троса. Он исключительно удо­бен для прикрепления тросов к предметам, имеющим глад­кую поверхность, как, например, мачта, рей, стрела или просто бревно. Во времена парусного флота, помимо своего основного назначения, выбленочный узел применялся для вязки коренных концов марса-драйрепов на топе стеньги.

Существуют два различных способа вязки выбленочного узла. Первый способ применяется в случаях, когда один из концов предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт и доступен (рис. 48, а), второй, когда трос приходится обно­сить непосредственно вокруг предмета (рис. 48, б).

Диапазон применения этого узла в повседневной жизни весьма широк. С его помощью можно прикрепить веревку к гладкому столбу или перекладине, завязать мешок, натя­нуть веревку между двумя столбами, привязать тетиву к луку, зачалить лодку за сваю или кол, врытый на берегу, прикрепить шпагат к толстому тросу.

Выбленочный узел очень удобен для подачи инструмен­та на высоту (например, молотка работающим на мачте). При плетении многих видов рыболовных сетей выбленочные узлы образуют первый ряд вязки.

Однако, пользуясь выбленочным узлом, всегда следует помнить, что он надежен лишь при постоянной тяге на трос или веревку.

Разновидностью выбленочного узла является буйрепный узел, служащий для крепления буйрепа к тренду адмирал­тейского якоря. В последнем случае ходовой конец троса должен иметь кноп и прихватываться к веретену якоря схваткой или бензелем.

Задвижной штык (рис. 49).

Затягивающиеся узлы Затягивающиеся узлы

Рис. 49. Задвижной штык

На парусных кораблях этот узел находил еще большее применение, чем выбленочный. Это объясняется тем, что он еще более совершенен и более надежен, нежели выбленочный. Его можно применять и в тех случаях, когда направление тяги троса находится под острым углом к бревну (рею, мачте и пр.) или к тросу, к которому он прикреплен. Задвижной штык держит даже в том случае, если тяга направлена почти вдоль бревна. В отличие от выбленочного узла у задвижного штыка не два, а три охватывающих предмет шлага: один с одной стороны коренного конца и два — с другой. При завязывании этого узла необходимо учитывать, в какую сторону будет на­правлена тяга за коренной конец, и в зависимости от этого вязать узел. Легко запомнить: с какой стороны тяга — там два шлага.

Когда-то задвижной штык на флоте применялся для подъема наверх рангоутных деревьев, если трос приходи­лось вязать за их середину. Им вязали концы горденей при подъеме на реи лисель-спиртов. Им же привязывали блок со свитнем к рею и к лисель-спирту. Концы вымбовок шпилей крепились свистовом также при помощи задвижно­го штыка. Когда шлюпки стояли близ борта корабля на шкентеле, на бакштове или буксировались, они привязыва­лись фалинями за банку тем же задвижным штыком.

Применяя этот узел в быту, не стоит забывать, что он, так же, как и выбленочный узел, надежен только под на­грузкой и не любит резких, ослаблений.

«Констриктор» (рис. 50).

Затягивающиеся узлы Затягивающиеся узлы

А Рис. 50. «Констриктор»

«Боа констриктор» — это зоо­логическое название удава по-латыни. Такие змеи, как удав, питон и анаконда, как известно, убивают свою жерт­ву, сжимая ее тремя петлями своего тела. Узел, известный во всем мире под этим названием, является одним из са­мых сильно затягивающихся узлов. В то же время он счи­тается и одним из наиболее трудно развязываемых узлов. Как правило, его даже не развязывают, он служит один раз. «Констриктор» хорошо затягивается, если он завязан на круглых, не имеющих острых углов предметах; в этом случае он незаменим. Это очень полезный и важный для нашего быта узел. С его помощью можно, например, очень туго завязать мешок, вентиль камеры футбольного мяча, обжать протекающий резиновый шланг, затянуть сверну­тый ковер, мешок, ватное одеяло, связать руку хулигану; наложить на раненую конечность жгут и многое другое. С помощью этого удивительного узла можно поднять тушу убитого медведя, не попортив его шкуры. Для этого надо взять драек или короткую прочную палку, вложить ее в пасть зверя, за его клыки, и завязать пасть с палкой «кон­стриктором». Его концы прикрепить к гаку или грузовому "’ шкентелю. Профессиональные такелажники с помощью «констриктора» накладывают временные марки на стальной трос в тех местах, где его нужно перерубить. Этим самым они предотвращают саморасплетение троса до наложения постоянных проволочных марок.

Двойной «констриктор» (рис. 51).

Затягивающиеся узлы

Рис. 51. Двойной «констриктор»

Хотя этот узел слож­нее только что описанного, но затягивается он еще силь­нее. Он, как и одинарный «констриктор», считается неза­менимым затягивающимся узлом в быту.

Питонов узел (рис. 52).

Затягивающиеся узлы

Как питон почти ничем не от­личается от удава, так и этот узел не имеет особых отли­чий от «констриктора». По принципу они схожи. Питонов узел применим для тех же случаев, что и «констриктор». Кроме этого, он очень может пригодиться для связывания двух поперечных реек (рис. 52, б). Их соединение с по­мощью этого узла будет намного прочнее, чем на гвоздях.

Например, питоновым узлом удобно связывать деревянные рейки воздушного змея. Им можно воспользоваться при со­оружении плетеной изгороди, когда одну веревку нужно привязывать к другой под прямым углом.

Шахтерский узел (рис. 53).

Прост, оригинален и наде­жен этот узел. При постоянной нагрузке он хорошо дер­жит. Видимо, свое название он получил ввиду того, что им пользовались в шахтах. И хотя он не считается морским узлом, его можно успешно применять как на суше, так и на море.

Затягивающиеся узлы

Рис. 53. Шахтерский узел рис. 54. Пикетный узел

Пикетный узел (рис. 54).

Этот узел чем-то напоминает выбленочный, хотя его схема иная. Он может быть приме­нен для тех же целей. Очевидно, свое название он получил от того, что им привязывали к стоякам трос, когда делали пикеты.

Гафельный узел (рис. 55).

Само название уже свиде­тельствует о том, что он из семьи морских узлов. В наше время его уже забыли, видимо, потому, что необходимость в нем отпала- Им всегда можно воспользоваться в быту, когда возникает необходимость быстро прикрепить трос к какому-нибудь предмету цилиндрической формы.

Затягивающиеся узлы

Рис. 55. Гафельный узел Рис. 56. Лисельный узел

Лисельный узел (рис. 56).

На парусных судах лиселями назывались дополнительные паруса, которые ставились с каждой стороны прямых парусов на особых рангоутных де­ревьях — лисель-спиртах. Этим узлом лисель пришнуро-вывался штертами к лисель-рейке. Хотя теперь лисельный узел больше на флоте не применяется, им можно восполь­зоваться для крепления троса к круглому рангоутному дереву.

Фаловый узел (рис. 57).

Затягивающиеся узлы

Рис. 57. Фаловый узел

На парусном корабле прямые паруса, которые ставились между марса-реем и нижним реем, назывались марселями. Смотря по тому, к какой мачте принадлежал парус, он назывался «грот-марсель» на грот-мачте или «фор-марсель» на фок-мачте. Снасти, кото­рой поднимали реи этих парусов, назывались грот-марса -фал и фор-марса-фал. К рею эти снасти прикреплялись фа-ловым узлом. Как и лисельный, фаловый узел считается надежным морским узлом. Он может сослужить неплохую службу и в нашем быту.

Щучий узел (рис. 58).

Он так же, как и два предыду­щих узла, служит для прикрепления троса к предметам цилиндрической формы. Щучий узел намного проще фало-вого узла.

Затягивающиеся узлы

Рис. 58. Щучий узел Рис. 59. Верблюжий узел

Верблюжий узел (рис. 59).

Если вам нужно привязать тонкую веревку к другой, более толстой веревке для тяги под любым углом, советуем воспользоваться этим удиви­тельным узлом. Будучи правильно завязан, он не скользит ни влево, ни вправо. Его всегда легко развязать даже в том случае, если он намок и сильно затянулся.

Стопорный узел (рис. 60).

Затягивающиеся узлы Затягивающиеся узлы

Рис. 60. Стопорный узел

При выполнении различных судовых работ на палубе иногда возникает необходимость задержать находящийся под натяжением трос. Это выпол­няется с помощью другого троса, прикрепляемого стопор­ным узлом к тросу, который нужно задержать. Если тяга троса, который нужно остановить, будет вправо, то ходовой конец стопорного троса кладут сверху троса шлагом влево, потом делают еще шлаг и ходовой конец стопорного троса ведут навстречу первому и второму шлагам, в зажим их, а далее вправо вокруг троса в обвивку, делая еще один-два шлага, и в двух-трех местах кладут прочные схватки или закрепляют «под себя».

Качельный узел (рис. 61).

Затягивающиеся узлы

Рис. 61. Качельный узел

При устройстве своими сила­ми качелей выбор троса и узла, которым этот трос будет прикреплен к перекладине, имеет большое значение. От этого в основном и зависит надежность вашего самодельно­го сооружения.

Если вы надумаете сделать на даче иливо дворе своего дома качели, не ищите другой узел.

Зигзаговый узел (рис. 62).

Название узла как нельзя лучше соответствует его форме. При вязке этого узла ходо­вой конец проходит как бы зигзагами то в одну, то в дру­гую сторону. Зигзаговый узел весьма специфичен. Он в ос­новном применяется для утягивания и закрепления высо­кого штабеля груза в открытом кузове грузового автомоби­ля, оборудованного высокими стойками. Если, например, на таком грузовике требуется перевезти несколько сотен легких ящиков, то их прежде всего необходимо надежно закрепить. Сделать это можно с помощью длинной верев­ки, применив зигзаговый узел. Крепить веревку вокруг стоек грузовика лучше всего, держа ее моток в руке, иначе придется каждый раз протаскивать всю длину веревки.

Затягивающиеся узлы

Рис. 62. Зигзаговый узел Рис. 63. Паловый узел Рис. 64. Битенговый узел

Паловый узел (рис. 63).

Этот нехитрый узел очень удо­бен для закрепления фалиня шлюпки или катера за пал, битенг или одинарный кнехт. Чтобы правильно завязать его, ходовой конец фалиня нужно сложить вдвое, обнести пал сбоку, пропустить петлю под оба конца и накинуть сверху на пал.

Битенговый узел (рис. 64).

Он также служит при швар­товке небольших судов для зачаливания на битенг, пал или причальную тумбу. Ходовой конец фалиня или швартова обносят вокруг битенга, потом складывают его вдвое пет­лей и пропускают под коренной конец. Здесь петлю пере­кручивают один раз на 180 градусов и надевают сверху на битенг. Такой способ закрепления швартовного конца прост и вполне надежен.

Удавка с полуштыками (рис. 65).

Затягивающиеся узлы Затягивающиеся узлы

А Рис. 65. Удавка:

• схема вязки; б — вязка удавки с полуштыками

Лет сто назад в па­русном флоте без этого узла выполнение многих корабель­ных работ было бы просто немыслимо.

Удавка с полуштыками, наряду с задвижным штыком, применялась на кораблях для подъема наверх рангоутных деревьев — стеньг, реев, гафелей и пр. Ею обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и те­леграфные столбы. Этот же узел использовался для крепле­ния коренных концов марса-шкотов, марса-гитовов и дру­гих снастей, где нужно было иметь концы готовыми для быстрой отдачи. Удавка без полуштыков нередко применя­лась для крепления швартова за береговой пал.

Этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу. Его широко используют лесорубы. На многих иностранных языках на­звание этого узла «лесной узел» или «бревенчатый узел».

Удавка с полуштыками — надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета. Ходовой конец троса нужно про­пускать поверх коренного конца внутрь петли в сторону 70

зажимаемого предмета. После того как петля обнесена хо­довым концом 3—4 раза, его выводят из петли в сторону дальнего конца, с которого будет тяга. В то же время удав­ку очень легко и просто развязать, когда тяга на трос пре­кращается.

Чтобы без риска для человеческой жизни поднять ствол дерева в несколько тонн или тяжелую металлическую тру­бу, не обязательно иметь какие-то особые такелажные при­способления для крана. Можно прекрасно обойтись растительным тросом соответствующей прочности или стальным. Но для этого необходимо уметь правильно завязывать этот узел. Его всегда нужно вязать немного в сторону от середи­ны бревна (трубы). Выведя ходовой конец троса из петли, -составляющей узел, его тянут в сторону конца поднимае­мого предмета, с которого будет тяга, и делают два полу­штыка. Но, как правило, два полуштыка делают до начала вязки удавки, так как коренной конец снасти уже закреп­лен (рис. 65, б). Слабина троса между удавкой и полушты­ками перед подъемом должна быть выбрана. Подняв пред­мет краном, его лучше за один прием, не опуская на зем­лю, доставить на место. Всегда следует помнить, что этот узел нужно проверять перед каждым подъемом (если он осуществляется в два приема). Немаловажным является и то, в какую сторону делать на бревне полуштыки. Их сле­дует укладывать по ходу спуска троса. Подъем тяжелых предметов удавкой без полуштыков считается опасным.

studopedia.ru

Битенговый

Битенговый узел используют для швартовки небольших судов, шлюпок за швартовочные устройства – пал, причальную тумбу, битенг. Узел надежный, хорошо выдерживает рывковую нагрузку, довольно просто вяжется и распускается.

Рис. 15. Битенговый

Выбленочный

Выбленки – вантовые ступеньки из троса для подъема на мачты. Именно для их привязывания моряки парусных судов первоначально использовали этот узел. Кроме того, выбленочный узел используют для швартовки лодки, подачи нетяжелого груза на высоту, увязки поклажи, плетения сетей. Это надежный затягивающийся узел, хорошо держит нагрузку и не проскальзывает даже на гладких поверхностях. Однако нужно учитывать, что такие свойства узла проявляются, только если к нему приложена постоянная нагрузка, в противном случае он может ослабнуть и начнет проскальзывать. Существует два варианта завязывания выбленочного узла: первый используют, когда конец предмета, вокруг которого вяжут узел, открыт, второй – когда трос обносят вокруг самого предмета.

Рис. 16. Выбленочный: а – вариант 1; б – вариант 2

Гафельный

Свое название этот морской узел получил от наклонного рея, закрепленного в верхней части мачты. Хотя в современном флоте для этой цели узел уже не используют, его продолжают применять тогда, когда необходимо быстро прикрепить трос к гладкому цилиндрическому предмету.

Рис. 17. Гафельный

Узел «задвижной штык»

Узел известен и распространен не меньше, чем выбленочный. Он имеет больший диапазон применения: его вяжут для подъема длинноразмерных грузов на палубу или реи при установке дополнительных парусов, привязывают шлюпки к борту судна при их транспортировке. Как и многие затяжные узлы, «задвижной штык» хорошо работает только при наличии постоянной нагрузки, без которой он постепенно ослабевает и может развязаться. Однако этот узел имеет одну особенность, выгодно отличающую его от остальных узлов группы: он хорошо работает даже в тех случаях, когда тяга троса находится под острым углом или почти параллельна грузу. Узел прост в завязывании, хорошо выдерживает большие нагрузки. Надежность этого узла связана с его конструкцией и особенностью расположения шлагов при завязывании. Он состоит из трех шлагов, охватывающих груз, причем два из них вяжут со стороны приложения тяги.

Рис. 18. «Задвижной штык»

Констриктор

Название этого узла произошло от латинского названия разновидности удава, известного в зоологии, – боа констриктор. Среди затягивающихся узлов существует целая группа, имеющая сходные характеристики и сферу применения, что также нашло отражение в их названии: констриктор, двойной констриктор, питон. Такое название закрепилось за узлами благодаря тому, что в основе их конструкции лежат петли, охватывающие привязываемый предмет, что напоминает кольца удавов, убивающих свою жертву. Констриктор считается одним из самых сильно затягивающихся узлов, его превосходит только усиленная версия – двойной констриктор. Лучше всего его применять при соединении веревок и тросов с круглыми, не имеющими граней предметами. Но в то же время нужно учитывать, что это «одноразовый» узел, так как после приложения к нему сильной нагрузки развязать его будет практически невозможно. В современном морском деле констриктор из-за сложностей с развязыванием используют редко. В основном его применяют как временную марку, не допускающую расплетения тросов в случае их рассечения, или для пакетирования мягких тюков с грузом.

Рис. 19. Констриктор

Лисельный

Это старинный морской узел, применяемый на парусных судах для крепления прямых дополнительных парусов к лисель-рейке. На данный момент узел выполняет вспомогательные задачи – им соединяют тросы с цилиндрическими предметами.

Рис. 20. Лисельный

Паловый

Пал – это тумба из чугуна, бетона или деревянные сваи, забитые в грунт, за которые заводят швартовые. Из названия узла видно, что основная функция этого узла – закрепление тросов судна за швартовые приспособления на берегу. Узел очень прост в вязке и хорошо выдерживает постоянные и рывковые нагрузки.

Рис. 21. Паловый

Самозатягивающийся

Этот узел часто называют простой удавкой. Он очень быстро вяжется и предназначен для крепления троса к цилиндрическим предметам. Однако работать такое соединение будет только при наличии постоянной, равномерной нагрузки, приложенной к корневому концу троса. При прекращении тяги или же появлении переменной (рывковой) нагрузки узел начинает проскальзывать и ходовой конец троса выходит из-под корневого конца троса, что приводит к его самороспуску.

Рис. 22. Самозатягивающийся

Удавка с полуштыками

Из всех затяжных узлов, применяемых в парусном флоте для работы с цилиндрическими грузами, удавку с полуштыками использовали чаще всего. Ее использовали для буксировки и подъема стеньг, гафелей, рей, для крепления снастей, крепления швартового. В современных условиях этот узел продолжают применять при такелажных работах, а также в тех случаях, когда нет возможности применять металлические стропа или есть опасность повреждения при погрузке не очень тяжелых круглых длинноразмерных грузов. Достаточно часто его применяют в лесной и строительной промышленности, где он известен под названием «лесной» или «бревенчатый узел». Такая популярность удавки с полуштыками обусловлена ее высокой надежностью, высокой степенью фиксации даже на скользких круглых предметах и в то же время щадящим по отношению к тросам характером узла. Несомненным плюсом этой удавки является и простота ее развязывания после снятия нагрузки. Но для того чтобы использовать все эти положительные качества и не допустить схода привязанного груза, необходимо правильно вязать и размещать этот узел. Удавку с полуштыками завязывают не на середине груза, а с небольшим смещением, и ходовой конец троса при выходе из узла тянется в сторону конца поднимаемого предмета, куда будет приложена тяга. Необходимо выбирать слабину между узлом и полуштыками и формировать их по ходу спуска троса.

Рис. 23. Удавка с полуштыками

Фаловый

Фаловый, как лисельный и гафельный узлы, получил свое название по наименованию парусных снастей, для крепления которых их применяли. Этим узлом в парусном флоте крепили к реям грот-марс-фал и фор-марс-фал элементы оснастки для управления прямыми парусами. Схемы завязывания фалового и лисельного узлов очень похожи и отличаются только количеством витков на привязываемой опоре: у фалового их делают три, а у лисельного – два. На сегодняшний момент фаловый узел используют в такелажных работах и в быту.

Рис. 24. Фаловый

Следующая глава >

diy.wikireading.ru

Узел самозатягивающийся – что это

Большинство видов узлов и способов их вязки пришли в современный мир из флота, хотя в этой сфере он применяется нечасто из-за своей ненадежности. Дело в том, что самозатягивающийся узел крепко держится лишь при постоянной нагрузке, в момент ослабления он вполне способен развязаться. Несмотря на это, имеются сферы для его применения.

Затягивающиеся узлы«>

Это самый простой оригинальный узел и в целом представляет собой одну из простейших видов удавки. Этот узел надёжно выдерживает большой вес и тягу, пропорциональную прочности троса или другого материала, из которого изготовлен. Но нужно быть аккуратным при его использовании, следя за тем, чтобы нагрузка на узел не ослабевала.

Для лучшей надёжности существует несколько вариаций этого узла.

Вязка узла

Способы вязки данного узла относятся к самым простым и быстрым. Всё, что нужно для его создания, это верёвка с ходовым концом и опора. Рыбаки для такой цели используют шпулю.Затягивающиеся узлы«>

Конец веревки обматывается вокруг опоры, сформировав, таким образом, открытую петлю. На конце веревки или лески нужно сформировать петельку. Предварительно сделайте вокруг неё обмотку за ходовым концом и заведите закрытую петлю. Ходовым концом петли нужно произвести несколько оборотов и вывести через основную петлю. Потяните за него, узел затянется и при нагрузке проявит всю свою мощь.

Для улучшения прочности самого узла при вязке используется самозатягивающийся узел с полуштыками. Выполняется он не сложнее стандартного. После выполнения основной техники вязки формируется два полуштыка со стороны утяжеления. Максимального эффекта этот вид достигает при выполнении определенных условий:

  • если формируется не по центру;
  • если ходовой конец должен быть направлен в сторону предполагаемого груза.

Где применяется

Во всех сферах жизнедеятельности он найдет свое место. Его часто используют в альпинизме, на складах (их применяют для подвешивания тяжёлых предметов). Рыбаки используют во время вязки снастей для рыбалки с берега.

Популярностью пользуются узлы амортизирующие. Они формируются на дополнительной верёвке, которая используется для объединения запасного крепления в случае разрушения основного. Также существуют самозатягивающиеся узлы для транспортировки грузов или для различных спасательных работ. К таким относятся тормозящий узел, «ремни» и mariner.Затягивающиеся узлы«>

Существует два вида креплений — простое и сложное, для различных жизненных ситуаций. На флоте оригинальный самозатягивающийся узел применяют редко, отдавая предпочтение его вариациям.

Крепление

Крепление зачастую пользуется популярностью у рыбаков. Хотя опытные рыбаки предложили завязывать самозатягивающийся узел для лески без дополнительных деталей, но их использование существенно облегчает жизнь. Крепление помогает фиксировать петли во время вязки, не дает узлу резко самораспуститься, упрощает процесс вязания. На прилавках рыбных магазинов сейчас можно увидеть катушки со стопором для крепления плетенки. Многие рыболовы наматывают леску, которую удерживает шпуля, без лишних креплений, но лишь те, которые набили руку за время многолетнего опыта.

Виды

Всего существует 18 видов самозатягивающихся узлов, но с использованием одной верёвки только 4 вида:

● Классический «прусик».

● Перекрестный.

● С карабином «арб».

● Узел Бахмана (с карабином).

Количество витков нестабильно, при необходимости его можно увеличить.

Затягивающиеся узлы«>Необходимо выделить один из самых сильных узлов — узел констриктор. Он получил свое название от зоологического названия удава — Boa constrictor, который одерживает победу над своей жертвой при помощи удушения. Этот самозатягивающийся узел для веревки надежен, выполняется с применением закругленных предметов вместо опоры. Как только опора исчезает, он самораспускается.

Использование узла рыболовами

Активно используется рыбаками самозатягивающийся узел для макушатника. Он представляет собой конструкцию из бруска макухи с грузиком. Связать такую снасть довольно просто.Затягивающиеся узлы«>

Для этого понадобится леска, двойной поводок и грузило. Специальное грузило необходимо приобрести в магазине, иначе всё приспособление может стать неудачным. Чаще всего она похожа на подкову с отверстием по центру изделия. Брусок макухи затягивается при помощи самозатягивающегося узла и обвешивается крючками.

Для оформления снасти берется леска 4 мм в диаметре и до 50 см в длину. Леска просовывается через отверстие в грузила до середины, после чего она выводится наверх. На неё надевается изоляция, и делается петля. После этого формируется самозатягивающийся узел, на который крепится макуха. Изоляция служит креплением для длинного поводка со стороны свободного конца лески, на который крепится вертлюга, чтобы защитить от перекручивания леску на течении. Закрепив брусок жмыха с крючками, вы можете считать, что задача выполнена. Заготовка крепится с помощью карабина к основной леске. Приманка готова к забрасыванию. Попадая в воду, она постепенно намокает, и рассыпающийся жмых из макухи распространяется в водоеме, завлекая желаемую рыбу.

Морской

Первоначально самозатягивающийся узел для веревки создавался моряками для крепления парусов и различных предметов на палубе. Надежные узлы — залог успеха, ведь моря и океаны такие неспокойные. В период расцвета мореходства существовало более 500 видов узлов. Вязка морских узлов – это целая наука. Но с внедрением парового двигателя необходимость в парусах пропала, узлами стали пользоваться меньше. Да и изменение состава материалов тросов и верёвок послужило тому, что некоторые узлы утратили свою эффективность.Затягивающиеся узлы«>

Самозатягивающийся узел в морском деле использовали для крепления к цилиндрическим предметам. Его попросту называют удавка, так как петля для висельников завязалась по такому же принципу. В случае отсутствия нагрузки или при переменной тяге ходовой конец выскальзывает, распуская весь узел. Это и стало причиной отказа от его применения. Поэтому на флоте начали использовать узел констриктор и самозатягивающийся с полуштыками. Особенность его вязки в том, что сам узел размещается со смещением, так чтобы ходовой конец был направлен в сторону груза. За счёт этого он не будет так быстро выскальзывать.

Преимущества

Узел самозатягивающийся получил своё признание в первую очередь благодаря простоте вязания и высокой эффективности. Несмотря на ненадежность, его часто используют, но в том случае, когда уверены в наличии постоянного утяжеления. При формировании узла не требуются дополнительные материалы или приспособления. Основная задача, с которой он блестяще справляется — выдержать нагрузку, пропорциональную плотности троса (верёвки, лески, троса), из которого узел вяжется.

При наличии постоянного утяжеления узел не способен развязаться самостоятельно, только вручную, что также не доставит хлопот. Он так же просто развязывается, как и завязывается. Такое преимущество оценили рыбаки и альпинисты, для которых каждая секунда дорога. Это свойство выводит данный узел в лидеры.

Научиться вязать удавку может даже ребенок, а правильное использование способствует максимальной реализации ожидаемого результата – надежному удерживанию большого веса.

www.syl.ru

Удавка с полуштыками

Удавка с полуштыками

Лет сто назад в парусном флоте без этого узла выполнение многих корабельных работ было бы просто немыслимо. Удавка с полуштыками, наряду с задвижным штыком, применялась на кораблях для подъема наверх рангоутных деревьев — стеньг, реев, гафелей и пр. Ею обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Этот же узел использовался для крепления коренных концов марса-шкотов, марса-гитовых и других снастей, где нужно было иметь концы готовыми для быстрой отдачи. Удавка без полуштыков нередко применялась для крепления швартова за береговой пал. Этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу. Его широко используют лесорубы. На многих иностранных языках название этого узла «лесной узел» или «бревенчатый узел». Удавка с полуштыками — надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета. Ходовой конец троса нужно пропускать поверх коренного конца внутрь петли в сторону зажимаемого предмета. После того как петля обнесена ходовым концом 3 — 4 раза, его выводят из петли и в сторону дальнего конца, с которого будет тяга. В то же время ее очень легко и просто развязать, когда тяга на трос прекращается. Чтобы без риска для человеческой жизни поднять ствол дерева в несколько тонн или тяжелую металлическую трубу, не обязательно иметь какие-то особые такелажные приспособления для крана. Можно прекрасно обойтись растительным тросом соответствующей прочности или стальным. Но для этого необходимо уметь правильно завязать этот узел. Его всегда нужно вязать немного в сторону от середину бревна (трубы). Выведя ходовой конец троса из петли, составляющей узел, его тянут в сторону конца поднимаемого предмета, с которого будет тяга, и делают два полуштыка. Но, как правило, два полуштыка делают до начала вязки удавки, так как коренной конец снасти уже закреплен (б). Слабина троса между удавкой и полуштыками перед подъемом должна быть выбрана. Подняв предмет краном, его лучше за один прием, не опуская на землю, доставить на место. Всегда следует, помнить, что этот узел нужно проверять перед каждым подъемом (если он осуществляется в два приема). Немаловажным является и то, в какую сторону делать на бревне полуштыки. Их следует укладывать по ходу спуска троса. Подъем тяжелых предметов удавкой без полуштыков считается опасным.

poxod.ru

Categories: Узлы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.